google-site-verification: google21d08411ff346180.html Житие и подвизание иже во святых отца нашего Порфирия Газского | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Житие и подвизание иже во святых отца нашего Порфирия Газского

Март 10th 2011 -

23. Когда же идолопоклонники увидели его несомого, то подумав, что он мертв, обратились в бешенство, полагая, что преступно вносить в город мертвеца, и стащив его с плеч несших, начали бить боголюбивого Корнилия диакона и двух христиан, и, привязав веревку к ноге блаженного Варохи, влекли его. В это время некоторые из братии известили об этом блаженного епископа, и он, [20] смутившись, призвал меня и трех других братий, находящихся у него, и сказал им: дерзайте братия, и бегите, теперь время мученичества. Когда же мы прибежали на место, где связали блаженного, сбежались толпы – и одни издевались над святейшим епископом, другие же, видя его терпение, что он при издевательстве не гневался, но, напротив, увещевал каждого не осквернять и не оскорблять подобострастного тела, перешли на нашу сторону и стали спорить друг с другом до ударов. Мы же, видя большое смятение, подняли боголюбивого Вароху и ушли во святую церковь. 24. Когда же увидели, что он еще дышит, то стали врачевать его, и об нем совершалось вечером и ночью усиленное моление, ибо собралась вся братия. А преподобный епископ не переставал плакать и молить Бога за него, ибо знал, каковую тот имел ревность о Боге. Когда же Бог увидел слезы преподобного священника и мольбы народа (его считали вторым Финеесом 22 против идолопоклонников), то ускорил милость свою к нему и в эту ночь открыл ему очи, и он начал говорить и просить дать ему пить. Я же, сидев возле него, тотчас побежал известить блаженного епископа и от великой радости позабыл дать ему пить: и со мною случилось то же, что с рабыней во время блаженного апостола Петра (Деян. 12, 14), когда, услыхав голос святого [21] Петра, от радости она не открыла ему дверей, но, оставив его, сперва известила бывших в доме; то же произошло и со мною. Блаженный епископ, услышав это, не был побежден душевным волнением, но оставался, пребывая в молитвах. Мы же, восхвалив его твердость и непоколебимость, оставили его и ушли, я и боголюбивый Корнилий диакон, сидевший вместе со мною при блаженном Варохе. Когда же преподобнейший епископ окончил молитвы и все последование, то, сев и сам вместе с нами, спросил богочестивого Вароху, как он сначала пострадал, и тот рассказал нам все. 25. Когда мы совещались о том, что следует делать, наступило утро и вот, защитник города 23 с двумя иринархами 24 и двумя знатными 25 Тимофеем и Епифанием и многими другими, придя, начали кричать и шуметь, говоря: Зачем внесли вы в город покойника, не смотря на то, что это запрещают отцовские законы? и при этом оскорбляли блаженного епископа. Мы же, услышав шум, вышли, и когда они увидели нас, то начали колотить меня и боголюбивого Корнилия диакона. Когда же мы стали призывать свидетелей из народа, то преподобнейший епископ [22] заградил нам уста, прося и увещевая их не гневаться столь безрассудно. Безбожные же, на сколько более их просили, на столько сильнее бесновались и оскорбляли преподобного мужа. И так как шум продолжался, то боголюбивый Вароха одушевился и наполнился ревностью о Боге: он встал, схватил палку и начал бить попавшихся и продолжал, гоня их до святилища Марны; возвратился с великою победою новый наш Сампсон, и сам поразив тысячу иноплеменников. С того времени идолопоклонники боялись его, не будучи в состоянии слышать его имя. Немного времени спустя я и боголюбивый Вароха были удостоены рукоположения во диаконы, я, будучи весьма недостоин, он же, прияв этот дар достойно и праведно. 26. Иже во святых отец наш Порфирий, видя беззакония, ежедневно совершаемые идолопоклонниками, решил послать меня в Византию просить царей об уничтожении идольских капищ: они еще действовали в Газе, в особенности так называемое святилище Марны. И составив послание в святейшему и преподобнейшему епископу Константинопольскому, слава и хвала которого упоминаются всеми, отправил меня: через двадцать дней мы прибыли, и я, отдав послание блаженному Иоанну 26, ознакомил его изустно со всем. Тот, услышав это, тотчас дал знать [23] Евтропию 27 кувикулярию 28, имевшему большую силу у царя Аркадия, и прочел ему послание блаженного епископа, попросив его помочь посланию; получив обещание, он ушел и сказал мне: будь покоен, чадо; я надеюсь на владыку Христа, потому что Он обыкновенно творит милость свою. Я же не переставал напоминать ему ежедневно, и он посылал и настаивал перед Евтропием. По истечении семи дней, был объявлен божественный указ, чтобы капища города Газы были заперты и не действовали, и это повеление было вручено некоему Иларию, сувадиуве магистриана 29. 27. Три дня спустя я отправился из Византии и через десять дней прибыл в город Газу, опередив Илария на семь дней. Я нашел преподобнейшего Порфирия нездоровым, но как только передал ему ответ блаженнейшего Иоанна архиепископа Константинопольского и прочел его, тот, обрадовавшись, выздоровел, освободившись от лихорадки. Он говорил, что получил болезнь вследствие большой скорби от идолопоклонников. Через семь дней прибыл названный Иларий вместе с двумя коментарисиями 30 консулов и большою помощью из Азота 31 и Аскалона и [24] всеми общественными властями. Тотчас он захватил трех знатных 32 и, получив от них удовлетворение, предъявил им царскую грамоту, повелевавшую, чтобы капища города Газы были заперты под опасением смерти первых этого города, и, свергнув в них всех идолов, запер их. Святилище же Марны он оставил тайком действовать, взяв за это весьма большие деньги. И идолопоклонники стали опять, по обыкновению, творить беззакония. 28. Случилось же, что произошло и другое чудо, распространившаяся молва о котором привела многих к познанию истины. Бог, будучи благоутробен, ведает под различными предлогами обращать род человеческий к своему умному свету.

Случившееся было из таковых: некая жена из городской знати, по имени Элия, перед родами впала в великую опасность, а причиною опасности было следующее; плод у нее выходил не естественным образом, но принял обратное, неестественное положение и, так как одна рука была высунута, то остальное тело не имело возможности пройти; оно лежало поперек в утробе, и бабки не могли придать ему естественное положение. Приключившиеся жене муки были несказанны, так как боли толкали плод ежечасно; еще большую силу получили муки вследствие того, что за первым днем последовал второй, а также и третий, бывший еще более мучительным второго. Страдания [25] протянулись на семь дней, при чем болезнь постоянно усиливалась. И врачи желали сделать ей чревосечение, но увидев упадок сил ее, отказались от нее. Ее родители и муж Ирос, будучи почитателями демонов, ежедневно приносили за нее жертву, приводили заклинателей и знахарей, полагая что те помогут ей, но безуспешно. 29. У нее была верующая кормилица, которая, весьма скорбя, творила молитвы за нее в молитвенных домах. В один из дней, когда она со слезами молилась в церкви, около девятого часа вошел туда иже во святых Порфирий, и я вместе с ним, и увидел скорбящую старицу, которая со слезами молилась Богу; остановившись, он спросил ее о причине. Она же, увидев его, припала к его ногам, умоляя помолиться Христу за нее. Когда же святой узнал от жены повод, то прослезился и сам (он был чрезвычайно сострадателен) и сказал кормилице: «Я слышу об этом семействе, что оно покланяется идолам и с трудом может спастись; но все же Богу все возможно, и Он пользуется случаем для того, чтобы спасти погибающих». Пойди теперь и собери всех родных, родителей, мужа и скажи им: так как здесь есть превосходный врач, могущий ее вылечить, то, если он поможет ей избежать толикой опасности, что вы дадите ему? Они, во всяком случае, будут обещать тебе многое. Скажи им следующее: если он ее вылечит, дайте мне слово в том, что [26] не измените ему и не пойдете к другому. Заставь их всех воздеть руки к небу и дать слово, что они исполнят все, что обещали. И когда они сделают это, скажи родильнице при всех: Иисус Христос, Сын Бога живого, исцеляет тебя. Веруй в Него, и будешь жить». 30. Старица, услышав слова блаженного епископа и приняв от него препоручение Богу, побежала в дом и, найдя всех плачущими, а жену в крайней опасности, молила ее родителей и мужа не малодушествовать; она говорила, что «превосходный врач прислал меня к вам, чтобы вы дали мне слово в том, что если он ее вылечит, вы не откажетесь от него». Родители и муж, услышав это, сказали: если он пожелает взять все наше имущество, мы не замедлим, только бы увидеть нам нашу дочь в живых, кормилица же сказала: возденьте руки ваши к небу и дайте мне слово, что вы не откажетесь от врача. Они же с готовностью и со слезами воздели руки, говоря, что все наше будет принадлежать ему во все время нашей жизни. Ибо какое утешение будет у нас, если она скончается? Она была у них единственная и прекрасного характера, как никакая другая жена. Кормилица, услышав это, громким голосом перед всеми, сказала: великий иерей Порфирий говорит: Иисус Христос, Сын Бога живого, исцеляет тебя; уверуй в Него и будешь жить. Тотчас, жена громко закричав, родила живого ребенка. [27] 31. Все, находившиеся там, в изумлении воскликнули: велик Бог Христианский, велик иерей Порфирий. На следующий день родители жены, и муж и все родственники и близкие, придя к блаженному Порфирию, пали к его ногам, прося печати Христовой.

Блаженный же, назнаменовав их и сделав оглашенными, отпустил в мире, заповедав им посещать святую церковь, и немного времени спустя, огласив их, крестил и младенца вместе с женою, и дал ему имя Порфирий. Просвещенные по поводу жены были числом шестьдесят четыре. 32. Идолопоклонники, по мере того, как видели Христиан умножающимися, ожесточались и не дозволяли им занимать общественные должности, но обращались с ними, как с дурными рабами. Блаженный Порфирий, вновь видя большую несправедливость к Христианам, и не вынося, когда зрел их обиды, отправился в Кесарию к блаженному архиепископу Иоанну 33 и просил его со слезами успокоить его. Он говорил, что уже более не в состоянии переносить беззакония, совершаемые жителями Газы. Блаженный же Иоанн, услышав, просил его быть твердым и не оставлять епископства. И отвечая, преподобнейший Порфирий сказал ему: 33. «Беру тебя в свидетели пред незримым Богом и надеждою нашей Иисусом Христом, Господом всея твари, и покланяемым и животворящим [28] Святым Духом, не презри моления моего, для того, чтобы ее была с нас взыскана погибель бесчисленных душ.

Но молю тебя, отче, поедем со мною в царствующий град молить царей, с изволения небесного Царя, о разрушении идольских капищ». Блаженный Иоанн, отвечая ему, сказал: «Чадо, просьба твоя справедлива, но время неудобно: теперь начинается зимний поворот». Блаженный Порфирий отвечал: «Если Бог восхощет, чтобы мы были и обратили народ Газский, то он может сохранить нас и во время зимы. Ты же отче, соблаговоли, дерзая на Его благоутробие, и наш путь будет благополучен», Блаженный Иоанн сказал ему: «Да будет воля Христова». 34. Блаженный Порфирий, получив обещание, написал мне, чтобы я как можно скорее прибыл в Кесарию и привез с собою три книги и сорок три номисмы 34, которые случайно остались от доходов святой церкви. Я же, получав письмо и взяв книги и номисмы, тотчас отправился, и прибыв в Кесарию, обрел преподобнейших епископов готовящимися в плаванию и через два дня мы, снявшись, отплыли в Воскресенье, в двадцать третий день месяца Перития 35, и, по милосердию Христа, проплыв благополучно, через десять дней прибыли к острову Родосу. Тогда на острове, на противоположной его [29] стороне, был один инок, по имени Прокопий, который теперь сопричислен к ангелам. Он скончался тому назад пять лет, жив непорочною жизнью в постах и бдениях и крайней нестяжательности; он имел пророческий дар и силу изгонять бесов. Мы, пристав, как было сказано, к Родосу, и услышав о подвизаниях святого мужа, сочли необходимым не пройти мимо него, но насладиться его ангельским общением, и спросив, где он имел пребывание, отправились к нему, проплыв на парусном судне, и прибыв, постучали в дверь. Он тотчас, выйдя, открыл нам сам, хотя и имел при себе другого ученика. 35. Когда же он увидал преподобнейших епископов, то, пав на лице, поклонился им, затем, встав, облобызал и меня и боголюбивого Евсевия диакона, которого взял с собою преподобный архиепископ Иоанн; введя нас в молельню, он отступил назад, предоставив переднее место блаженнейшим епископам, и сказал: вам иереям подобает занимать переднее место, мне же смиренному и не удостоенному хиротонии – заднее.

Тогда мы узнали, что преподобнейший Прокопий был прозорливец, ибо и не видав нас, и не слышав про нас, духом узнал, что блаженнейшие Иоанн и Порфирий епископы, почему дал им предпочтение в молитве. Затем, после молитвы, мы сели и побеседовав с нами о многом душеполезном, он спросил о причине беспокойства.

Блаженный же Порфирий рассказал ему все про [30] жителей Газы, как неистово преданы они идолам и сколько бедствий терпят от них Христиане, и что сего ради они отправляются просить царей о низвержении идольских капищ.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8

Комментарии закрыты.