google-site-verification: google21d08411ff346180.html Священномученик Петр, архиепископ Александрийский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский

Декабрь 7th 2014 -

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский

Память 25 ноября/8 декабря

Священномученик Петр родился в Александрии в семье протопресвитера Феодосия и Софии. У благочестивых супругов долго не было детей. Господь послал им сына по горячей молитве Софии к Первоверховным Апостолам в день их памяти. Младенцу дали имя в честь апостола Петра.

Вся жизнь святителя Петра была отдана Церкви. Еще в отрочестве он знал на память всё Священное Писание, изучением которого продолжал постоянно заниматься. За свою подвижническую жизнь святой Петр был прославлен от Господа даром чудотворений еще при жизни. Перед кончиной Александрийскому архиепископу Феону явился Господь и указал, что его преемником на кафедре апостола Марка будет святой Петр. Избрание на кафедру александрийских святителей святого Петра произошло в трехсотом году. Вскоре он вынужден был для блага Церкви покинуть свой родной город из-за гонения императора Диоклитиана.

Святитель Петр утешал свою паству посланиями, и духом всегда пребывал с ней. По возвращении на кафедру святой написал покаянные правила, предоставляя возможность отпадшим во время гонения возвратиться в Церковь. Одновременно он умиротворил свою Церковь от раскола, возникшего в ней по вине Мелития, епископа Никопольского. В то трудное время начал сеять плевелы лжеучения пресвитер Арий. Святой Петр выступил против него, проклял еретика и отлучил от Церкви.

Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь, несмотря на гонения, крепла и умножалась.

В жизни святого священномученика большое значение имели два явления Христа: в первый раз — архиепископу Феоне, предопределившее избрание святого Петра в преемники на престоле апостола Марка, и второй раз — ему самому, возвестившее скорую кончину. О первом видении, бывшем архиепископу Феоне, говорится: "Потом архиепископ Феона занедужил. Когда он, подобно всякому человеку, был близок к кончине, все люди, клирики и почти все население города собрались к нему, рыдая и говоря: «Куда уходишь ты, отец наш, оставляя нас в это смутное время? На кого ты обрекаешь нас?» — Архиепископ ответил им: «Надейтесь, дети мои, ибо Господь уже избрал того, кто будет праведно руководить вами. То, что я скажу вам, неразумно, но я не могу скрывать того. Сегодня ночью, когда я бодрствовал, хотя и пребывал в постели по причине болезни, я читал псалмы. Когда я кончил малую службу, единственную, которую мои силы позволили мне совершить, то я лег, вытянувшись в постели, и вознес молитву Господу о даровании пастыря стаду Его. Тогда явился мне Царь, Господь Славы, и сказал мне: „Добрый садовник сада духовного, вручи сад Петру, священнику, дабы он поливал его, а сам явись отдохнуть вместе с отцами твоими...“ Сказав так, авва Феона проговорил: „Мир да будет со всеми вами!“ Потом, возведя очи к небу, он сказал так: „Се Дарь Славы и Его святые Ангелы!“ И так он отошел к Тому, Кого любил, к Господу нашему Иисусу Христу, во второй день месяца Тобия в мире Господнем». «Когда авва Феона Патриарх достиг своего конца, александрийский клир собрался с народом и возложил их руки т. е. тех, кому предоставлено право рукоположения) на Петра пресвитера, его сына и ученика, и посадил его на епископском престоле Александрии, как Феона, святой отец, заповедал им; это было в 16 году Диоклетиана царя». Сразу после кончины святителя Феоны святой Петр был возведен на кафедру александрийских епископов".

В жизни святого священномученика большое значение имели два явления Христа: в первый раз — архиепископу Феоне, предопределившее избрание святого Петра в преемники на престоле апостола Марка, и второй раз — ему самому, возвестившее скорую кончину. О первом видении, бывшем архиепископу Феоне, говорится: "Потом архиепископ Феона занедужил. Когда он, подобно всякому человеку, был близок к кончине, все люди, клирики и почти все население города собрались к нему, рыдая и говоря: «Куда уходишь ты, отец наш, оставляя нас в это смутное время? На кого ты обрекаешь нас?» — Архиепископ ответил им: «Надейтесь, дети мои, ибо Господь уже избрал того, кто будет праведно руководить вами. То, что я скажу вам, неразумно, но я не могу скрывать того. Сегодня ночью, когда я бодрствовал, хотя и пребывал в постели по причине болезни, я читал псалмы. Когда я кончил малую службу, единственную, которую мои силы позволили мне совершить, то я лег, вытянувшись в постели, и вознес молитву Господу о даровании пастыря стаду Его. Тогда явился мне Царь, Господь Славы, и сказал мне: „Добрый садовник сада духовного, вручи сад Петру, священнику, дабы он поливал его, а сам явись отдохнуть вместе с отцами твоими...“ Сказав так, авва Феона проговорил: „Мир да будет со всеми вами!“ Потом, возведя очи к небу, он сказал так: „Се Дарь Славы и Его святые Ангелы!“ И так он отошел к Тому, Кого любил, к Господу нашему Иисусу Христу, во второй день месяца Тобия в мире Господнем» . «Когда авва Феона Патриарх достиг своего конца, александрийский клир собрался с народом и возложил их руки т. е. тех, кому предоставлено право рукоположения) на Петра пресвитера, его сына и ученика, и посадил его на епископском престоле Александрии, как Феона, святой отец, заповедал им; это было в 16 году Диоклетиана царя». Сразу после кончины святителя Феоны святой Петр был возведен на кафедру александрийских епископов"

Второе явление Христа было непосредственно Петру Александрийскому перед его кончиной и раскрывало собой сущность арианской ереси, тогда только зарождавшейся. Синаксарий из службы святых отец Первого Вселенского Собора так говорит об этом: «Иже Арий бяше убо от Ливии, во Александрию же пришед, и диакон от священномученика Петра Александрийского поставлен быв, понеже хулити начат на Сына Божия, тварь Сего проповедал, от не сущих же быти и далече суща от Божественнаго достояния, злоупотребительно же Премудрости и Слову Божию глаголатися: яко уподоблыпася Савеллию злочестивому, единолично и единоипостасно глаголющу Божество. И овогда убо Отцу бывати, овогда же Сыну, овогда же Духу Святому. Сия убо Ариа хуляща, великий Петр от священства его отлучает. Христа яко младенца на святем жертвеннице видев, в раздранну облеченна ризу, и глаголюща, яко Арий раздраю» .

Петр был современником ересиарха Ария, которого он проклял и отлучил от церкви. С арианством связано вошедшие в житийную литературу и гимногорафию видение святого Петра. Когда в 311 году Петр был арестован и заключён в тюрьму, то, согласно Синаксаря:

Христа яко младенца на святом жертвеннице видев, в раздранну облеченна ризу, и глаголюща, яко Арий раздра ю.

Отлученный им Арий, видя близкую кончину святого, предпринял в это время лицемерную попытку вернуться в лоно Церкви. Пресвитерам, пришедшим просить о помиловании Ария, святитель Петр открыл тайну, что не сам отлучил его, но по воле Спасителя. Господь явился ему в образе двенадцатилетнего отрока, в разорванной сорочке, с лицом сияющим, как солнце. На вопрос Святителя «Кто Тебе, Спасе, ризу раздрал?» Спаситель сказал: «Арий безумный раздрал Мне ее. Не принимай его в общение церковное, ибо лукавое и враждебное замыслил он на Меня и на людей Моих».

Во избежание народного волнения святитель сам пришел на помощь воинам, охранявшим темницу. В житии об этом говорится: "Увидев же блаженный Петр трибун смотрение и людскыа беды убоявся, паче изволил себе вдати и люди сохранити без вреда... Вда ся убо блаженный Петр, Евангельскую кончая заповед, глаголющую: «Уне есть единому умрети», а не всем людей погыбнути (Ин. 18, 14), подражая своего Владыку, иже «пастух добр душю свою положит за овца» (Ин. 10, 11).

В похвальном слове святителю Петру это передано так: «О ты, который был убиен мечем за Христа, подобно Иакову, святому апостолу. Предавая себя сам на смерть за Христа, ты поступил по примеру Спасителя, Который Своей волей предстал перед мучителями иудейскими, сказав им: „Я Тот, Которого вы ищете“, — и положил душу за овцы Своя. Ты во всем взял себе в образец Спасителя, полагая душу твою за стадо твое, похищая душу твою, чтобы предать ее мечу за стадо твое».

При кончине главы Египетской Церкви архиепископа Александрийского Петра среди народа, собравшегося с «черноризцами» (4) около темницы и охранявшего своего пастыря, несомненно, был и пришедший из пустыни основатель восточного монашества — Антоний Великий. В его житии, составленном святителем Афанасием, архиепископом Александрийским († 373), говорится: «А когда гонение уже прекратилось, и приял мученичество блаженной памяти епископ Петр, тогда Антоний оставил Александрию и уединился снова в монастыре своем, где ежедневно был мучеником в совести своей, и подвизался в подвигах веры» (5).

По-видимому, приход подвижника в Александрию связан не только с желанием пострадать во время гонения (6), но и со стремлением посетить Александрийскую Церковь, когда отсутствовал там святитель Петр. Эта глубокая пастырская взаимность свидетельствует о связях святителя Петра с подвижниками и пустынниками. Свидетельством этого служит также «Поучение святого Петра Александрийского», где Святитель обращается к подвижнику Пафнутию с вопросом о причине хульных помыслов). Кроме того, преподобный Анастасий Синаит сообщает следующее: "И пусть не считают, что мы пишем и говорим об этом для обмана, шутки, хитрости или утешения, обуреваемые этим искушением. Нет. Словно Самому Богу желая дать ответ, мы изрекли это наше увещание, узнав от святых мужей, как держаться истины, ибо у них имеется повествование от древних историков, что блаженнейшему Петру, архиепископу Александрийскому и мученику, один из отцов Скита некий помысл поведал, тяжко им страдая. Блаженнейший же Петр сказал ему, глаголя: «Остави, чадо, пекись об остальных твоих грехах, причину же и суд этого помысла предоставь мне. Ибо совершенно очевидно, что невиновен в этом помысле любой человек, всей душой верующий и поклоняющийся Богу, ибо это зависть и порождение, и козни диавола, желающего помешать и оторвать нас от борьбы против него и от работы Богу и соединения с Ним». Далее синайский насельник цитирует «Поучение Петра» и добавляет: «И сие иже во святых Петр поведал Скитеоту, побуждая его быть дерзновенным». А затем преподобный Анастасий продолжает: «Таково повествование блаженного Петра к подвижнику, которое мы нашли в историческом сочинении Филона, учащего нас, что нельзя иным образом избавиться от этого помысла, кроме как презреть его и отвергнуть, как страшного и чуждого душе истинного христианина»...

Голос с неба, который слышала в этот момент одна святая дева, возвестил: «Петр — начало апостолов, Петр — конец александрийских мучеников».

Кровь праведника, скончавшегося мученическою смертью в 311 году, принесла свои плоды. Его мучители впоследствии стали христианами и также пострадали за Христа.

Перед погребением епископа-мученика его тело облачили в епископские одежды и посадили на горнее место.

Сам Святитель при жизни никогда этого себе не позволял по глубокому смирению.

От богословского наследия Петра Александрийского сохранились лишь фрагменты его произведений.

Покаянные правила святителя на VI Вселенском Соборе получили общецерковное каноническое достоинство.

Эти правила стали известны на Руси со времени появления у нас Кормчей книги.

Почитание александрийского святителя-мученика началось сразу после его кончины.

Написанное Петром в 306 году «Слово о покаянии» было разбито на 14 правил, вошедших в канонические правила христианской церкви (в латинском издании правила Петра называются canones poenitentiales). 15-е правило Петра о посте в среду и пятницу взято из его слова на Пасху. Текст правил Петра Александрийского содержится в Пидалионе и Кормчих книгах.

Кроме церковных правил Петром была написана книга «О Божестве», которая цитировалась на Третьем и Четвёртом Вселенских соборах. Сочинения Петра включены в 18-й том Patrologia Graeca.

Комментарии закрыты.