google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преподобный Илия Верхотурский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преподобный Илия Верхотурский

Декабрь 12th 2014 -

Преподобный Илия Верхотурский

Преподобный Илия Верхотурский родился в г. Курске в 1829 году в простой и благочестивой семье местных мещан — Алексия и Олимпиады Чеботаревых, получил домашнее образование.

С раннего детства обнаружил особенную любовь к посещению храма Божия и к слушанию священных книг, в особенности житий святых подвижников.
Выучился читать и немного писать дома, при помощи своих родителей.

С 7-летнего возраста стал помогать родителям в их занятии — торговле.

Юный Иоанн (так был он наречен во святом Крещении) благодаря благочестивым семейным порядкам был чужд греховных наклонностей, развлечений избегал. Уже в этом возрасте у него зародилось горячее желание оставить мир и посвятить себя иноческой жизни.

В 1853 г. совершил паломничество к святыням Киева. После кончины родителей Чеботарёв трудился подручным, а затем старшим приказчиком у некоего курского купца. Стремясь к монашеской жизни, отказался от выгодного брака с дочерью хозяина. Рассказ одного из гостивших у Чеботарёва паломников о строгости иноческой жизни на о-ве Валаам предопределил выбор обители.

Избрав для себя строгий и удаленный Валаамский монастырь, Иоанн Чеботарев прибыл туда 4 января 1862 года, когда ему было 32 года от рождения. Сразу был принят в число послушников и назначен на послушание при самом монастыре. Через 2 года, а именно 13 января 1864 года, он был принят в братство монастыря.

Окормлялся у игумена Дамаскина (Кононова), который, отметив самоотверженность, трудолюбие и обязательность молодого послушника, постриг его в рясофор и благословил непродолжительное время пустынножительствовать на о-ве прп. Сергия Валаамского (Пуутсаари). Вернувшись в обитель, Илия исполнял различные послушания, был портомойным, погребным, трудился в пекарне.

24 апреля 1871 г. принял монашеский постриг с именем Иоанникий. Около 5 лет был пономарем в ц. во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, в свободное время читал труды св. отцов. Стремясь к уединенной жизни, по благословению игуменов Дамаскина и Ионафана (Дмитриева) переселился в скит во имя прп. Авраамия Ростовского на Емельяновском о-ве, а затем — в более строгий скит в честь Коневской иконы Божией Матери, где служил смотрителем.

Крайне аскетичную жизнь в скитах проводил под духовным руководством иеросхим. Антипы Валаамского . Не имел кровати, спал либо сидя, либо в сенях на дровах. Непрестанную молитву Иисусову и чтение св. отцов сочетал с физическим трудом (корчевал пни, колол дрова, трудился на огороде). Келейное правило Иоанникия включало множество поклонов. Отказывался от неоднократно предлагавшегося валаамскими настоятелями рукоположения в священный сан. Изнурительный труд, связанный с послушаниями и личными подвигами, стал причиной болезней.

Несмотря на болезнь, несмотря на ослабевание телесных сил, он по особому благословению своих духовных отцов полагал ежедневно очень много поклонов — поясных тысячи, а земных — сотни.

23 сентября 1891 г. Иоанникий был почислен за штат.

16 янв. 1892 г. принял великую схиму с именем Илия и до 1893 г. подвизался в скиту во имя св. Иоанна Предтечи. Впоследчтвии в келье И. в Предтеченском скиту проживал валаамский старец схим. Никита (Евдокимов).

По словам духовника, Илия «открыто не проявлял своих подвигов, а жизнь подвижническую проводил тайно... Всегда ища себе душевного мира и спокойствия, он переходил из скита в скит, быть может, это и была конечная причина, что он оставил Валаам» (Валаамский патерик. 2001. С. 303).

В связи с преобразованием верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря из штатного в общежительный и с введением в этой обители нового устава из Валаамского монастыря туда были направлены опытные иноки во главе с иером. Иовом (Брюховым). Вместе с ними в декабре 1893 г. переехал и Илия.

Некоторое время он жил в юго-вост. башне монастырской ограды, нес послушание при мощах прав. Симеона Верхотурского. Духовный опыт Илии был ценен как для братии, так и для расположенных рядом с Верхотурьем жен. обителей.

В 1894 г., избегая многочисленных посетителей, Илия оставил обитель и уединился в глухом лесу недалеко от монастырской заимки на р. М. Актай (в 8 км от Верхотурья). Первоначально старца навещали только насельники монастыря. Однако, когда паломники узнали, что эта пустынька расположена недалеко от ведущего к монастырю Гороблагодатского тракта, они стали посещать подвижника на новом месте, и он вопреки стремлению к безмолвию принимал всех ищущих духовного совета.

Еще в Верхотурском монастыре Илия познакомился с Евдокимом Плёнкиным († 1905), 60-летним мирянином, подвизавшимся в 23 км от Верхотурья. В октябре 1896 г. Илия переселился ближе к Плёнкину, однако кельи подвижников разделяло более 11 верст. В эти годы Илия, несмотря на преклонный возраст, усилил молитвенные подвиги. Он продолжал принимать посетителей и вести переписку с монашествующими и мирянами. Каждые 3 недели приходил в монастырь, причащался Св. Таин. Вкушал лишь сухари, воду, иногда картофель.

В 1899 г. по просьбе игумумена Арефы Верхотурского Илия вернулся в монастырь, поселился в уединенной келье в монастырской роще близ братского кладбища.

С октября. 1900 г. ежедневно причащался Св. Таин, посетителей уже не принимал.

Согласно Житию, в день кончины Илия, к удивлению братии, повелел открыть двери своей кельи «для всех».

С посетившими его игуменом Арефой и др. насельниками старец «беседовал свободно и даже в некоторых случаях употреблял шуточные слова. Вечером же стало заметно, что силы совершенно покидают его, но он, как бы собираясь в путь на брачный пир, совершенно спокойно выслушал прочтенную над ним отходную молитву».

Илия был погребен 4 декабря 1900 г. на монастырском кладбище, у алтаря ц. во имя мч. Неофита, его могила почиталась богомольцами. Над захоронением преподобного была поставлена часовня с келейной иконой Божией Матери «Знамение».

В 1908 г. в Н. Новгороде было издано составленное В. С. Барановым жизнеописание подвижника с приложением писем к инокиням. Илия вел духовный дневник (местонахождение неизв.). Сохранилось несколько фотографий старца.

19 августа 1994 г., в праздник Преображения Господня, состоялось обретение мощей подвижника, 31 дек. 2003 г. решением Свящ. Синода РПЦ он был прославлен в лике местночтимых святых, 18 окт. 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II его имя было включено в Собор Валаамских святых.

Мощи святого Илии покоятся в Николаевской ц. Верхотурского муж. монастыря.

Комментарии закрыты.