google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святой Никита Бесогон | Алчевск Православный

Святой Никита Бесогон

Сентябрь 27th 2010 -

Что же задумал тогда беззаконный? Он задумал уничтожить огнем того, кого не мог убить многими ранами, истязанием плоти и раздроблением членов. Но чего же достиг нечестивый? Он более сам себя сжег своею яростью, чем мученика — пламенем: святой Никита, хотя и находился в огне, однако тело его не сгорело от огня, душа же его возродилась для новой вечной бессмертной жизни. Между тем мучитель и без огня сгорел от своего безбожия: он омертвел своею душою и тело свое предуготовил в ад. Так святой Никита воинствовал за Христа под знамением креста и показал себя победителем; не только по имени, но и на самом деле он был таковым.

Тело святого, неповрежденное огнем, оставалось без погребения и лежало, будучи брошено с бесчестием. В то время проживал там одни благочестивый христианин, по имени Мариан. Сей муж был родом из Киликийской страны, из города Мопсуестии7. По некоторому делу своему он пришел в готскую землю, и здесь остановился на довольно продолжительное время. Мариан познакомился со святым Никитою и приобрел его дружбу и любовь; в особенности же он возлюбил его тогда, когда увидел, что святой подвижник стоял за святую веру Христову даже до готовности пролить за нее кровь свою. И вот, когда тело святого лежало не погребенным, Мариан задумал, как бы ему взять тело возлюбленного своего друга и мученика Христова и отнести в свою родную страну. Но он боялся привести в исполнение свое намерение, из страха пред князем, приказавшим, чтобы никто не смел погребать тела мученика. Тогда Мариан задумал тайно ночью взять его.

При наступлении ночи, Мариан готов был выйти на задуманное дело; но ночь была темной и дождливой, так что ему трудно было идти. Мариан был сильно опечален этим, ибо он не видел, куда идти и где найти отыскиваемое тело мученика. Когда он сильно скорбел о сем, Бог всяких утешений, некогда указавший волхвам звездою путь в Вифлеем8 (Мф.2:2), утешил и Мариана в скорби и указал ему благоприятный путь к обретению тела святого: Он послал некую небесную силу в виде звезды, которая, воссияв пред Марианом, повела его, куда было нужно. Сия звезда предшествовала пред Марианом и разгоняла ночной мрак; он же с радостью следовал за нею. Достигнув того места, где находилось тело святого, звезда остановилась над ним. Тогда Мариан, обвив тело мученика чистой плащаницей, понес его в дом, где проживал.

Так Мариан получил искомое сокровище. Скрыв его на время у себя в жилище с большим тщанием, он вскоре после сего возвратился в отечество и принес с собою тело святого мученика9. Пришедши в город Мопсуестию, Мариан с честью похоронил его в своем доме.

Бог ниспослал благословение дому Мариана ради страстотерпца Своего, святого Никиты, как некогда Он благословил многими богатствами дом Пентефрия ради Иосифа (Быт.39:5) и дом Аведдаров ради Кивота Завета (2Цар.6:11). Дом Мариана стал изобиловать большим богатством: и вещественным, и духовным, ибо от гроба святого подавалось много даров всем нуждающимся и ниспосылалось болящим много исцелений. Весь город и окрестные жители собирались ко гробу святого, так что дом Мариана не мог вместить всех собиравшихся сюда верующих; посему все решили построить церковь во имя святого Никиты и положить там мощи мученика. Принявшись со рвением за сие дело, верующие в скором времени воздвигли храм. По окончании строения, когда храм был украшен с подобающим благолепием, гроб святого мученика открыли и, взяв ковчег, понесли его в новосозданную церковь и здесь погребли в земле. Только одному Мариану удалось взять, на благословение своему дому от мощей святого, один перст, который он и хранил у себя с благоговением; более никто не мог взять ни одной частицы от мощей святого Никиты.

Однажды блаженный Авксентий, епископ Мопсуестийский, создав церковь в честь святых мучеников Тараха, Прова и Андроника[9], отправил послание в город Аназарву10, где почивали мощи сих трех святых; в своем послании он просил граждан Аназарвы дать некоторую часть мощей святых мучеников для вновь выстроенного храма. Тогда граждане Аназарвы просили Авксентия, чтобы он взамен дал им некоторую часть мощей святого Никиты на благословение их городу. Желая исполнить их просьбу, епископ приказал открыть гроб святого мученика Никиты. И вот, без всякой видимой причины, мраморный камень, бывший на гробе святого, распался на две половины. Один из присутствовавших здесь дерзновенно коснулся своей рукой святых мощей, но тотчас же рука его высохла, а на него самого напал ужас. В то же время раздался с неба сильный удар грома и блеснула яркая молния; все пришли в страх. Тогда епископ понял, что Бог не благословляет раздроблять мощи святого, и раскаялся в своем намерении. Взяв за иссохшую руку человека, дерзко прикоснувшегося к мощам святого, он снова дотронулся ею до мощей и стал молиться:

— О, святой мученик Христов Никита! Тебе более подобает исцелять, чем вредить, ибо ты благ и подражаешь Всеблагому Господу, и если ты скоро наказал сего человека, то не еще ли скорее помилуешь его.

Лишь только епископ произнес сии слова, тотчас исцелела высохшая рука того человека, и все удивлялись чудесам святого мученика Никита и прославляли Бога. Не осмеливаясь уже более касаться мощей угодника Божия, епископ11, совершив над ними благоговейное пение, снова с честью закрыл его гробницу, славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.
[править] Память святого Филофея, пресвитера и чудотворца

Преподобный Филофей был родом из селения, называвшегося Муравьевым (Мравино)12. Достигши совершенного возраста, он вступил в брак и имел детей. Затем он удостоился получить священный сан. С того времени святой непрестанно постился и молился. За свою святую жизнь он удостоился дара чудотворения и совершил именем Христовым много чудес: так, он преложил воду в вино, одним словом сдвинул с места скалу и соделал многие другие чудеса. В то же время он творил дела любви христианской: питал голодных и помогал нуждающимся. Когда прошел год после его кончины13, и верующие хотели перенести его мощи на другое место, тогда святой, как бы живой, протянул руки и, взяв за плечи двух иереев, которые несли его тело, встал и сделал три шага. Его снова положили на том же месте, где его святые мощи стали источать обильное миро.

Святой Никита, побивающий беса. Гуслицы, 1843

В первой половине XIX века находилась в старообрядческой моленной. В Русский музей поступила в 1897 году из Музея Российской академии художеств (Императорская Академия художеств).

На иконе Святой Никита изображен с мечом, занесенным над поверженным на землю бесом, и с цепью в руках, которой тот был закован. Вверху в облаках неизменно присутствует образ Христа Вседержителя или Десница Божия, благословляющая мученика.  Приписанный на левом поле образ Апостола Иоанна Богослова указывает на заказной характер иконы

Пик популярности изображений Никиты на иконах, змеевиках и крестах пришёлся на XVI—XVII века, на эпоху строгановской школы иконописи. Он был самым известным и почитаемым христианами Никитой до раскола Русской церкви в 1666 году. Старообрядцы почитали его до XIX века.

Первоначальное изображение святого-экзорциста изменялось, постепенно приближаясь к обобщённому образу победителя язычества (беса). В начале иллюстрации были близки к тексту апокрифа о мученике Никите, затем они превратилось в изображения демоноборца, соотносимого со святыми: Никитой Готским, Никитой — малоазийским отроком, Никитой Новгородским, а также архистратигом Михаилом и другими.

В связи с отречением Церковью этого апокрифа и канонизацией другого жития мученика Никиты Готского, почитавшегося в тот же день, в русской иконописи иногда сливаются образы этих мучеников.

Считалось, что образ святого Никиты защищает от нечистой силы. К нему обращались при разных семейных неприятностях, в частности, при порче детей и об исцелении от «родимца». Есть две молитвы мученику Никите. Никита-бесогон, как его звали в народе, обычно изображался с палкой или кандалами, побивающим беса.

Известна роспись стены владимирского Дмитриевского собора (1197), получившая популярность среди мастеров-прикладников в литых крестах, литых образках и медных тельниках XII—XVII веках.

Например, в Русском музее хранится трёхрядная икона XV—XVI века с образом Бесогона. Есть также икона «Никита, побивающий беса, с Деисусом и избранными святыми» новгородской школы иконописи последней трети XV века, хранящаяся в частной коллекции, отличающаяся манерой написания от хранящейся в Русском музее.

Пояснения:

  1. Никита — по переводу с греческого победитель.
  2. Готская страна простиралась от нижней Вислы до Черного моря; главным образом Готы жили в нынешней Румынии, по Дунаю.
  3. Истр — старинное название Дуная.
  4. † около 340 года.
  5. Император Валент царствовал с 364 по 378 гг.
  6. Урфил, или Ульфилла, — Готский епископ и ревностный проповедник христианства среди Готов; жил от 311 до 383 г.
  7. Город Мопсуестия был расположен на равнине, на берегах реки Пирама.
  8. Еванг. от Матфея, гл. 2, ст. 2.
  9. Кончина св. Никиты последовала 15 сентября 372 г.
  10. Кн. Бытия, гл. 39, ст. 5.
  11. 2 кн. Царств, гл. 6, ст. 11.
  12. Память их празднуется 12 октября.
  13. Аназарв, или Аназарва, — город в Киликии.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.