google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преподобная Фридесвида Оксфордская | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преподобная Фридесвида Оксфордская

Октябрь 31st 2012 -

Память 19 октября/ 1 ноября.

Фридесвида Оксфордская [Frideswide, Фрайдесвайд, франц. Фревис].

Самые древние известия о Фридесвиде просто называют ее основательницей женского монастыря в Оксфорде, но в XII столетии о ней была сочинена настоящая сказка, при этом и святую произвели в принцессы, как и положено в сказке.


Фридесиду сделали дочерью короля Дидана и королевы Сафриды, которая была уверена, что “все, что не Бог, то ничто”. Когда к ней посватался принц Альгар, она убежала из дому, три года скрывалась от розыска, живя в свинарнике. Когда же принц все-таки разыскал ее, Фридесвида помолилась и он ослеп. Лишь после обещания оставить девушку в покое, он вновь обрел зрение. В подтверждение легенды заявляли, что английские короли вплоть до Генриха II старательно избегали Оксфорда.

Показывали источник, который якобы забил по молитвам святой, а ее могила стала одним из главных мест паломничества в Англии.

В 1180 г. останки Фридесвиды торжественно перенесли в новую церковь. Дважды в год, на Преполовение Великого поста и на Вознесение Господне, канцлер университета и все профессора торжественно молились перед гробницей.

В 1525 г. здесь основали колледж, церковь стала часовней при нем, а в 1546 г. храм посвятили Христу (в правление королевы Марии он был признан главным храмом Оксфордской епархии). По нему и до сих пор один из самых престижных колледжей Оксфорда называется “Крайст Черч”.

В 1561 году настоятель храма Калфхил, одержимый желанием сделать какую-нибудь антикатолическую гадость, додумался до того, что вскрыл гробницу Фридесвиды и перемешал ее кости с останками некоей Кэтрин Кэти, которая была монахиней, но затем отреклась от “папизма” и вышла замуж. “Здесь лежит религия вместе с суеверием”, — торжественно провозгласил Калфхилл, имея в виду, что “монашество” суеверие.

Мощи преподобной Фридесвиды Оксфордской

Слава Богу, и среди христианок было немало принцесс, счастливых в браке — но именно счастливые в браке люди по крайней мере спокойно относятся к монашеству: монастырь не ущемляет семью, он как бы находится за горизонтом семейной жизни, зримо являя общую цель семьи и монашества: Царство Божие. Без этой цели и девственность, и семья обезвозживаются. Так, Оксфордский университет на протяжении веков следовал монастырским традициям; слово «бакалавр» и по сей день обозначает в английском языке ученого и холостяка — ведь когда-то студентам и доцентам категорически запрещалось жениться. Обычай, однако, исчез — ведь ученые служат не Царству, а Науке, которой совершенно безразлично целомудрие ученых — ей нужен не целый человек, а лишь его мозги. А в Царстве Божием корона возлагается не на брак или безбрачие, а именно на целомудрие, который каждый соблюдает по-своему — что придает христианской жизни неповторимую остроту и риск, отсутствующие в сказочных стереотипах. Acta Sanctorum, октябрь, т. 8; Butler, 19.10; Goldie F. The Story of St Frideswide.

Оставьте комментарий!