google-site-verification: google21d08411ff346180.html Пост как показатель религиозности Российского общества XX века | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Пост как показатель религиозности Российского общества XX века

Ноябрь 27th 2010 -

Авторы атеистических книг уделяли внимание и постам, рассматривая их как религиозные предрассудки. Так, К.И.Беляев писал: "Огромный вред здоровью верующих наносят посты. У православных верующих на них уходит от 150 до 200 дней в году. Во время постов верующие отказываются принимать мясо, молоко, яйца. Такая голодовка истощает организм. Бывали случаи, когда после постов некоторые верующие теряли на время трудоспособность, оказывались на больничном режиме. Особенно большой вред наносят посты больным людям, кормящим матерям, детям"39. В отношении последних можно сразу напомнить, что в Православной вере допускаюся послабления в питании именно им, значит, ни о каком вреде речи быть просто не может. В целом же, надо сказать, что со времени принятия Православия посты, число которых доходит на самом деле до 220 дней, никому не оказали вреда. Такими же «вредными» официально считались православные праздники40.
Ужесточение отношения к религии не могло не сказаться на посещаемости богослужений и соблюдении обрядов и обычаев. Среди тех, кто посещал храмы, преобладали пожилые женщины. Приток молодежи почти иссяк, обращения к вере были немногочисленны и в основном в среде столичной интеллигенции. Соблюдение постов даже среди верующих не было массовым явлением: об этом говорят беседы с информаторами некоторых областей. Более того, и в церковной среде стоял вопрос о приведении требований о посте в соответствие с обычаями современной эпохи41.
Перестроечный и последующий периоды отмечены переменами во многих областях жизни, в том числе и духовной. 1988-й год — год тысячелетия Крещения Руси стал особой вехой в отечественной истории. Он повлек за собой легализацию многих церковных традиций, в том числе и соблюдение постов. Уже в 1993 г. в одной только Москве действовало 222 прихода. Социологические исследования, проведенные в конце 1980 — начале 1990-х гг., показали беспрецедентный рост религиозности. По приблизительным подсчетам, верующие составляли 60% от всего населения страны42.
Легализация веры сопровождалась возмущением части населения, воспитанного в атеистических традициях. Вот, например, какой отклик встретила редакция журнала «Лад», который стал выпускаться в г.Вологде с 1991 г. Одна из читательниц (1931 г.р.), увидев на обложке журнала силуэты церквей, написала: «Совсем рехнулись! В Бога сейчас никто не верит: старухи прошлых лет поумирали, а кто родился после революции, зачем тем молитва и религия? Это все ханжество и фарс! Вы хотите отвлечь нас от желания поесть хоть что-либо, но на голодное брюхо молитву не захочется читать». Ее поддержала другая читательница, высказавшая свое мнение по поводу публикаций на религиозную тему: «Этот раздел в вашем журнале — дань моде, которая затмила антирелигиозную пропаганду и атеистическое воспитание». Но было немало писем, содержащих просьбу, подобную этой: "Пожалуйста, печатайте больше о религии. Стыдно, но мы не виноваты, что нам всю жизнь внушали, что Бога нет... Ждем материала о церковных обрядах, молитвах"43.
В 1990-е годы появилось немало публикаций, свидетельствующих, что в советский период существовали неформальные конфессиональные объединения или общины, сложившиеся вокруг старцев и стариц44. Именно они окормляли своих духовных чад в годы гонения на веру и помогали им сохранить нравственную силу. Такой «путеводительницей в жизни» и духовной опорой была блаженная старица Матрона Наумова (1881—1952). Тех, кто обращался к ней за советом, не раз спасал ее дар духовного рассуждения. К примеру, старица, следуя церковным канонам, не советовала во время поста выходить замуж, молилась за тех, кто нарушал это церковное предписание45.
Подвижницей в миру и большой постницей была Варвара Шулаева (1914—1980): она ничего не ела на Страстной седмице. Другая подвижница Евдокия Шикова говорила, кто ест мягкий хлеб, тот не постник: если постишься, а потом дорвешься до белого хлеба, это тоже плохо. Старица напоминала, что "есть пост не в пост, и молитва не в молитву, и послушание не в послушание; если постишься, то мягкий ржаной хлеб не ешь, и досыта не вкушай. Если ты день не ешь, а на другой день приготовишь себе хорошую пищу, такой пост Бог не примет"46. Схимонахиня Макария (Артемьева) (1926—1993): многие получали от нее святую воду и масло, но пользоваться ими надо было осторожно: "Кто не соблюдал постных дней, не был воздержан в пище, пить святую водичку она разрешала реже, кто же постился — чаще«47. Традиция старчества и окормления верующих старцами сохраняется и ныне.
Полевые исследования показали, что многие миряне в практике поста не отступали от церковных предписаний. Пожилые информаторы, сообщавшие о тех или иных событиях из собственной жизни в прошлом, ориентировались, как правило, на церковный календарь — на религиозные праздники или посты: „Помню, что было это Великим постом“ или „Под Рождество мы уехали к родственникам“, „На Казанскую по радио было сообщение“ и т.п.
За годы советской власти произошел значительный отход от поста части населения, не только в отношении пищевого рациона, но и в отношении понимания значимости поста, его духовно-нравственных ценностей. Поэтому на помощь верующим приходит литература, в которой есть сведения относительно поста. В одном из таких изданий они даются в виде вопросов и ответов. Например, вопрос: „Сколько дней по церковным правилам положено поститься перед принятием Святых Таин мирянину, можно ли в эти дни вкушать постное масло?“ И ответ: правилом положено готовиться неделю, но сокращают по разным уважительным причинам до трех дней, а в нужде (родственник умер, опасное путешествие и т.п.) говеют один день. На время говения советуется воздерживаться и от постного масла». Или: "Одни священники говорят, что в Рождественский и Петров пост можно есть рыбу все дни, кроме среды и пятницы, а другие разрешают только в субботу и воскресение. — Для этого есть устав, в котором ясно говорится, что в Петров и в течение почти всего Рождественского поста рыба разрешается по субботам, воскресениям и праздникам"48.
В средствах массовой информации регулярно стали появляться сообщения накануне того или иного поста; причем напоминают, что в дни поста надо чаще посещать храм, а также сообщают, в воспоминание каких событий будет соблюдаться пост, какова его продолжительность, о днях строгого поста и об особенностях питания. Немаловажно разъяснение нравственных задач пощения, без соблюдения которых пост превращается в голодовку. В 1997 г. Российский фольклорный союз попробовал возродить традицию пения духовных стихов и былин в программе «У нас было на Святой Руси: народная музыка Великого поста», дав серию концертов в Москве.
Представление о конфессиональной ситуации в Москве дает вышедший в 1997 г. сборник «Москва: народы и религии» . Центр социологических исследований Московского государственного университета в результате четырехлетней работы установил, что процент верующих в Москве в 1997 г. выше, чем в целом по России на 15-20%, причем численность православных за эти годы возросла на 16,5%.49 Данные выборочного опросного исследования, полученные в 1993—1994 гг. сотрудниками Института этнологии и антропологии РАН, показывают, что Россия в целом и Москва в частности переживает в настоящий момент бум религиозности. Большую долю верующих составляют женщины50.
В настоящее время храм все больше посещают мужчины, подростки. Очень много стало ходить в церковь детей в возрасте до 7 лет с родителями с целью причаститься. Дети этого возраста могут, как известно, причащаться без исповеди. Сохраняется практика поста по понедельникам, который в народе считается постом не только в память о чинах ангельских, но и «за детей», его также соблюдают те, кто делал в прошлом аборты.
Светские организации стали учитывать интересы верующих. Беседы с работниками одного из ЗАГСов в Старожиловском районе Рязанской области показали: «Когда начинается пост, нет ни одной регистации брака». Во многом это связано с тем, что по церковному уставу таинство венчания не совершается во время постов. Нарушение поста люди связывают с возможным несчастием в семье и приводят немало случаев, когда после свадьбы в дни поста умирал кто-то из близких, случались препятствия в ходе проведения свадебного обряда. Очень часто сама заведующая ЗАГСом подсказывает, когда лучше подать заявление и предлагает брошюру «Венчание», в которой подробно рассказывается о том, что Таинство брака не совершается накануне среды и пятницы (это дни поста), воскресных дней, двунадесятых, храмовых и великих праздников.
По сведениям, собранным в Рязанской области, пост учитывается и при обряде погребения: поминальный стол, если поминки приходятся на дни поста, делают, ориентируясь и на соблюдающих посты51.

Однако есть примеры, когда светские власти игнорируют интересы верующих. Так, в 1996 г. в Тотьме Вологодской области праздник «Проводы зимы» назначили на Великий пост и провели в неделю Торжества Православия. В 1997 г. там же праздник города устроили во время Успенского поста, когда можно было скорректировать в соответствии с церковным календарем и провести праздник раньше52.
Но необходимо учитывать, что условия современной жизни, особенно в столице, сильно отличаются от прежних, поэтому практическое осуществление постов затрудняется и не всегда они могут быть воссозданы в традиционном виде: во многом изменились жизненные ориентиры и ценностные установки людей, даже верующих. В современной практике немало бытовых трудностей, влияющих на строгость соблюдения поста. Можно в качестве примера привести рассказ одной женщины. "Наступил Рождественский пост, и я начала поститься. Постилась я, как и всегда это бывает, со множеством отступлений и нарушений. Я объявила в семье: «Очень прошу не обращать внимания на то, что я буду есть. И не заботьтесь о пище для меня и не жалейте меня. О себе не беспокойтесь: буду готовить вам, как всегда». «Ну, тогда ладно», — получила я в ответ. Пост осложняется для меня тем, что я, воспитанная попросту, не могу выбрасывать пищу. Дети оставили на тарелке кашу — мама, как обычно, доедает ее сама. А иногда, бывает, неудачно приготовишь, да еще не рассчитаешь в объеме, и пожалуйста — приходится самой доедать не очень вкусную еду, которую второй раз все решительно отказались есть. Утешаю себя во дни поста любимым своим изречением: «Понеси, сколько можешь». Вот и стараюсь: как-нибудь, да дотянуть пост до конца"53.
Многие москвичи не посещают храм, но соблюдают пост индивидуально, имея иногда весьма поверхностное представление о нем, усматривая в посте лишь средство для похудения.
Постничество — это дар Божий, достигается он большими трудами и не всем под силу его нести, особенно тем, кто находится в миру, где так много страстей и искушений. Те же, кто берет на себя бремя поста и выдерживает его, зачастую несут его тайно, без рационалистических рассуждений о том, что можно есть, а что нельзя, помня, что пост ведет к спасению. Вот почему даже в годы преследования веры многие постились по каноническим установлениям, подавая пример тем, кто еще слаб духом. Однако осуждать тех, кто не в состоянии был соблюдать церковный устав, нельзя: на их долю выпало немало невзгод и лишений.
Можно пока воздержаться от широких выводов, поскольку проделана лишь предварительная работа по сбору информации о практике поста в ХХ в. Тем не менее очевидно, что она была тесно связана с переменами в обществе, происходившими на всем протяжении уходящего столетия. Обращение к теме поста помогает проследить сохранность традиций, поскольку пост — важный показатель религиозности общества вплоть до настоящего времени.

Метки:

Pages: 1 2 3 4

Комментариев к записи: 1 “Пост как показатель религиозности Российского общества XX века”


  1. Arolf сказал:

    Без Поста нет и Праздника