google-site-verification: google21d08411ff346180.html Любить напоказ? | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Любить напоказ?

Февраль 14th 2019 -

Из жития священномученика Валентина Интерамского следует, что он был искусным врачом и вылечил сына учёного язычника. Болезнь скрутила беднягу так, что голова опустилась до уровня колен и он никак не мог выпрямиться. Причём излечился он не столько врачебным искусством, сколько пламенной молитвой епископа Валентина. После этого случая уверовали во Христа и сын, и отец, и множество учеников язычника. Прослышав о массовом крещении, градоначальник заключил епископа в тюрьму, где он продолжал проповедовать о Христе, за что и принял мученическую смерть через отсечение головы.

И в этом житии нет даже намёка на случай с красавицей, которой влюблённый монах перед казнью мог бы написать любовное послание – «валентинку». Этих событий в житиях ни одного из Валентинов не оказалось.

Тем не менее жители современного города Терни с воодушевлением рассказывают туристам не только историю о том, как святой епископ, мощи которого хранятся в этом городе, венчал влюблённых, но и назовут имена той самой влюблённой пары, из-за венчания которой он принял мученическую кончину, – Сабино и Серапия. Легенда эта прочно закрепилась в туристических проспектах, а 14 февраля в Терни отмечают с карнавальным размахом.

Римская Церковь не­од­нократно выступала против коммерциализации памяти святого мученика и напоминала, что 14 февраля в католическом месяцеслове – прежде всего память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые считаются покровителями христианской Европы. Празднование же памяти святых пресвитера Валентина Римлянина и Валентина, епископа Тернийского, больше относится к местно­чтимым праздникам.

Мужественный патриций

Но не на пустом же месте возникла легенда! Существует ли хоть какая-то приближённая к истине история о возникновении так называемых валентинок? Оказывается, существует.

Эта история была популярна во времена американских переселенцев конца XVIII столетия. Покинувшие родину европейцы бережно хранили легенды Старого Света. Одной из таких легенд было повествование о патриции Валентине, жившем в Риме в середине III века. Знатный патриций не только сам был тайным христианином, но и своих слуг обратил в христианскую веру.

Однажды, во время совершения тайного богослу­жения, стражники задержали всех, кроме патриция, из-за уважения к его званию. ­Задержанных обвинили в принадлежности к христианам и поместили в местную тюрьму.

Патриций Валентин тщетно искал возможность поддержать своих слуг и укрепить их в вере перед неминуемой смертью. Однажды, проходя по рынку, он услышал шум скандала, а затем увидел некрасивую девочку – дочь начальника тюрьмы, на которую гневно кричали продавцы.

Оказалось, что девочка была незрячей и в базарной сутолоке нечаянно зацепила стол с красками. Красная краска залила чистые пергаментные листы, предназначенные для продажи. На девочку кричали и продавец красок, и торговец пергаментом, требуя компенсации причинённого убытка. Сжалившись над несчастной, патриций заплатил торговцам за испорченный товар. И тут его осенила мысль, каким образом можно передать весточку в тюрьму.

Прямо на рынке он начал ножницами вырезать сердечки из залитого краской пергамента. Они напоминали о пролитой Христом искупительной Крови и были символом Божьей любви, которая укрепляет верующих в страданиях.

Несколько таких сердечек с устными посланиями патриция и передала слепая девочка христианам в темницу. Ободрённые узники приготовились достойно встретить уготованную им на арене цирка смерть. Но неожиданно в тюрьму пришёл сам патриций Валентин.

Объявив себя христианином, он предложил себя в обмен на свободу своих слуг. Кровавые сцены стали для жителей Рима привычным развлечением. Но чтобы увидеть на арене знатного патриция?! Для этого стоило отпустить всех остальных.

Перед тем как шагнуть навстречу смерти, Валентин протянул слепой дочке тюремщика красное сердечко со словами: «Прими этот подарок, дитя. Я тебя люблю, и всех нас любит Христос!»

Взяв в руки бумажное сердечко, потрясённая девочка ответила: «И я тебя люблю!» После этих слов она прозрела, а все окружающие неожиданно для себя обнаружили, что слывшая некрасивой девочка – прекрасна. Так жертвенная любовь патриция Валентина спасла жизнь его близким и сделала счастливым несчастного ребёнка.

Трудно сказать, каким образом историю мужественного патриция приписали священнослужителю по имени Валентин и как родилась легенда о странствующем монахе, но сама традиция отправлять послания со словами признания в любви в виде красного сердечка зародилась в Англии. Предполагается, что первое письмо в виде «валентинки» своей жене послал в 1415 году Чарльз, герцог Орлеанский, когда томился в тюрьме Тауэр. Через триста лет в Англии было издано «Руководство для молодого человека по написанию “валентинок”». Услугами популярного издания стали пользоваться многие влюблённые. Эту традицию привезли с собой в Новый Свет переселенцы, а ещё через несколько столетий она вернулась из Америки в Европу шумным «праздником всех влюблённых».

Американизированный вариант праздника подхватили западные дельцы – эксплуататоры человеческих чувств, и древний языческий праздник Луперкалии, прославляющий чувственную плоть, обрёл романтическую окраску.

За други своя

Получается, что ни к одному из святых Валентинов светский праздник День всех влюблённых не имеет никакого отношения. Но благодаря агрессивно-навязчивой рекламе для российского общества он с каждым годом становится всё привычнее, а историческая правда уже никого не интересует. Кроме, пожалуй, христиан, которые не могут примириться с тем, что разнузданная демонстрация публичной любви тесно переплетается с именами святых, отдавших свою жизнь за Христа.

Но как же показать, что современное неоязыческое торжество дискредитирует само понятие святости? В России существует немало предложений по «воцерковлению» этого праздника и постепенному его переводу в православное русло. Например, учитывая, что в православном календаре 14 февраля – день памяти святого мученика Трифона Апамейского, Никейского, служить в этот день молебен об умножении любви священномученику Валентину и святому мученику Трифону. Предлагается организовывать паломничество в Храм Христа Спасителя, где находится частица мощей святого Валентина, епископа Интерамского, переданная в январе 2003 года представителями Ватикана в дар Русской Православной Церкви.

Церковная молитва во многом может изменить отно­шение к празднику. Но, учитывая беспринципность бизнеса развлечений, следует ожи­дать громких заявлений о церковном одобрении «праздника всех влюблённых».

Поэтому среди православных большой поддержкой пользуется предложение организовать альтернативный праздник, посвящённый любящим сердцам. Общественное мнение склонилось к тому, чтобы таким днём стало 8 июля (по новому стилю) – день памяти святых князя Петра и княгини Февронии, которые правили в Муроме в начале XIII века. Пример жертвенной любви двух супругов, проживших непростую жизнь, накануне смерти принявших монашество и умерших в один день и час, достоин для подражания. Как достойны подражания жития и других святых, которые прожили благочестивую семейную жизнь, своим примером подтверждая мысль апостола Павла о том, что семья является малой Церковью Христовой. Достойны нашего подражания и деяния святых мучеников, которые целыми семьями принимали мученическую кончину, но не предавали любовь ко Христу. Взирая на мужество людей, которые смело шли на смерть, тысячи язычников принимали христианскую веру.

Так на крови мучеников росла и развивалась Церковь Христова, начало которой положила Кровь Господа нашего Иисуса Христа, пролитая ради спасения нас всех. А смерть ради спасения других и есть высшее проявление любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Когда накануне Дня святого Валентина в светских СМИ начнётся предпраздничная рекламная вакханалия, когда слово «любовь» будет склоняться на все лады, стоит вспомнить эти слова Спасителя о высшей степени человеческой любви, вспомнить святых мучеников по имени Валентин, принявших смерть ради любви ко Христу, вспомнить и мужественного патриция Валентина, отдавшего жизнь «за други своя».

Православная церковь категорически не приветствует повсеместное и отнюдь не благочестивое празднование Дня святого Валентина 14 февраля. В православии память обоих мучеников празднуется летом, но в разные дни: 19 июля — память Валентина-римлянина и 12 августа — память епископа Валентина Интерамнского.

В статье использована публикация  Валерия Мельникова

Газета «Вера»-«Эском»

Pages: 1 2

Комментариев к записи: 1 “Любить напоказ?”


  1. fryevhen сказал:

    Ось тобі, бабусю, і Валентинів день!