google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь во вторник 29-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь во вторник 29-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева

Декабрь 27th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, братья и сестры, мы с вами слышали достаточно короткий отрывок из Священного Писания, где повествуется о том, как Господь в Вифсаиде исцелил слепого. Он взял его за руку, вывел из селения и плюнул ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли он что-нибудь?

Интересные действия, не правда ли? Плюновение в большинстве культур мира означает как бы знак презрения. Возможно, люди ожидали от Господа, что Он совершит, может быть, какую-то особую молитву, может быть, скажет какие-то высокие слова. Но Господь Своим действием показывает, что не благодаря каким-то заклинаниям или особым молитвам Он исцеляет. Он просто имеет власть даже таким образом исцелить человека – просто подойти и плюнуть, и даже это плюновение, то, что может быть воспринято как оскорбление, когда это – от Господа, то и оно оказывается на пользу.

Что происходит дальше? Господь возлагает на него руки и спрашивает, что видит этот человек? И он отвечает: вижу проходящих людей как деревья. Понятно, что зрение появилось, но как бы еще не до конца. Почему? Господь показывает, что исцеление происходит не благодаря какому-то случайному совпадению обстоятельств, что слепой все равно бы прозрел, и это просто совпало с моментом, когда Господь на него плюнул. Но здесь Господь показывает, что это – некий процесс, происходящий в действии. Вот посмотрите – Я что-то сделал, и ему стало лучше; смотрите же, что будет дальше. И это от Меня исходит, через Меня это происходит, поэтому приходите ко Мне.

И Господь опять возлагает руки на глаза слепому и велит ему взглянуть еще раз. «И он исцелел и стал видеть все ясно». То есть мы видим, что исцеление полностью совершено. И вот теперь очень интересная вещь. С одной стороны, Господь это чудо совершил, но, с другой стороны, совершил Он его для тех, кто был рядом с Ним. Видимо, среди этих людей были какие-то мысли, искушения о Нем, о Христе. Но Он не хочет, чтобы это чудо стало поводом для обращения других людей; чтобы люди уверовали в Него благодаря чуду. Потому что в противном случае Господь бы сказал такому человеку: иди и всем расскажи – пусть идут ко Мне. Но Господь ему сказал так, и мы видим, с одной стороны, смирение, а, с другой стороны, некое важное указание: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении. И на этом сегодняшнее евангельское чтение заканчивается.

Господь не хочет, чтобы мы верили в Него благодаря чудесам. Господь хочет, чтобы мы верили в Него, потому что Он есть. Все чудеса Божии осмысленны, то есть они совершаются лишь тогда, когда нет человеческого способа решения той или иной проблемы. Очень часто чудеса Божии выглядят как некие совпадения, потому что Господь не хочет заставлять нас, насиловать нас – чтобы мы верили в Него посредством чуда. Вот мы согрешили – и вот, сразу дубина с неба по голове. Но мы знаем, что именно так будет поступать Антихрист, который именно ложными чудесами будет, «по возможности, и избранных искушать».

Чудо всегда имеет какой-то смысл. Например, чудо говорения на языках, которое произошло с апостолами после схождения на них Святого Духа. Это самый показательный пример. Почему именно это чудо произошло? Ведь это не просто для того, чтобы люди услышали, что апостолы вдруг выучили разные языки, но это чудо произошло, потому что апостолам нужно было идти и всем людям на их родном языке возвещать о Христе. А сидеть за учебниками и учить разные языки у апостолов ни сил, ни времени, ни возможности не было. И именно поэтому Господь даровал это чудо им. И в любом из нас, христиан, этот дар может проснуться, если Богу это будет угодно. Но если вдруг человек начинает говорить на разных языках просто так, бессмысленно, если это не нужно для дела спасения людей и проповеди христианской, или еще для каких-то благих целей – как раз это будет, скорее, признак ложного чуда, чуда бессмысленного.

Будем же мы, братья и сестры, тоже очень осторожны с чудесами, потому что многие из них могут быть от лукаваго; многие из них могут быть искушением. И если Господь даже совершает чудо, то, как правило, оно сокровенное. Видите, что Господь в сегодняшнем Евангелии говорит человеку: Я тебе помог, и ты видел, что Я тебе помог; что не сразу произошло исцеление, что это был некий процесс. Это не просто совпадение, это именно Мои действия привели к тому, что тебе становилось все лучше и лучше, и вот ты прозрел, ты все видишь ясно. И не рассказывай об этом никому. Так говорит Господь.

И нам так же надо поступать. Всякий раз, когда мы делаем благое дело кому-то, пусть это дело будет для нас, для нашего спасения, а не поводом об этом поговорить, похвастаться. Есть такое правило: за одно и то же преступление дважды не наказывают; и за одно и то же благодеяние не должны дважды награждать. Не принято. Если мы с вами получаем награду от человеков, то можем не получить ее от Бога. И наоборот: если мы с вами скрываем наши добрые дела, делаем их так, чтобы они не были поводом нам тщеславиться, не были поводом для того, чтобы люди нас восхваляли. И может быть, это нам удается делать так, что люди даже не узнают, от кого пришло благодеяние. В этом случае вознаграждает Господь. Именно Господь вознаграждает тех, кто делает доброе дело не ради собственной славы, но ради Христа, ради сострадания и помощи ближнему. Аминь.

Комментарии закрыты.