google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в субботу 19-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в субботу 19-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова

Октябрь 21st 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Из евангельской истории мы знаем, что среди последователей Христа были разные люди. Разные по своему происхождению, по роду деятельности, по образованию, по уровню материального благополучия или неблагополучия. Но в любом случае, если это были люди, находящиеся, пускай, не на вершине социальной лестницы, но все-таки они не были и на дне тогдашнего иудейского общества.

Да, среди ближайших учеников Христа, апостолов, не было людей, с человеческой точки зрения особо выдающихся или сильных мира сего. В основе своей это были простые галилейские рыбаки, которые рыбной ловлей добывали себе хлеб насущный, дабы прокормить себя и свои семьи (ну, у кого из апостолов, конечно, семьи были).

Апостолы были плоть от плоти своего народа. И как все палестинские евреи того времени, они жили теми же самыми надеждами, переживаниями, радостями и трудностями. Это были общие для всех трудности жизни, быта, не ахти уж какой сытости. Переживания от римской оккупации и надежда на скорый приход Мессии, Который наконец-то сбросит это иго, установит на земле новый миропорядок и Царству Его не будет конца.

Так думали и так мечтало подавляющее большинство иудеев того времени. Но не все. Находились и такие, кто использовал это тяжелое угнетенное состояние своих современников для собственных корыстных целей. К такой категории относились мытари, то есть сборщики податей.

Они взымали с людей налоги, взымали в пользу Рима, на укрепление этой ненавистной для каждого иудея империи. И более того, мытари злоупотребляли своим положением, взымали с людей больше, чем положено, прикрываясь своей службой и пользуясь лояльностью римских властей. Они обирали свой народ и обогащались за счет чужого горя.

Совершенно естественно, что еврейский народ мытарей ненавидел и за их вымогательство, и за сотрудничество с завоевателями. Мытари были люди, которые, по представлению тогдашнего иудейского общества, были на дне этого общества. Общаться с таким человеком, пригласить его к себе домой или прийти к нему, тем более делить трапезу, считалось осквернением, грехом и позором.

Иными словами, представить себе более невероятного кандидата в апостолы, чем мытарь, невозможно. И, тем не менее, одному из них, мытарю по имени Левий, Господь говорит: «следуй за Мной». Затем Левий устраивает в своем доме трапезу, и Христос приходит и разделяет ее и с самим Левием и со всеми теми гостями, которые пришли к нему в тот день в дом.

Ну а что это были за гости? Это, конечно, были такие же мытари, как и сам Левий. Кто же еще кроме них осмелится переступить порог его дома? Конечно, этот визит вызвал бурю негодования у книжников и фарисеев. Как может Он, этот Иисус, претендующий на какие-то особые Божественные полномочия, на Свое равенство с Богом, — а Спаситель действительно не раз об этом говорил: «вся мне предана Отцем Моим, видевший Меня и Отца Моего видел, Я и Отец одно», — как может Он так низко пасть и оскверниться: прийти в дом к мытарю, да еще и есть с ним? На что Христос отвечает: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию».

Ну, вообще-то деление на праведников и грешников достаточно условное, потому что грешны все, в том числе и праведники. «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас», — говорит апостол Иоанн Богослов. «Нет человека, который бы жил и не согрешил», — гласит церковная молитва. Безгрешен лишь один Бог, Господь Иисус Христос, а все остальные люди грешны, хотя, конечно, и в очень разной степени.

Но у фарисеев был свой взгляд на праведность и на греховность. Грешниками они считали людей, не исполнявших закон Моисеев, к тому же во всех его детальных предписаниях. Себя же они считали людьми праведными, ибо они оправданы делами закона, а значит, откликаться на призыв Христа к покаянию им не за чем.

Надо сказать, что такая фарисейская ментальность не только не умерла и не затерялась где-то в глубине веков, но и сквозь толщу тысячелетий успешно находит добрую почву в умах и сердцах людей. Фарисей – это не просто член древней иудейской религиозно-политической партии. Фарисей – это тот, кто вне зависимости от временных рамок, национальности, религиозной принадлежности, строит свою жизнь и отношения с другими людьми и с Богом по внешнему принципу, не подтверждая свою внешнюю порядочность и благочестие абсолютно никаким внутренним содержанием. Вот такие люди являются служителями мертвой буквы, а не живого Бога. И служителей этой мертвой буквы у нас сегодня не меньше, чем во времена земной жизни Христа Спасителя.

Господь призвал мытаря Левия, внешне, на первый взгляд человека, совершенно недостойного для апостольского служения. Но такова была Его воля, сокрытая и непонятная для окружающих. И вот в этом избрании заключается глубокий смысл и назидание.

Ведь как мы нередко сетуем на то, что по нашему мнению тот или иной человек недостоин того положения, которое он занимает в обществе или в церкви. Как бы не соответствует он своему положению ни по своим качествам, ни по своим способностям. И рассуждая так, мало кто задумывается, а соответствует ли он сам тому званию и тому служению, к которому призван. Ведь каждого из нас в свое время и на свое место избрал и поставил Господь. Избрал не потому, что мы достойны.

Не бывает недостойных епископов, недостойных священников и вообще достойных христиан. Кто может сказать о себе, что он достоин Божьего избранничества? Да никто так не сможет сказать, потому что это будет не соответствовать истине, как читаем мы в молитве перед Херувимской песнью: «Никтоже достоин», то есть никто недостоин, и, тем не менее, Господь нас избрал. Такова была Его воля. Но в жизни своей человек должен всеми имеющимися у него силами ответить на этот призыв, пытаться, насколько это, возможно, соответствовать ему.

Призвание Левия изменило всю его жизнь. И из мытаря Левия он превратился в апостола и евангелиста Матфея, автора одного из четырех Евангелий. Дай Бог, чтобы избрание и призвание каждого из нас послужило точкой отсчета того времени, которое приведет нас к причастию Божественной славы. Аминь.

Комментарии закрыты.