google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в среду 28-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Виталия Головатенко | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в среду 28-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Виталия Головатенко

Декабрь 21st 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Христос предсказывает ученикам скорое падение Иерусалима и его разрушение. Его пророчество, и это мы знаем, относится не только к ближайшему времени к (исполнения этой?) участи Иерусалима, но и к последним временам. Святой город и его храм был дорог и остается дорог каждому иудею. И красота этого города и этого храма в то время была известна по всему миру. Многие приезжали для того, чтобы только взглянуть на это великолепие.

Эта святыня была безусловно дорога и ученикам Христа, и Самому Христу. Мы помним, как перед последним Своим входом в Иерусалим, Он плакал об этом городе и о его близкой кончине, потому что не «узнал он времени посещения своего». И вот ученики не без гордости говорят Учителю о храме, о том, как он украшен, о том, с какой любовью он построен. Но Христос беспощаден. Он говорит достаточно категорично о том, что скоро придет время, когда камня на камне здесь не останется, но все будет уничтожено.

Мы это слушаем и читаем почти безразлично, или, по крайней мере, нас это мало волнует. Но для всякого иудея, особенно для иудея мессианского времени, эти слова были, как нож в сердце, потому что ничего более свято на земле, чем святой город и храм для них не было. И мы знаем о многочисленных движениях, патриотических, религиозно-патриотических и прочих, которые в той или иной степени, так или иначе пытались бороться с римской оккупацией, и мечтали и делали все, от них зависящее, для того, чтобы это время язычников, царящих в их городе и в их Палестине, наконец, прекратилось. И даже среди ближайших учеников Христа были такие, например, Симон Зилот: «зилот» означает «ревнитель».

С другой стороны, из Евангелия мы очень хорошо знаем, что Христос не сочувствовал этому движению и ни в коей мере не поощрял его, потому что всякое движение такого рода есть движение, в конечном итоге политическое, связано с ценностями мира сего, мира преходящего, с реалиями царства земного. А Христос – Царь Небесного Царства. И пришел Он с благой вестью о приблизившемся Небесном Царстве.

Более того, Он очень категорично разделил, отделил одно от другого и объявил об их принципиальной несовместимости: невозможно построить на земле Царство Небесное; и нет ничего общего у света и тьмы – у Неба и нашего погрязшего в грехе и злобе мира. И своих учеников Он посылал в этот мир. Но заповедал им хранить себя не оскверненными от мира, но просвещать этот мир.

Именно поэтому все, что связано с ревностью и защитой всего, что относится к царству земному, как бы это ни было нам дорого и свято, мы не можем ставить выше или даже сопоставлять с реалиями Царства Небесного.

Вот почему Христос не сочувствовал религиозно-политическим движениям и попыткам реставрации царства Израильского. Вот почему Он уклонился, и не раз, по-видимому, от желания толпы сделать Его царем, провозгласить новым царем иудейским. Вот почему Он так резко достаточно сказал, когда до Него дошла весть о том, как Пилат жестоко расправился с очередной попыткой ревнителей борьбы с римским игом и смешал кровь их с жертвами их. Он просто сказал, если не покаетесь, то все так же погибнете. То есть если не покаетесь в бессмысленности этой борьбы, не за это мы должны бороться, не за политическое господство той или иной партии, или даже той или иной конфессии. Нет ничего общего у Христа с велиаром.

И вот поэтому, предупреждая о близкой катастрофе, Христос, во-первых, говорит: «берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение». Потому что Он знает: многие придут под именем Его и попытаются повести за собой народ. То есть придут в качестве политического вождя, но с религиозным оттенком, разумеется. Так вот: «не ходите вслед их», — предупреждает Христос, — и не ужасайтесь всем слухам и всему происходящему. И когда увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда бегите, не сопротивляйтесь, не поднимайтесь на восстание, не пытайтесь защитить то, что обречено по воле Божией погибнуть.

Что же? получается, что мы должны безвольно опустить руки, никому и ни в чем не препятствовать и просто убегать? Очевидно, да. Но при всем при том, мы должны помнить еще главную заповедь Христа: заповедь о любви и о высшем выражении этой любви, больше которой нет, если кто положит душу свою, то есть жизнь свою, за други своя. А вот именно в такие времена это больше всего и бывает необходимо, потому что много горя, много страдания в этот момент, и очень нужна и наша помощь, и наше участие, и наша жертвенная любовь в это печальное время. И необходимо великое мужество, чтобы не ответить злом на зло, войной на войну, но собой, своим телом, своей жизнью защитить страдающего, защитить слабого, не сопротивляясь, но закрывая собой. Для этого нужно порой гораздо больше мужества, потому что ведь далеко не всегда противник слабее меня, и далеко не всегда он сильнее меня. Иногда я понимаю, что я могу ответить, и даже могу его победить, и как тяжело бывает преодолеть это искушение от собственной силы и от собственного превосходства.

Будем же помнить не только о пророчестве Христа о близкой кончине мира и о том, что мы не в силах помешать этому, в том числе и разрушению того, что так дорого нашему сердцу. Будем помнить и о Его словах о необходимости самопожертвования, если мы действительно хотим стяжать эту великую любовь и явить ее погибающему миру. И да поможет нам Бог. Аминь.

Оставьте комментарий!