google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в пятницу 30-й седмицы по Пятидесятнице священника Георгия Полякова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в пятницу 30-й седмицы по Пятидесятнице священника Георгия Полякова

Январь 5th 2012 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Согласно историческим данным Христос родился в 748 году от основания Рима, когда императором был Август и в Сирии властвовал правитель по имени Публий Квириний, о котором евангелист Лука упоминает в связи с переписью населения, проводившейся в его правление.

Дева Мария и Иосиф Обручник, происходя из рода царя Давида, должны были явиться на перепись в город Давидов, называемый Вифлеем, где по всей вероятности пребывали их родословные книги.

Обстоятельства Рождества сопровождались замечательными и чудесными явлениями. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народа, так что единственная гостиница оказалась переполненной. И тогда они разместились на ночлег в пещере, где пастухи укрывали свой скот. Здесь и появился на свет Младенец Иисус, Которого Матерь Божия спеленала, положила на сено в ясли для скота.

В это же время совершилось и другое удивительное событие. На поле близ Вифлеема пастухам, пасущим свое стадо, явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Мессия, Спаситель. Сквозь страх и трепет эти простые люди услышали обращение ангела: Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. Вот вам знак, вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях.

Пастухам промыслительно дается знать, что отныне наступает время, когда им больше не нужно гонять стадо в храм для заклания, что теперь грехи всего человечества берет на Себя родившийся Мессия, Который принесет однажды навсегда как Агнец жертвенный. В знак великой радости о сбывшемся обетовании бесчисленное небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение.

Ибо Рождеством Христа Спасителя является Божественная слава на всяком творении, а также подается мир и благоволение всему роду человеческому. И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу Христу. Мир, возвещенный ангелами, был, прежде всего, миром Божиим, который превыше всякого ума, говорит апостол Павел в своем Послании к Филиппийцам. Это было примирение человека с правдой Божией.

В Послании к Коринфской церкви апостол Павел говорит далее: Бог во Христе примирил с Собой мир, не вменяя людям их преступлений. А примирение с Богом открывает для человека путь к примирению со своей совестью, которая по выражению древних отцов и учителей Церкви есть голос Божий в человеке.

Человеку, как возлюбленному чаду Божию открылась возможность пользоваться преизобильными дарами благодати Святаго Духа в таинствах и священнодействиях Церкви под условием нравственного очищения через покаяние и достойной жизни по заветам Христа.

В церковном песнопении Рождественской службы поется: «Средостение градежа разрушися, пламенное оружие плеще дает, и Херувим отступает от Древа Жизни, и яз райския пищи причащаюся». Преграда разрушена, и меч херувимский, преграждающий вход в рай, отступает. Врата рая открываются, а человек возвращается к Древу Жизни, от коего вновь вкушает нетленные плоды.

Святитель Григорий Богослов называет Боговоплощение вторым творением. Когда Бог как бы заново творит человека, воспринимая на Себя человеческую плоть, вторым общением между человеком и Богом. «Существующий начинает существовать, Несозданный создается, Необъемлемый объемлется, Богатый становится нищим через восприятие плоти, чтобы я обогатился Его Божеством. Я получил образ Божий, — продолжает святитель Григорий Богослов, — и утратил его, а Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти и меня обессмертить. Он вступает во второе общение с нами, которое гораздо лучше и выше первого».

В Воплощении Слова происходит, по выражению святого Ефрема Сирина, обмен между Богом и человеком. Бог воспринимает от нас человеческую природу, а нам дарует Свое Божество. Через Воплощение Слова происходит обожение человека.

Святитель Афанасий Великий говорит: «Слово воплотилось, чтобы мы обожились». Святой второго века Ириней Лионский в своем слове о Рождестве Христовом размышляет: «Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческим сделать сынами Божиими».

Обожение, к которому человек был предназначен по самому акту творения, и которое утратил через грехопадение, ему возвращено воплотившимся Словом. И потому именно в Рождестве Христовом происходит всецелое обновление человеческого естества. Не только в том единственном Рождестве, которое произошло 2000 лет тому назад в Вифлееме, но и в том рождестве Христа, которое вновь и вновь происходит в наших душах. Ибо душа человеческая – это скотские ясли, которые Бог делает вместилищем Своего Божества и Своим храмом.

Человек в грехопадении уподобился скотам бессмысленным, но Бог приходит к падшему человеку и делает его душу местом, где происходит таинственная встреча между ним и нами. Величайшее чудо Боговоплощения в том, что, совершившись однажды в истории, оно возобновляется в каждом человеке, приходящем ко Христу.

В глубоком молчании вифлеемской ночи Слово Божие воплотилось на земле, но Оно все так же воплощается в молчаливых глубинах нашей души. Когда умолкает разум, истощаются слова, а ум человека ищет истины и смысла жизни. Мы таинственно встречаем Бога в молитве, когда Он приходит и вселяется в нас и наполняет нас Своим живоносным присутствием. Мы встречаем Бога в таинстве Евхаристии, когда, причастившись Телу и Крови Христовой, мы чувствуем, что наше собственное тело пронизано Его Божественной Энергией и в жилах наших течет кровь Бога. Мы встречаем Бога в Таинствах Церкви, когда Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, наполняет все наше существо, и обновляет, и оживотворяет, и преображает нас для жизни вечной.

Мы встречаем Христа в окружающих нас людях, которые есть образ Божий. Мы встречаем Христа, когда пресекается наша собственная воля, свободная воля и промысл Божий о нас. Мы встречаем Христа в каждом прожитом дне, в каждом мгновении истории этого мира.

Благоговейно поклоняясь вместе с пастухами новорожденному Богомладенцу Христу, возлежащему в яслях Начальнику мира, истинному Солнцу Правды, вспомним апостольское слово, что в нас должны быть те же чувствования, которые и во Христе Иисусе. И как дар воплощенному Богу принесем Ему твердую решимость поступать достойно звания, в которое мы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранить единство духа в союзе мира. Аминь.

Комментариев к записи: 1 “Проповедь в пятницу 30-й седмицы по Пятидесятнице священника Георгия Полякова”


  1. Георгий Ш. сказал:

    Спаси Господи! С Праздником братия!

    Проповедь замечательная.

    Оперативность — вобще впечатляет :)

Оставьте комментарий!