google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в пятницу 25-й седмицы по Пятидесятнице священника Георгия Полякова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в пятницу 25-й седмицы по Пятидесятнице священника Георгия Полякова

Декабрь 1st 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

При первом чтении сегодняшнего евангелия от Луки этот отрывок, состоящий из четырех стихов, может показаться совершенно не связанным ни с предыдущим повествованием, ни с последующим текстом. Но это затруднение можно лучше понять и даже усмотреть в нем глубокий смысл, если помнить о главной теме всей 16 главы, рассказывающей о ложном и истинном богатстве, о скоропреходящих и вечных ценностях, от чего страдает человек и разочаровывается, что делает его подлинно счастливым и что его губит.

Предостерегая Своих учеников от ложного блеска земных драгоценностей, способных ослепить духовный взор человека, от ласкающего звона монет, делающего глухим к голосу неба и страданиям ближних, Христос рассказал им дивную и глубоко содержательную притчу о неверном домоправителе, заканчивая словами: «Не можете служить Богу и маммоне».

Другими словами, нездоровая тяга к деньгам уводит человека от Бога. И наоборот, любовь к Богу не позволяет ему видеть в деньгах главную ценность в жизни. Это последнее выражение Христа злобно(?) взорвало рядом стоящих сытых и сказочно богатых фарисеев, которые тоже слушали поучения Назаретянина.

Они негодовали и нагло смеялись над Ним, потому что в их глазах Сам Иисус и Его ученики были бедными людьми. И вот Он, будучи нищим, имеет дерзость учить о достоинстве денег и материальных благах. Они усмотрели в словах Проповедника не только крамолу, но и незнание учения Завета.

Религиозная каста фарисеев считала, что их высокое положение в обществе и личная роскошь есть заслуженная награда от Бога за их праведную жизнь, что их законное богатство зиждется на авторитете Закона и пророках.

В книге Левит Господь обращается к израильскому народу: «Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля будет плодородить, и деревья плодоносить; и будет у вас хлеб, виноград, и будете жить на земле вашей безопасно; пошлю вам мир, и никто вас не обеспокоит. Я размножу вас и буду тверд в завете Моем с вами».

Пророк Исаия провозглашал в свое время, что за жертву, которую принесет его народ Богу на горе Сион, Бог сокрушит Египет, и земля Иудина сделается ужасом для них. Богатство и слава будет великой наградой преданным Ему.

Христос, как божественный Сердцеведец, прозревая алчные и ненасытные сердца лицемерных знатоков Писания, которые с благообразным видом внешне ревностно исполняющие всевозможные ритуалы и предписания перед своим народом, внутри были больны страшным недугом, и диагноз этот назывался сребролюбие.

Эта страшная болезнь напрочь ослепила разум и чувства поборников иудейского благочестия. И поэтому каждая их мысль, поступок, сказанное слово, надуманный закон были нездоровы и сводились лишь к одному: к непомерному накопительству материальных благ. Их идеалом был не Бог, а бессмысленная роскошь, в которую они вкладывали все свое сердце. Ловко, хитро они скрывали свои низменные желания за завесой мнимой святости, при этом объясняя народу, что за их праведную жизнь Бог вознаграждает их достатком и высоким положением.

Эту их страшную демоническую ложь Христос обличает словами: «Вы называете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши; ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». Древние законы действительно обещают богатство в награду праведникам за их добродетель. Но как мнимые религиозные лицемеры с внутренней мерзостью и пустотой могут питать иллюзию надежды о вознаграждении? Ждать нечего; ибо фарисеи сами взяли награды этого мира. Участь их предрешена.

Далее Христос говорит: «Закон и пророки до Иоанна. С сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет». В Евангелии от Матфея это место звучит примерно так: Не думайте, что Я пришел, нарушить закон или пророков. Не нарушить пришел Я, но исполнить. В этих словах раскрывается вся сущность земного делания Христа. Если фарисеи только провозглашали закон, даже не пытаясь его осуществить, то Христос всей Своей жизнью исполнил все законы и все пророчества. При этом Он провозглашает Свою новую заповедь любви в генетической связи с прежним миром. Это хорошо выражено Самим Спасителем в Евангелии от Марка: Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

Ветхий Завет был подготовительным началом, первыми ступенями, великого откровения Бога о Себе и спасительным искуплением падшего человечества, которое достигает своего завершения во Христе.

Ветхозаветные законы походили на пустой ненаполненный сосуд, они имели форму без внутреннего содержания. Христос наполнил Собою каждую букву закона глубоким внутренним содержанием и смыслом. При этом все оставалось неприкосновенным, что имело прочную ценность и значение в ветхозаветной религии. Пророки перестали пророчествовать, а закон был лишь детоводителем к великой тайне, которая открылась во всей полноте с явлением Бога в этот мир.

Мессия Христос пришел во исполнение всех пророчеств и наполнил подлинным смыслом и глубоким содержанием весь закон. Отныне не товарно-денежные отношения вершат судьбу мира и человека, а любовь между Богом и Его творением. Отныне не роскошь и высокий сан определяют положение людей в Царстве Небесном, а чистота сердца; отныне не «око за око» и «зуб за зуб», а «кто душу свою положит за брата своего». При этом закон остается в силе и требует неукоснительного и полного исполнения со стороны его последователей. Не скрупулезного и бездушного исполнения, но более глубокого понимания воли Божией.

Закон Израиля надо понимать, как благодатное установление, данное не только верховным Владыкой, но и любящим Отцом. Повиноваться Ему значит соответствовать замыслу, заложенному Творцом в Его творении. И те, кто хочет исполнить волю Бога и ответить на Его любовь, должны идти дальше буквы закона к его исходному предназначению.

Исполнить закон означает воплотить в жизнь предначертанное в Писаниях. Далее Христос приводит следующий стих: «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует. И всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует». Не вступая в спор с фарисеями, Христос заявляет, что развод, по какой бы причине он ни состоялся, не совместим с замыслом Божиим и святостью брака. Разрешение на развод скорее предполагается, чем удостоверяется. Развод – это не воля Божия, а только позволение Моисея в ответ на жестокосердие человеческое. Этим Он показывает, что еще строже понимает требование закона, чем это трактовали фарисеи.

Исполняющего закон Иисус аллегорически сравнивает с тайной брака между мужем и женой. Смеющаяся каста иудейских религиозных лидеров оставалась осмеянной Христом. При их строгом соблюдении внешней чистоты, они были духовными прелюбодеями. При своей огромной роскоши и высоком положении фарисеи были бедными людьми, ибо их главный вор были они сами. Блеск внешних украшений не мог затмить их внутренней мерзости и страшной пустоты. Их долгая жизнь не приблизила даже к порогу Царства Небесного, потому что туда входят не широкими вратами личных достоинств, а вводит туда Христос Спаситель, Которого они отвергли.

Ошибка фарисеев стала их роковой погибелью. Некогда дьявол предложил Христу в пустыне все царствия мира, лишь бы Он поклонился ему. Но Иисус победоносно воздержался от змеиного искуса сатаны и тем посрамил мятущегося властителя ада. Тот же дьявол продолжает слепить мнимыми сокровищами и наше сегодняшнее поколение людей.

Да не соблазнимся этим ложным наваждением и будем верными Христу, дабы унаследовать истинные ценности в вечном Царстве Небесном, уготованном любящим Бога. Аминь.

Оставьте комментарий!