google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в Пятницу 19-й седмицы по Пятидесятнице священника Георгия Полякова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в Пятницу 19-й седмицы по Пятидесятнице священника Георгия Полякова

Октябрь 20th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Прочитанное евангельское зачало от Луки, весьма затруднительно и не совсем понятно для размышления. Но евангельский текст становится ясен, если прочитать его в общем контексте всей седьмой главы.

Период времени от второй до третьей Пасхи занимает центральное место в земной жизни Христа-Спасителя, отличаясь особым духовным напряжением и богатством событий. Именно в это время в Галилее Господь излагает главнейшие Свои поучения, возглашает поразительно емкие по содержанию притчи, более всего совершает чудес.

Примерно в это же время Он произносит Нагорную проповедь, формулируя основные этические положения Своего учения, а также неслыханное доселе откровение о Царствии Божием.

В беседе с самарянкой Иисус приоткрывает тайны Своей Личности. Мы узнаем, что Он — Мессия, Сын Божий. Однако открыто во всеуслышание об этом Он еще не говорит. Слух о грандиозных событиях, совершенных Христом, донесся и до Иоанна Крестителя, который был заключен в темницу в крепости Мохерон на восточном берегу Мертвого моря.

Ученики Иоанна донесли ему, что Христос воскресил дочь Иаира и сына Наинской вдовы. А также о том, что народ почитает Его за великого пророка. Большая часть евреев ждала Мессию в блеске земной славы, ждала, что Он провозгласит Себя царем Израилевым, свергнет иго римлян и покорит им все народы земли.

Между тем Иисус не только не намеревался восстановить царство Израилево, но даже все Его учение не согласовывалось с бытовавшими тогда представлениями об этом царстве. Следовательно, по мнению иудеев, Он не может быть Мессиею, Он – только пророк. Мессия только придет, его надо ждать.

Вот такие мысли будоражили головы еврейского народа, в том числе и учеников Иоанновых. Желая сохранить твердую веру своих последователей в Иисуса, как истинного Мессию, Сына Божия, Иоанн посылает своих учеников к Нему спросить: «Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?»

Господь отвечает на этот вопрос словами пророка Исаии: «Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: Слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют». И добавляет: 2Блажен, кто не соблазнится о Мне". То есть не усомнится в том, что Я — именно Тот, Которому должно было прийти.

Многие приняли благовестие Христа с радостью и верой. Многие, но не все. Он видел в глазах и сердцах определенных людей нечистые помыслы. А если Иоанн задает такой вопрос, значит, он сомневается в Личности Христа? Значит, прежде, на Иордане, он заблуждался? Кто Тот, на Которого он указал, как на Агнца, принимающего на Себя грехи мира?

Чтобы рассеять такие мысли, надо было напомнить начинавшим уже забывать жителям Галилеи о характере Иоанна и его месте в истории домостроительства Божия на земле. «Истинно говорю вам, из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Этим Господь авторитетно утверждает, что нет никого больше, чем Иоанн Предтеча, что он послан к еврейскому народу для того, чтобы они приготовились к явлению Дня Господня.

Далее Христос говорит, что Он больше Иоанна, и добавляет, «кто имеет уши слышать, да слышит». Этими словами Христос возбуждает слушающих к тому, чтобы они спросили Его о сути сказанного. Но как несмысленные дети они не хотели знать правду. Народ по своему легкомыслию не воспользовался служением Предтечи и не приготовился к принятию грядущего.

Говоря, «род сей», Христос указал на роптавшую толпу, возбуждаемую фарисеями и книжниками. И толпа эта по выражению Назарянина подобна несмысленным и капризным детям, не принявшим ни Царствие Божие, ни провозвестника Иоанна, ни Мессию Христа.

В это время звучит удивительное сравнение Христа. «Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: Мы играли вам на свирели, и вы не плясали, мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали".

Была у иудеев некоторая игра. Большое число детей разделялось на две части, и как бы в насмешку над жизнью одни на одной стороне плакали, а другие на другой стороне играли на свирели. И ни играющие не соглашались с плачущими, ни плачущие с играющими.

Этим примером Христос указывает на грубость и своенравие иудеев. Им не нравилась ни строгость жизни Иоанна, ни простота Христова. Жизнь Иоанна Предтечи уподобляется плачу, покаянному плачу, потому что он был строг и в словах и в своих поступках. А жизнь Христа уподоблялась свирели, так как Господь был весьма приветлив ко всем и снисходителен, принимая к Себе всех, благовествовал Царство Небесное, не показывая той строгости, какую проявлял Иоанн. Пища Иорданского проповедника была грубая: ни хлеба не ел, ни вина не пил. А Христос и ел хлеб и вино пил. Иудеям не нравилось ни то, ни другое.

Об Иоанне они говорили, что в нем бес, а Христа называли человеком, который любит есть и пить. Евангелисты Лука и Матфей не записали всех клевет в адрес Рожденного в Вифлееме, считая достаточными приведенные слова к их обличению.

Да, жизнь провозвестников покаяния была противоположна, но дело их было одно – это пришествие Мессии и Царствия Божия. Сначала Иоанн проповедовал им пост и покаяние, но его не признают. Потом явился Христос с проповедью о свободе духа, но и Его обвиняют в объедении и пьянстве.

Евреи желали веселья и радости, а Иоанн проповедовал им суровый пост и подвижничество. Потом захотелось им поста и скорби, а Христос заповедует им радоваться, веселиться, пока Жених на земле.

Таким образом, сущность сравнения состоит в уподоблении евреев капризным детям, которым нельзя угодить, потому что они сами не ведают, чего хотят.

Книжники и фарисеи отвергли волю Божию о себе, в том смысле, что их не тронуло покаяние, и они отказались от крещения. Отвергли и сам призыв Иоанна и тем самым отказались от Божьего плана своего спасения и возможности войти в Царство Небесное.

Божья премудрость сделала все, но брачный пир радости уготован любящим и верным. Тех же, кто не поверил, ждет тоже вечность, но во тьме погибели и осуждения.

В сегодняшнем современном мире всюду проповедано евангельское благовестие. Божественная любовь согревает каждое человеческое сердце, Божественная благодать струится в каждую человеческую душу, но призыв Бога и соблазн мира по разному определяют подход к человеческой личности.

Сначала мир преподносит нам веселые праздники: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали». А потом траур и оплакивание мертвых: «Мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали». Мир сначала дает хорошее, а потом худшее вино. Но Премудрость Божия поступает совершенно обратно. У нее сначала скорби, а потом радости, сначала Закон, а потом Евангелие, сначала покаяние, а потом мир, сначала смерть, а потом жизнь, сначала Иоанн, а потом Христос, сначала худшее, а потом лучшее вино, сначала страдание сущих во Христе, а потом их слава.

Человек свободен в своем выборе. Нельзя одновременно смотреть одним глазом на землю, а другим на небо. Изберем жизнь вечную со Христом, пройдем свои страдания, возьмем свой крест, взойдем на свою Голгофу, и не будем, как несмысленные евангельские дети блуждать по стихиям этого мира, а изберем жизнь во Христе, дабы с ним царствовать во веки. Аминь.

Оставьте комментарий!