google-site-verification: google21d08411ff346180.html Почему патриарх Варфоломей против Вселенского Собора | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Почему патриарх Варфоломей против Вселенского Собора

Март 8th 2019 -

Во многих пунктах документов Критского Собора властные полномочия присваивают не только Константинопольскому патриарху, но и иерархам-фанариотам. Например:

  • П. 2-б документа «Православная диаспора». Указывается, что епископские собрания в неправославных странах мира (диаспоре) «будут состоять из всех епископов каждого региона и будут проходить под председательством первого из подчиненных Константинопольской Церкви архиереев». Т.е. вместо того, чтобы избрать председателя такого собрания самими участниками собрания, главенство предоставляется архиерею-фанариоту.
  • П. 6 документа «Православная диаспора»: «По вопросам, имеющим общий интерес и требующим <…> общеправославного рассмотрения, председатель (епископского собрания в диаспоре – Ред.) обращается к Вселенскому патриарху для дальнейших действий». Этим утверждается власть Константинопольского патриарха над всей православной диаспорой.
  • П. 2-д документа «Автономия и способ ее провозглашения»: «На территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются, кроме случаев всеправославного согласия, обеспечиваемого Вселенским патриархом». Т.е. если православное согласие есть, но его обеспечил не Константинопольский патриарх, то автономная Церковь не может быть учреждена.
  • П. 2-е документа «Автономия и способ ее провозглашения»: «В случае возникновения разногласий <…> участвующие стороны совместно или отдельно обращаются к Вселенскому патриарху, чтобы тот изыскал каноническое решение вопроса». Это ярко выраженная судебная юрисдикция Фанара, причем обращаться к нему может одна сторона, а не две.
  • П. 10 документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»: «В ходе последующего всеправославного обсуждения Вселенский патриарх выявляет единогласный консенсус Православных Церквей». Т.е. никто другой не может выявить этот консенсус.

Также в послании Собора предложено учредить «Святой и Великий Собор» как постоянно действующий орган управления. Причем право созывать такой Собор почему-то дается только Константинопольскому патриарху. Такого не было никогда в истории Церкви Христовой, и для этого нет никаких богословских оснований. Это положение делает Константинопольского патриарха фактически неподсудным никому, поскольку он никогда не созовет Собор, на котором он мог бы быть осужден за какие-либо антиканонические действия.

Достаточно подробно лжеучение о главенстве Фанара над православным миром изложено в статье священника Георгия Максимова «Ересь Константинопольского папизма».

Почему патриарх Варфоломей так боится созывать настоящий Вселенский Собор

Ответ на него очевиден: потому, что на этом Соборе будет не просто решен «украинский вопрос», но и обличена та самая ересь Константинопольского папизма, которая так ярко проявилась в Украине. Ведь все Вселенские Соборы созывали, когда какая-либо ересь не просто проявилась и была сформулирована, но и начала приносить свои зловещие плоды.

Возникла эта ересь еще в 1920-е годы, когда Фанар заявил о своей исключительной юрисдикции над всей православной диаспорой. Окончательную формулировку этой ереси дал патриарх Варфоломей в сентябре 2018 г.: «для Православия Вселенский патриархат служит закваской, которая «заквашивает все тесто» (Гал. 5, 9) Церкви и истории. <…> Начало Православной Церкви – Вселенский патриархат, «в нем жизнь, и эта жизнь есть свет Церквей». <…> Православие не может существовать без Вселенского патриархата. <…> Вселенский патриарх как глава православного тела. <…> Если Вселенский патриархат <…> покинет межправославную сцену, Поместные Церкви станут «как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9, 36)».

«Православие не может существовать без Вселенского патриархата».

Константинопольский патриарх Варфоломей

Эти слова можно дополнить и красноречивыми высказываниями фанарских иерархов и богословов. Например, «Чем бы была Православная Церковь без Вселенского патриархата? Неким видом протестантизма <…> Невообразимо, что какая-то Поместная Церковь <…> прервала общение (со Вселенским патриархатом – Ред.), поскольку от него проистекает каноничность ее бытия» (митрополит Адрианопольский Амфилохий). «Константинопольский патриарх, нравится это кому-то или нет, – Предстоятель Православия, видимый знак его единства и гарант нормального функционирования института, который мы называем «Православная Церковь»» (протопресвитер Георгий Цецис).

Ну, а зловещие плоды этой ереси в Украине налицо: захваты и поджоги храмов, избиения священников и прихожан, запугивания, насилие, грабеж… Не уврачевание, а утверждение раскола на многие годы, если не навсегда.

Ересь налицо: каким будет ответ Церкви Христовой?

Многие Вселенские Соборы своим авторитетом утверждали правила Соборов Поместных. Возможно, и в этот раз основой для осуждения ереси Константинопольского папизма станет постановление Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г.:

«Собор выражает глубокую озабоченность в связи с тенденциями, <…> проявляющимися в высказываниях некоторых представителей Святой Константинопольской Церкви.

Отталкиваясь от не разделяемого всей полнотой Православной Церкви понимания 28-го правила IV Вселенского Собора, эти иерархи и богословы развивают новую экклезиологическую концепцию, которая становится вызовом для общеправославного единства. Согласно этой концепции: а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом; б) Константинопольский патриархат имеет исключительное право церковной юрисдикции во всех странах православного рассеяния; в) в этих странах Константинопольский патриархат единолично представляет мнения и интересы всех Поместных Церквей перед государственной властью; г) любой архиерей или клирик, несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не сознает <…>; д) Константинопольский патриархат определяет географические границы Церквей и, если его мнение не совпадает с мнением той или иной Церкви по данному вопросу, может учреждать на территории этой Церкви собственную юрисдикцию. <…>

Такое видение Константинопольским патриархатом собственных прав и полномочий вступает в непреодолимое противоречие с многовековой канонической традицией, на которой зиждется бытие Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей».

А в 2013 г. священный Синод РПЦ принял документ «По вопросу о первенстве во Вселенской Церкви», в котором содержится православное учение о взаимоотношениях Поместных Церквей друг с другом:

«В Святой Христовой Церкви первенство во всем принадлежит ее Главе – Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. <…> Различные формы первенства в Церкви являются вторичными по отношению к вечному первенству Христа как Главы Церкви. <…> На уровне Вселенской Церкви как сообщества автокефальных Поместных Церквей, объединенных в одну семью общим исповеданием веры и пребывающих в сакраментальном общении друг с другом, первенство определяется в соответствии с традицией священных диптихов и является первенством чести. <…> Порядок диптихов исторически менялся. <…> Канонические правила, на которые опираются священные диптихи, не наделяют первенствующего какими-либо властными полномочиями в общецерковном масштабе. <…> Экклезиологические искажения, приписывающие первенствующему на вселенском уровне иерарху функции управления, <…> получили наименование «папизма»».

Как видим, в сегодняшнем противостояния Константинополя и Русской Православной Церкви речь идет не о канонических территориях и не о том, кто будет иметь большее влияние на Украинскую Православную Церковь. Речь о том, чтобы не дать Православию превратиться в фанарославие, по меткому выражению архиепископа Боярского Феодосия.

Смуты, которые возникали по причине ересей, терзали Церковь Христову, порой даже столетиями. Но рано или поздно их обличали и исторгали из Церкви. Также будет и с фанарославием. Рано или поздно Церковь отринет его от себя как чуждое Символу Веры: «Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». А вот на чьей стороне окажется каждый епископ, священник, монах или мирянин, зависит только от личного выбора.

Автор: Кирилл Александров

СПЖ

Метки: , , , , , , , ,

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.