google-site-verification: google21d08411ff346180.html Организация работы с родителями обучающихся с РАС | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Организация работы с родителями обучающихся с РАС

Февраль 16th 2018 -

Аутизм

Вовлечение родителей в процесс обучения и коррекционно-развиваю­щей работы — необходимое условие эффективной помощи детям с РАС.

Цель работы с родителями — повышение родительской компетент­ности для решения проблем обучения, воспитания и развития ребенка, эффективного взаимодействия семьи и школы.

Основные задачи работы с родителями:

-         Получение достоверной информации об особенностях и уровне раз­вития ребенка.
—          Формирование адекватных детско-родительских отношений.
—          Формирование у родителей навыков работы с ребенком с целью их генерализации в условиях повседневной жизни.
—          Информационная поддержка по вопросам обучения и воспитания ребенка.
—          Психологическая поддержка.

Консультирование родителей в рамках школы реализуется не как отдельная услуга, а как компонент комплексной помощи детям с РАС. В качестве отдельного направления работы консультирование осущест­вляется в ППМС-центрах.

При работе с родителями используются различные формы и методы. На начальных этапах работы с ребенком используется метод ан­кетирования, опроса. Основная задача метода — сбор адекватной ин­формации об особенностях и уровне развития ребенка, его интересах, характере и способах взаимодействия с окружающим миром. На основе результатов анкетирования совместно с родителем разрабатывается ин­дивидуальная коррекционная программа, осуществляется постановка наиболее актуальных целей работы с ребенком.

На последующих этапах обучения с помощью анкетирования осу­ществляется оценка динамики результатов оказываемой коррекционной помощи. Участие родителей детей с РАС в образовательном процессе, оценке качества оказываемой помощи является независимой (эксперт­ной) оценкой результатов проведенной коррекционно-развивающей ра­боты педагогов в течение учебного года.

Эффективными формами работы с родителями являются: индиви­дуальное и групповое консультирование, занятия в триаде педагог-ре- бенок-родитель, детско-родительские группы, родительский клуб, со­вместные досуговые мероприятия.

Индивидуальное и групповое консультирование. Целью консуль­тирования чаще всего является выработка совместных с родителем ре­шений по преодолению трудностей в обучении, воспитании и развитии детей с РАС, а также информирование по различным вопросам:

-         особенностей развития детей с РАС;
—          коррекции дезадаптивного поведения у детей с РАС;
—          о способах взаимодействия с ребенком;
—          о способах организации работы с ребенком в домашних условиях;
—          о методах развития коммуникации, речи, социально-бытовых навыков;
—          эффективных технологий оказания помощи детям с РАС;
—          информирования о работе ППМС-центров, специализирующихся на оказании помощи детям с РАС, о ПМПК, МСЭ.

Специалисты консультируют родителей по направлениям и формам планируемой коррекционной работы, об участии специалистов сопро­вождения, возможностях ребенка в освоении АООП НОО, о трудно­стях, которые могут возникнуть в процессе обучения, а также в процес­се его адаптации и социализации, о стратегиях их преодоления.

Задача специалистов школьной службы сопровождения — макси­мально привлечь родителей к участию в образовательном процессе, адекватно оценивать возможности своего ребенка, понимать его труд­ности и видеть ресурсы в решении поставленных задач обучения и вос­питания, повысить мотивацию на сотрудничество со специалистами.

В процессе консультирования/информирования повышается роди­тельская компетентность.

Занятия в триаде педагог-ребенок-родитель направлены на фор­мирование у родителей способов взаимодействия с ребенком, навыков работы с ним. Эти умения вырабатываются в ходе наблюдения за про­ведением занятий и самостоятельной работы с ребенком на занятиях.

Детско-родительские группы. Привлечение родителей к такой работе целесообразно для закрепления отрабатываемых на занятиях навыков. В результате совместных занятий родителей с детьми про­исходит формирование навыков взаимодействия с ребенком. Родите­ли учатся понимать состояние ребенка, контролировать свои эмоции, конструктивно взаимодействовать с ребенком. Осуществляется закре­пление навыков, отрабатываемых с ребенком на занятиях. Детско-ро­дительские группы способствуют развитию рефлексии родителей. В результате родители непосредственно видят реальные возможности и трудности ребенка, что ребенок способен делать самостоятельно без из­быточной поддержки взрослого. Родители начинают лучше понимать, где именно нужна его помощь, с какими проблемами нужно работать.

Главным результатом работы с родителями должна стать возмож­ность переноса усваиваемых ребенком навыков в условия повседневной жизни, что будет способствовать адаптации и социализации ребенка.

Источник: Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педаго- гическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутисти­ческого спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с

Святитель Николай Сербский

Связаться с волонтёром Алчевской духовной лечебницы можно через соцсети: FB vk ok

тел.МТС Украина +380501315113; Лугаком +380721485735

Метки:

Комментарии закрыты.