Православный календарь 8 Ноября ( 26 Октябряпо ст.ст.)

Ноябрь 7th 2010 -

Православный календарь 8 Ноября ( 26 Октябряпо ст.ст.)
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306).

Прп. Феофила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482).
Мч. Луппа (ок. 306).
Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814).
Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
Прп. Димитрия (ХIV).
Свт. Антония, еп. Вологодского.
Св. Седда, еп. Ластинхамского.
Свт. Эты, еп. Хексхэмского и игумена Ландисфарнского (686) (Кельт. и Брит.).
Мч. Иосифа, монаха Афонского (Греч.).
Св. Александра Окропиридзе еп. Гурииско-Мингрельского (1907) (Груз.).
Мчч. Артемидира и Басилия (Греч.).
Мч. Лептина (Греч.).
Мч. Гликона (Греч.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Вмч. Димитрия Солунского. Тропарь, глас 3.
Велика обрете в бедах/ тя поборника вселенная, страстотерпче,/ языки побеждающа./ Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню,/ и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора,/ тако, святе Димитрие,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость.

Воспоминание о большом землятрясении в Константинополе. Тропарь, глас 8.
Призираяй на землю и творяй ю трястися,/ избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш,/ и низпосли нам богатыя милости Твоя молитвами Богородицы, и спаси ны.

Кондак трясения, глас 6.
Избави труса тяжкаго всех нас, Господи,/ и язвы нестерпимыя грех ради наших./ Пощади, Господи, Православный люди Твоя,/ яже стяжал еси Твоею Кровию, Владыко;/ и град не предаждь в погибель трусом страшным,/ иного бо, разве Тебе, Бога не вемы./ И воззови поющим:/ Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Кондак мученика, глас 2.
Кровей твоих струями, Димитрие,/ Церковь Бог обагри,/ давый тебе крепость непобедимую/ и соблюдая град твой невредим;/ того бо еси утверждение.

Прп. Феофила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 4.
Правило веры, и образ кротости, / и воздержания известный учитель Христову стаду воистину был еси, / уча е выну смирению, / не мудрствовати еже высокая, / сего ради стяжал, яже желаше, / отче святителю Феофиле, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4.
Яко воистинну по имени своему ты,/ Боголюбезне святителю Феофиле и преподобие, соблюдши,/ явися тебе Христос Спас,/ обещая ти Живот и Царствие Свое,/ в немже, днесь ликуя, не забуди нас, рабов твоих.

Свт. Антония, еп. Вологодского. Тропарь, глас 4.
Иже от юности, Богомудре, возследуя Христу, / во бдениих и в пощениих пребывая, / и паству, от Бога дарованную ти, добре пасый, / и учений Божественных исполняя, и в жизненный путь наставляя: / отнюду же и архиерейства саном почтеся, / Церковь и люди возвеселил еси; / и по преставлении своем чудес лучи испущаеши, / недугом с верою приходящим к тебе исцеление подая, / и слепу младенцу свет дарова, / угодниче Христов, святителю Антоние, / предстоя Престолу Христову с лики Ангельскими, / с нимиже моли Его о нас, притекающих к тебе / получити от него оставление грехов и велию милость.

Кондак, глас 8.
Возвеселися Христова Честная Церковь,/ приимши тя в недра своя пастыря и учителя;/ мы же, вернии людие, прославляем Подавшаго ти благость неоскудну,/ яже твориши преславная чудеса./ Тем, святителю, не престай моля Христа, Емуже угодил еси,/ о нас хвалящих и чтущих тя, к тебе притекающих,/ подати милость зде и в день Судный, да зовем ти:/ радуйся, святителю Антоние, граду нашему похвала и утверждение.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(1 Фес. 1, 1-5; Лк. 10, 22-24). «Кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Сын же был на земле и все нужное нам открыл Сам и через Духа Святого, действовавшего в апостолах. Следовательно, что найдешь в Евангелии и апостольских писаниях, то только и будешь и можешь знать об Отце и Божеских вещах. Больше этого не ищи и помимо этого не думай где либо еще найти истину о Боге и планах Божиих. Каким великим сокровищем обладаем мы!. . Все уже сказано. Не ломай головы, а только с верою прими что открыто. Открыто, что Бог един по существу и троичен в лицах -Отец, Сын и Святый Дух, прими это верою и содержи так. Открыто, что Триипостасный Бог все создал словом, все содержит в деснице Своей и о всем промышляет, прими это верою и содержи так. Открыто, что мы были в блаженном состоянии и пали, и что для восстановления и искупления нас Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес и вознесся на небо, — прими это верою и содержи так. Открыто, что желающий спастись должен уверовать в Господа и, приняв божественную благодать во св. таинствах, с помощью ее, жить по заповедям Господним, борясь со страстями и похотями посредством соответствующих подвигов, — прими это верою и делай так. Открыто, что кто живет по указанию Господню, тот по смерти поступает в светлые обители, предначаток вечного блаженства, а кто не живет так, тот по смерти предначинает испытывать муки адские, — прими это верою и тем вразумляй и воодушевляй себя на добро и подвиги. Так и все с верою принимай и верно храни. Нет надобности ломать голову на придумывание чего-либо своего; и тех, которые умничают много, не слушай, ибо они пошли не зная куда.

Проповедь на каждый день

О дележе наследства
(Лк. 12, 13-15, 25-31)
(2 Фес. 1, 1-10)

Однажды к Господу Иисусу подошел некий человек и попросил: «Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство». И услышал в ответ: «Кто поставил Меня судить или делить вас»?
В Евангелии нет ни одного случая, чтобы Господь обогатил бедного или защитил угнетенного. Когда с обеих сторон страсти, — встав на одну сторону, еще более ожесточишь другую. Господь пришел спасти и обиженного, и обидчика, и бедного, и богатого, раздвинуть горизонты жизни, показать путь на небо. И Он предостерегает всех до одного: «Смотрите, берегитесь любостяжания». И потом говорит: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения».
С этими словами сразу согласится тот, кто под словом «жизнь» понимает жизнь вечную.
Эти слова должны встряхнуть и того, кто до сих пор вообще не задумывался, что такое жизнь.
На эти слова не сможет возразить и тот, для кого вся жизнь — лишь ожидание исполнения смертного приговора, или исхода неизлечимой болезни.
Чтобы укрепить первых, слово Божие напоминает о терпении христиан «во всех гонениях и скорбях, переносимых ими «в доказательство того, что будет праведный суд Божий».
Вторым, самоуверенным и не задумывающимся, предназначена притча о некоем богаче, который все распланировал «на многие годы», и одного только не учел, что «в сию ночь» возьмут его душу (Лк. 12, 19—20).
А третьим Господь сказал: «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них».
Удивительная вещь — цветок. Мало того, что это пример Божией заботы даже о травинке, которая «сегодня есть, а завтра будет брошена в печь». Цветок и сам — посланец вечности. Это — свободный дар Божией любви. И Божий совет: «посмотрите на лилии», — настолько вошел в жизнь, что все мы дарим друг другу цветы и в дни радости, и в дни скорби.
В дни радости, мы как бы говорим: «Смотри, Кто дал тебе эту твою радость: Тот же, кто дал и эти цветы! Будь же достоин Его, не забывай о Нем». А в дни скорби -»вот, эти прекрасные цветы и эту утрату ты получил из одних и тех же рук. А течет ли из одного «источника сладкая и горькая вода» (Иак.3,11)?
Ну а тому, кто не видит ни первого, ни второго, ни третьего, для чего нужен Христос? Неужели только для того, чтобы в клетке этой жизни, делить добро между приговоренными к смерти?

Проповедь протоиерея Александра Глебова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели и слышать, что вы слышите, и не слышали», — говорит Господь апостолам.
Да, действительно вся ветхозаветная история израильского народа была состоянием ожидания. Ожидания особого Божественного посланника-Мессии: именно о Нем проповедовали пророки, именно к принятию Его подготавливали еврейский народ лучшие из израильских царей. Ну а сам этот народ связывал с пришествием Христа свои самые радужные надежды. Конечно, по-разному люди понимали и представляли себе Его миссию. Люди, одухотворенные, живущие интенсивной религиозной жизнью, ждали от Христа духовных благ: освобождения от рабства диавола, от рабства греха и греховной смерти. Ну а люди более мирские и меркантильные соответственно ожидали от грядущего Спасителя благ мирских, качественного изменения условий их земной жизни.
Да, понимали неодинаково. Надеялись получить от Его прихода совершенно разные, иногда просто диаметрально противоположные и исключающие друг друга блага. Но тем не менее, ждали все. И дождались.
Ведь именно об этом и говорит Господь в сегодняшнем Евангелии, что «многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели и слышать, что вы слышите, и не слышали». Но вот возникает такой вопрос. А для думающих людей, для тех, кто привык размышлять над Священным Писанием, этот вопрос наверное естественный. И суть его вот в чем: а каково наше место в этом противопоставлении людей Ветхого Завета и апостолов? Тех, кто Христа не видел, и тех, кто был свидетелем Его земной жизни? Мы-то к кому относимся? К тем, кто Христа видел и слышал? Или к тем, кто Его не видел и не слышал?
На первый взгляд совершенно очевидно, что мы не являемся современниками Христа. Нас от Его земной жизни отделяет 2000 лет, и мы не можем видеть Его внешность, слышать Его голос, как это видели и слышали апостолы. Но с другой стороны, от людей Ветхого Завета нас отличает то, что мы знаем, как Господь внешне выглядел, мы знаем, что Он сказал, что Он сделал, и что надо делать нам, дабы иметь жизнь в Боге. У нас есть слово Божие, Евангелие, — а это и есть те самые слова, которые Христос говорил апостолам, и которые были записаны ими именно с той целью, чтобы слова Спасителя в равной степени звучали для всех поколений людей.
Но помимо Священного Писания у нас есть и Священное Предание, на основании которого возникла иконописная традиция, которая из глубины веков сохранила и донесла до нас человеческий лик Бога, Его лицо, Его внешность. Когда мы взираем на иконы Спасителя, на любой образ, то понимаем, что они друг от друга чем-то отличаются. Это и определенная иконописная школа, и традиция, да и просто мастерство иконописца. Но несмотря на эту небольшую разницу, мы всегда узнаем Христа и ни с кем Его не перепутаем. Почему? Потому что во всех изображениях Христа мы наблюдаем внешнее сходство. А наблюдаем мы это сходство, потому что основой всех изображений Спасителя является Его запечатленный лик на куске материи, который Он передал эдесскому царю Авгарю, как знак, как символ его исцеления от смертельной болезни, проказы. И вот этот нерукотворенный образ, он-то и явился первоосновой и первообразом для всех остальных изображений Христа.
Ветхозаветные цари, пророки и все остальные и представить себе не могли, как выглядел Бог. Моисеем было категорически запрещено делать какие-либо изображения. И это понятно – народ был склонен к идолопоклонству. Ведь окружающие Израиль народы делали себе богов в виде людей, в виде зверей, в виде светил небесных, и поэтому такая жесткая мера на запрет изображений Бога была полностью оправдана. Но Бог стал человеком. Вот когда мы с вами размышляем о том, зачем Господь пришел на землю, то первое, что, конечно, приходит на ум, это Крест и Воскресение.
Да, через Крест Господь избавил нас от вины за грех, искупил наш грех Своей кровью. А через Воскресение даровал роду человеческому вечную жизнь. Но не только это.
Один из отцов Церкви, святой Афанасий Великий, размышляя на эту тему, говорил так. Я, конечно, не цитирую его, но за содержание ручаюсь. Он говорил: Господь пришел на землю, чтобы явить нам Свой образ, чтобы приблизить к нам невидимого и неведомого Бога. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие (то есть мы с вами) стали сынами Божиими.
И если задуматься над сегодняшним евангельским текстом, в той его части, где Господь говорит, что «многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели и слышать, что вы слышите, и не слышали», то правильный вывод из этих слов будет следующий. Да, ходившим по земле Спасителя мы, конечно, не видели, и звуки Его голоса тоже не слышали. Но для нас Его голос остался в Евангелии. Ведь Евангелие – это слово Божие, это то, что говорит Бог. А значит, читая Евангелие, мы Его слышим, а взирая на Его образ, мы Его видим.
Вообще, икону иногда называют окном в небо. Да, это видимые изображения физически сейчас для нас невидимого Бога. И конечно, это огромная помощь человеку при молитве, при его общении с Господом, это то, через что Господь передает Свою Божественную благодать всем, кто с верой обращается к Нему. Аминь.

События в Русской истории

Родились

1586 — Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, русский полководец начала XVII века.
1711 — Михаил Васильевич Ломоносов, русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, химик и физик, поэт, художник, историк.
1895 — Анатолий Иннокентьевич Нестеров, русский врач-ревматолог, академик медицины (ум. 1959). Его монография «Ревматизм» удостоена Ленинской премии (1973).

Скончались

1905 — Виктор Борисов-Мусатов (р. 1870), русский живописец.
1932 — Надежда Аллилуева (р. 1901), вторая жена И. В. Сталина.
1953 — Иван Алексеевич Бунин (р. 1870), русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года («Суходол», «Окаянные дни», «Жизнь Арсеньева», «Митина любовь»).
1964 — Валентин Волков (р. 1881), художник («Вузовцы», «Минск 3 июля 1944 г.»).
1986 — Вячеслав Михайлович Молотов, советский политический деятель, Герой Социалистического Труда.
2009 — Виталий Лазаревич Гинзбург (р. 1916), российский и советский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике в 2003 году.

Оставьте комментарий!