Православный календарь 5 Ноября ( 23 Октября по ст.ст.)

Ноябрь 4th 2010 -

Православный календарь 5 Ноября ( 23 Октября по ст.ст.)
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63).
Блж. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (перенесение мощей ) (ок. 1540).
Сщмчч. Николая, Владимира, Александра, Николая, Емилиана и Созонта пресвитеров (1937).
Новоцщмч. археп. Владимира Амбарцумова Московского(1937).
Прмц. Евфросинии(1942).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877-878).
Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Прп. Никифора Константинопольского.
Прп. Петрония, ученика прп. Пахомия Великого.
Прп. Оды Амейской.
Св. Макария Римлянина Мессопотамского.
Св. Ефельфледы игумении Ромсейской.

икона Апостол Иаков, брат Господень

Елисей Лавришевский

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Апостола Иакова, брата Господня по плоти. Тропарь, глас 2.
Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие, / яко мученик имаши еже неописанное, / дерзновение яко брат Божий, / еже молитися яко иерарх: / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4.
Отчее Единородное Бог Слово,/ пришедшее к нам в последний дни,/ Иакове Божественне,/ перваго тя показа Иерусалимлян пастыря и учителя,/ и вернаго строителя таинств духовных:/ темнее тя вси чтим, апостоле.

Блж. Иакова Боровичского. Тропарь, глас 1.
Божественною благодатию просветився,/ и по смерти даруеши исцеление/ притекающим к тебе, премудре Иакове:/ темже и мы ныне чтим честных мощей твоих пренесение,/ веселяще вкупе души и телеса./ Тем вси вопием:/ Слава Давшему ти крепость!/ Слава Венчавшему тя!/ Слава Действующему тобою всем исцеления!

Кондак, глас 8.
Верою и любовию/ твое честное пренесение празднующих, блаженне,/ сохрани и соблюди от всякия злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко Владыце всех, Христу Богу./ Егоже моли спасти православный люди,/ молящия тя, да вси вопием ти:/ радуйся, отче Иакове,/ всея Российския земли удобрение.

Прп. Елисея Лавришевского и свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского в Ближних пещерах. Тропарь, глас 3.
Преподобне отче наш Елиссее, / с Лаврентием чудным подвизался еси, учителю своему подражая, / земную славу и честь стопам Христа повергли есте, / темже Господь увенча вас / нетленным венцем славы Своея.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Кол. 4, 10-18; Лк. 10, 1-15). Будет ли на том свете такое снисхождение к неприемлющим Господа, какое показал Он к живущим на земле? Нет, не будет. Посылая «семьдесят» на проповедь, Господь заповедал им, чтоб они, когда не примут их, говорили там на распутиях: «и прах, прилипший к нам от вашего города, оттрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие»; то есть, вашего нам ничего не нужно: не из корысти какой ходим мы с проповедью, а для возвещения вам мира и Царствия Божия. Не хотите принять этого блага — как хотите; мы идем далее. Так заповедано на настоящее время, а на будущее что? «Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому». Стало быть, неверам нечего обнадеживать себя снисхождением Господним. Только и повольничать им, что на земле; а как смерть — так вся гроза гнева Божия обрушится на них. Великое несчастье попасть в неверы! И на земле-то им нерадостно, ибо без Бога и Господа Иисуса Христа — Спасителя и Искупителя, и здесь все мрачно и безотрадно, а что там, того и словом описать и вообразить невозможно. Уж отраднее бы уничтожиться, но и этого не дано будет им.

Проповедь на каждый день

О тайном и явном
(Лк. 12, 2-12)
(1 Фес. 5, 9-13, 24-28)

Господь предостерегал от «закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12, 1), когда одно внутри, втайне, а другое — наружу, перед всеми. А Господь говорит, что вообще «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях». Это — закон. И каждый, наверное, мог бы привести немало примеров действия этого закона. Причем, особенно — на хороших людях. Иному куча подлостей проходит безнаказанно, а иному и одна, самая маленькая, оборачивается позором. Поэтому всякое зло, не только сказанное или сделанное, но и сокрытое в сердце, — должно быть как уголь в руках, как меч над головой.
Но бывает и другое тайное, то, что хотят сделать с нами враги: оклеветать, заточить, уничтожить. Бывает сокрытым то, что могло бы мгновенно оправдать от всех обвинений. И тут уже те же слова Господни звучат утешением. И это тайное будет открыто. Если надо, Господь и в этой жизни оправдает, как, например, Сусанну от клеветы развратных стариков (Дан.13), или как Пресвятую Деву от подозрений Иосифа (Мф. 1, 19—20). Если же все-таки придется пострадать за правду, то истина откроется в вечной жизни, к величайшей славе невинного страдальца. Господь Сам перед всеми оправдает, и Сам введет в круг Ангелов Небесных.
Но это — еще и при условии, если мы сделаем явной нашу тайную, если она такова до сих пор, — веру в Иисуса Христа. Господь сказал, что «исповедает пред Ангелами Божиими» лишь того, «кто исповедает» Его «пред человеками». Того, кому мешает обычная трусость, Господь побуждает не бояться «убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать». Он напоминает, что ни одна даже из малых птиц «не забыта у Бога».
Но некоторые не исповедают Господа Иисуса пред людьми совсем по другой причине: они боятся вызвать хулу на Него, и стать невольной причиной гибели богохульника. Кажется, именно таковых Господь успокаивает обещанием, что «всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет». Не бойтесь, не постигнет мгновенная кара того, кто в ответ на ваши слова скажет — по неразумию, по страсти, по горячности — какую-нибудь хулу. Господь не спешит казнить, но терпеливо ждет обращения грешника.
Главное, чтобы вера не была лицемерной, когда одно «в душе», а другое перед людьми. А что не так — Бог поправит, ведь Он «определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли или спим, жили вместе с Ним».
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.

О послании Семидесяти

Кроме двенадцати, Господь однажды избрал «и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти». Господь послал их «как агнцев среди волков». Агнец перед волком и так беззащитен, а Господь лишает их и последней опоры независимости: «Не берите, — говорит, — ни мешка, ни сумы, ни обуви». И не разрешает соблазняться ничем душевным, ничем так сказать естественно человеческим, и даже повелевает «никого на дороге не приветствовать». Он как бы полностью отдает Своих посланцев на волю тех, к кому их посылает.

Как агнцы, должны они входить и в жилища волков, и всех приветствовать: «Мир дому сему». Они должны бросать это приветствие, как семя в неведомую темную землю, не зная, почиет их мир на хозяевах дома, или возвратится к ним в виде неприязни и злобы. Словами и чудесами должны они свидетельствовать, что «приблизилось к ним Царствие Божие». Сыны Царствия узнают в этих агнцах голос пославшего их Пастыря. А волкам должно сказать: «И прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам». Ничего вашего мы не искали, кроме вашего спасения. И снова должны засвидетельствовать: «Однако ж знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие». Хотя и изгнали благовестника, но Царствие Божие уже стоит, и будет стоять у ворот. Посланец Царствия отойдет прочь, но ненависть, направленная на него, на тебя же самого возвратится.
Еще надо сказать, что эти посланцы — до Пятидесятницы. И чудеса не они совершают Святым Духом, но — Сам Дух Святой как бы помимо их. Когда они возвратились, в них — радость детей, которым дали понажимать кнопки за пультом огромной машины: мол, получается! «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем». А в Пятидесятницу, кроме прочих даров, Апостолы получили и дар ведения, и уже могли различать, кто имеет достаточную веру, чтобы быть исцеленным (Деян. 14, 9), а кто находится в узах неправды (Деян. 8, 23). Они уже знали, в какую землю какое бросить семя.
Сейчас, как и тогда, «жатвы много, а делателей мало». И сейчас тоже — как агнцы среди волков. И хотя у нас нет таких даров, но все-таки идти надо. Один старец сказал впавшему в уныние священнику: «Ты, иерей Божий, сей семя Слова Божьего. Сей и на доброй земле, и в тернии, и при дороге: может, где и взойдет». Но — как и тогда, надо чувствовать неловкость даже от чужого праха, прилипшего к ногам. И при всех своих деяниях не следует думать о себе как о истинном делателе, и всегда молить «Господина жатвы, чтобы» все-таки выслал настоящих «делателей на жатву Свою». И — быть готовым отойти в сторону, когда Господь их действительно пошлет.

События в Русской истории
1813 — Россия и Персия подписали Гюлистанский мирный договор, закончивший русско-персидскую войну 1804—1813 годов.
1917 — Патриарх Тихон избран первым за двести лет патриархом Московским и всея Руси.
1918 — основано ГРУ Генштаба.
1929 — в Москве открылся первый в СССР планетарий.
1934 — в Ленинградском кинотеатре «Титан» состоялась премьера фильма «Чапаев», снятого братьями Васильевыми.
952 — во Владимире открылось регулярное троллейбусное движение.
1963 — открыты станции Киевского метрополитена «Политехнический институт» и Завод «Большевик» (теперь Шулявская).
1965 — в Ленинграде в бывшем особняке Н. В. Спиридонова открыт Дворец торжественной регистрации рождений «Малютка».
1965 — открыты станции Киевского метрополитена «Гидропарк», «Левобережная» и «Дарница», а также электродепо Дарница.
1967 — в Москве сдан в эксплуатацию Останкинский телецентр
1971 — открыты станции Киевского метрополитена «Святошино» (ныне «Святошин»), «Нивки» и «Октябрьская» (сейчас «Берестейская»).
1980 — открыты станции Киевского метрополитена «Тараса Шевченко», «Петровка» и «Проспект Корнейчука» (ныне «Оболонь»).

Родились

1878 — Михаил Арцыбашев, русский писатель.
1878 — Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, российский и советский живописец-символист, график, теоретик искусства, писатель и педагог.
1884 — Александр Ефремович Новосёлов, русский писатель.
1913 — Владимир Александрович Лифшиц, писатель, поэт, драматург.

Скончались

1780 — Василий Евдокимович Адодуров, филолог, математик, учитель Ломоносова и Екатерины II.
1828 — Мария Фёдоровна, императрица Всероссийская.
1932 — Фёдор Фёдорович Аристов (р. 1888), славист, востоковед, историк, этнограф, географ, литературовед и переводчик.
1937 — Владимир Московский (Амбарцумов

Оставьте комментарий!