Православный календарь 1 Ноября (19 Октября ст.ст.)

Октябрь 31st 2010 -

Православный календарь  1 Ноября (19 Октября ст.ст.)
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Пророк Иоиль (800 г. до Р.Х.).
Мученик Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307).
Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского (1238).
Св. Гавриила настоятеля скита Афонского (1901).
Новосщмч. пресв. Алексия (Ставровского) (1918).
Сщенномученика Сергия пресвитера (1937).
Блаженная Клеопатра (327)
Священномученик Садок, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342).
Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (1582).
Прп. Леонтия Философа из м-ря св. Саввы.
Блж. Прохора Печенгского.
Прп. Фридесвиды, Оксфордской, игумении (Кельт. и Брит.).
Свт. Мнасона, еп. Кипрского (Кипр.).
Свмщ. Николая Двали Иерусалимского (1314).
Св. Феликса и диакона Евсевия (Греч.).

икона

Димитрий, царевич

Иоанн Рыльский

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Прор. Иоиля. Тропарь, глас 2.
Предведый Божие пришествие во плоти / и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый, / пророче Иоиле: / спасай молитвами твоими / чтущия тя от всех скорбей.

Кондак пророка Иоиля, глас 4.
Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятелище:/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ сего ради тя почитаем, пророче, блаженне Иоиле, славне.

Тропарь мученику Уару, глас 4.
Воинством святых страстотерпец страждущих законне,/ зря онех, показал еси мужески крепость свою./И устремився на страсть волею,/ и умрети вожделе за Христа,/ Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре,/ моли спастися душам нашим.

Кондак мученику, глас 4.
Христу последуя, мучениче Уаре,/ Того, испив чашу,/ и мучения венцем увязеся,/ и со Ангелы ликовствуеши:/ моли непрестанно за души наша.

Ппрп. Иоанна Рыльского. Тропарь, глас 1.
Покаяния основание, прописание умиления,/ образ утешения, духовнаго совершения/ равноангельное житие твое бысть, преподобие./ В молитвах убо и в пощениих и в слезах пребывавый,/ отче Иоанне,/ моли Христа Бога о душах наших.

Кондак, глас 8.
Ангельскому житию поревновав, преподобие,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедъми ограждался,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападений./ Тем зовем ти:/ радуйся, отче Иоанне, светило пресветлое.

Блгв. царевича Димитрия, Угличского. Тропарь, глас 2.
Яко благочестиваго корене Боголюбивый произыде плод,/ яко агня незлобиво, неповинно во младенстве заклан бысть/ от властолюбца вкупе и злаго раба./ Тем, яко златыми крылы,/ душевною чистотою и младенческим незлобием/ к Небесней высоте возлетел еси, страстотерпче Димитрие./ И ныне кровь твоя от земли тайно вопиет к Богу,/ яко Авеля праведнаго./ Сего ради покланяемся верою ти,/ славяще прославлынаго тя Бога,/ Егоже моли стране нашей Богоугодне быти/ и сыновом русским спастися.

Ин тропарь, глас 1.
Всеоружеством Духа благодати вооружен быв/ и необорим столп и утверждение отечеству своему показася,/ яко агнец незлобивый, от врага неправедно заклан быв/ и в жертву непорочну Господеви принесеся./ И ныне дар благодати от всех Подвигоположника прием,/ источавши всем исцеление, достохвальне благоверный царевичу княже Димитрие./ Слава Восприимшему тя от земных в Небесная,/ слава Венчавшему тя венцем неувядаемым,/ слава Действующему тобою всем исцеление.

Тропарь, глас 2.
Велика обрете тебе целебника в последнем роде,/ люди твои, рустии народи,/ новый страстотерпче Христов, благоверный царевичу княже Димитрие,/ возсия бо на земли чудесы своими, яко звезда небосветлая,/ но, созрелый убо клас Христу, испив чашу,/ яко агнец непорочен, заклан бысть в жертву чисту,/ принесе себе Владыце всех,/ от Негоже победным венцем увязеся,/ просия мирови, яко солнце,/ прелести вся угасил еси/ и Соборную обогащавши Церковь чудотворении,/ стране нашей на враги поборник,/ одержимым же различными недуги врач,/ всех нас освящаеши богатными даровании, всехвальне,/ и молитвами, святе, твоими всем даеши Божественное исцеление.

Ин тропарь, глас 4.
Царскою диадемою одеян, Богомудре мучениче,/ за скипетр крест в руку приим,/ явися яко победоносец/ и всесожжения жертву священну себе принесл еси, Димитрие,/ показася изряден врач русской стране,/ образ в себе чудотворения нося,/ яко агнец непорочен, от раба заколение прият,/ убивающаго тело, души же коснутися не могуща./ Да плачется убо злый властолюбец,/ ты же, радуяся, предстоиши Святей Троице,/ молися стране нашей Богоугодне быти/ и сыновом русским спастися.

Кондак, глас 8.
Возсия днесь благоцветущая отрасль благочестиваго корене,/ от благоверных Российския страны доброрасленный грозд израсте/ и Христови красен плод прозябе./ Темже от земли Воззвавый тя к вечным обителем,/ соблюдает и по убиении твоем невредимо тело твое,/ страдальчески обагрено кровию;/ благородие святе Димитрие,/ соблюдай отечество свое и град твой невредим,/ тому бо еси утверждение.

Кондак, глас 8.
Светило явися пресветлое днесь Божественная память твоя,/ Богодарованная ти чудеса от всяких многоразличных недуг подают исцеления/ с верою призывающим тя,/ созывающи нас к похвалению прославлыпаго тя Бога,/ Егоже моли, страстотерпче благоверный Димитрие,/ мир мирови даровати/ и от видимых враг люди невредны сохранити, да зовем ти:/ радуйся, ты бо еси утверждение граду нашему.

Сщмч. Садока. Тропарь, глас 4.
И нравом причастник:

Кондак, глас 4.
Владычню речению усердно в подобстве последова,/ яко убо пастырь добрый душу свою за Христовы овцы положил еси,/ священномучениче Садофе, молим тя, многострадально,/ моли пастырем начальника Христа/ и нас причести деснаго овец стояния,/ да воспоем ти:/ радуйся, священный отче Садофе,/ иже за Христа кровь свою излиявый.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Кол. 2, 13-20; Лк. 9, 18-22). «За кого почитает Меня народ?» спрашивал Господь. В ответ на это апостолы передали ходячие в народе мнения о Нем, которые все слагались по тогдашнему образу воззрений: кто говорил, что Он Иоанн Креститель, кто, — что Он Илия, кто, — что какой-нибудь из древних пророков воскресший. Как же ныне отвечают? Тоже разно и всякий по своему образу мыслей. Материалисты, безбожники и бездушники из породы обезьян какой ответ дадут, когда у них нет ни Бога, ни души? Спириты, подобно арианам, отделываются ответом, который проклят на первом вселенском соборе. Деисты видят Бога очень далеким от мира, и, будучи не в силах вместить в своей системе таинство воплощения, отвечают как евиониты, социниане. Подобные ответы вы встретите и в русском обществе, так как означенные трех родов личности есть и множатся и у нас. Но благодарение Господу, есть еще у нас безмерно преобладающее число искренно верующих и строго содержащих апостольское исповедание, что Господь Иисус Христос — воплотившийся единородный Сын Божий, еще в раю обетованный прародителям нашим Спаситель и Искупитель рода человеческого. Какая сторона пересилит — единому Богу ведомо. Будем молиться о сохранении в нас света Христова и об отгнании тьмы лжеучений. Падки мы на худое; потому не дивно, что ложь и возьмет верх. Она и ныне уже ходит по улицам города открыто, тогда как прежде опасливо пряталась от взора верующих христиан.

Проповедь на каждый день
О любви, чуде и знамении
(Лк. 11, 29-33)
(1 Фес. 2,20 — 3,8)

Однажды приступили к Господу Иисусу Христу «фарисеи и саддукеи, и, искушая Его, просили показать знамение с неба» (Мф. 16, 1). Но Господь ответил: «род сей лукав; он ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка».

Все, что делал Господь, это, во-первых, любовь и милосердие. Во-вторых, это всегда чудо, то есть свободное и независимое распоряжение всем, что в мире. И в-третьих, это еще и «знамение», то есть указание на Его высочайшее достоинство. Господь делает, а в результате получается и одно, и другое, и третье. Он и обличает тех, кто пытается оторвать одно от двух других. Любовь без чуда, это не любовь, а бессилие. Чудо без любви — всего лишь фокус. А просто знамение, это всего лишь — самореклама. И в том, что фарисеи в поисках знамения ухитряются не увидеть неотрывной от знамения всемогущей любви, Господь видит их безнадежное пребывание во тьме.

Чтобы рассеять эту тьму, Он приводит два как бы примера. «Как бы» — потому что всякий пример, это, во-первых, чей-то свободный выбор. Во-вторых, это — конкретное событие. А в-третьих, это еще и суд над тем, кто в подобной ситуации поступил не так. «Пример», это — как свеча, поставленная «на подсвечнике, чтобы входящие» не просто услышали о свете, но реально бы «видели свет», и спохватились бы, что их тайное вдруг стало явным.

Потому-то «царица Южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их». «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его». И как же не осудит их царица Южная! Она, женщина, оставляет надолго свое царство, и «от пределов земли», за тысячу верст, и не в кресле самолета, а на верблюде, по аравийской пустыне отправляется только затем, чтобы «послушать мудрости Соломона»! А «здесь», совсем рядом, Тот, Кто неизмеримо «больше Соломона».

И как же не осудят их Ниневитяне! Они поверили пророку Ионе, «и объявили пост, и оделись во вретища», «и крепко вопияли к Богу», и «каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» (Иона 3,5—8). А «здесь» — Тот, Кто «больше Ионы», терпеливо зовет покаяться.

А что касается собственно «знамения», если так хотите его видеть, то — пожалуйста: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Ибо самое великое, что совершил Господь, это — Его жертвенная тридневная смерть, и воскресение. В этом, во-первых, высшее откровение Его любви; во-вторых, совершенная победа над косностью вещества, то есть, над смертью. И кто увидит в этом всего лишь «знамение», тот сам себя осудит последним, страшным судом.

Проповедь протоиерея Александра Глебова

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Предложенный нам сегодня отрывок из 9 главы Евангелия от Луки содержит в себе наверное всем хорошо известный рассказ об исповедании апостола Петра. Господь спрашивает у Своих учеников, за кого почитают Его люди. Ученики отвечают, что по поводу Его личности у людей есть разные точки зрения. Кто-то считает их Учителя Иоанном Крестителем, кто-то Илией или каким-то другим ветхозаветным пророком. Тогда Спаситель спрашивает уже у самих учеников: а вы за кого Меня почитаете? И апостол Петр как бы от лица всех отвечает: за Христа Божия. Господь строго запрещает говорить кому-либо, что Он – Христос, и предупреждает учеников, что скоро Ему предстоит много пострадать, быть убитому и в третий день воскреснуть.
Вот такой вот рассказ; и рассказ этот не простой. Он поднимает для нас сложный вопрос. Вот смотрите, евреи веками ждут Христа, ждут Мессию. Христос приходит и никак не заявляет о Себе, как о Мессии. Сам Себя Господь Христом никогда не называл. Он называл Себя Сыном Человеческим. А когда апостол Петр в этот единственный раз во всей евангельской истории исповедует Его Христом, то есть тем, кто Он и есть, то Господь строго запрещает апостолам распространяться об этом; как будто Он скрывает Свое мессианское достоинство от людей.
Не правда ли странно? И как это странное положение можно объяснить?
Конечно, мы должны понимать, что Евангелия писались не для того, чтобы сохранить историю жизни Иисуса Христа, а для того, чтобы помочь христианам первого столетия. Церковь распространялась, и распространялась в первую очередь среди язычников, которые в отличие от многих палестинских евреев Христа никогда не видели и не слышали. Поэтому им было очень важно узнать, что говорил Господь по тем или иным аспектам жизни. Для этой цели и были записаны воспоминания учеников Христовых, апостолов, которые мы и называем Евангелием.
И первые читатели Евангелия были в том же положении, что и мы. Они знали, что Христос воскрес из мертвых, что через пришествие в мир Спасителя в их жизнь вошла сила Божия, вошла Божественная благодать. И естественно у них не было сомнения по поводу того, что Он был Христом, Мессией, обетованным Богом Спасителем. Поэтому очень быстро этот титул Мессия, или по-гречески Христос, стал неотъемлемым от имени Господа: Иисус Христос – говорим мы, и здесь Христос звучит почти как фамилия. Но для древних иудеев, да и не только для древних, а и для современных, Христос – это в первую очередь политический лидер.
Но ведь Спаситель-то никогда не проявлял подобных амбиций. Наоборот, Он всегда дистанцировался от политической борьбы. Никогда не призывал к вооруженному восстанию против римлян. Более того, говорил, что кесарю надо давать кесарево. И поэтому очень сложно было во Христе увидеть черты того мессии, каким он был в представлении израильского народа. А ведь сами апостолы, несмотря на свою близость ко Христу, неоднократно проявляли это полное непонимание Его намерений, чему есть много свидетельство в Евангелии.
И то, что апостол Петр исповедовал своего Учителя Христом в сегодняшнем эпизоде, – это исключение. Это отнюдь не гениальная догадка апостола Петра, а это Божественное откровение ему. И кстати, в версии этого эпизода с исповеданием Петра у евангелиста Матфея, Господь в ответ на это исповедание так и говорит: Блажен ты, Симон сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой сущий на небесах. То есть только Бог мог открыть апостолу Петру и другим ученикам, что Иисус и есть Христос.
Потому что сами они, будучи плотью от плоти еврейского народа, никак не могли соотнести образ Мессии как блестящего национального лидера, как героя, как вождя, освободителя, с таким скромным обликом их Учителя, Который лишен был каких-либо претензий на власть.
Но в то же время, многие события из жизни Христа утратили бы смысл, если бы Господь не претендовал на мессианство. Ну вот например, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим и многие другие события в Его жизни были бы непонятными и ненужными, если бы в них не исполнялись ветхозаветные пророчества о грядущем Мессии. Это так называемые мессианские места Нового Завета, смысл которых не в самом событии, не в том, что Христос крестился – зачем Ему было креститься? Ему это было не надо, — не в том, что преобразился или въехал на ослике в Иерусалим, а в том, что Он исполнил то, что согласно пророчествам должен был совершить Мессия.
Естественно, иудеи, воспитанные на Ветхом Завете, это прекрасно знали. Да и вообще многое из того, что Господь делал и говорил во дни Своего земного бытия, точно соответствовало ожиданиям того, что должен говорить и делать Мессия в Свое пришествие.
Получается некий парадокс. С одной стороны, Спаситель запрещает апостолу Петру говорить, что Он – Христос. Как, кстати, Он запрещает говорить об этом и слепому Вартимею, который также исповедовал Его Сыном Давидовым, что на языке того времени было равнозначно титулу Мессия. Но в то же время Господь во многих эпизодах Своей жизни дает ясно понять, что именно на Нем сбылись ветхозаветные пророчества о Мессии.
И вывод здесь может быть только один. Дело в том, что когда Господь и Его современники говорили о Мессии, то они имели в виду разные понятия и разные служения. Для иудеев Мессия должен быть земным царем, политическим лидером, а для Спасителя быть Мессией означало послушание воле Божией и принесение Себя в жертву за грехи людей. С точки зрения иудеев мессия – это тот, кто будет убивать язычников и грешников. А Христос Сам был ими убит. И Господь вовсе не имел намерения быть таким мессией, каким его представляли Себе иудеи. Он от этой мысли отказался еще в начале Своего общественного служения в момент искушения от дьявола в пустыне.
Вот поэтому Он и облек Свое служение в такую форму, которая скрывала Его мессианство от тех, кто не мог понять Его, кто отказывался принять такого Мессию. Но Он Свою подлинную Сущность к тем, кто действительно любил Его и стремился к Нему. Как Он открыл это апостолу Петру. Аминь.

События Русской истории
1612 — бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. На этот день приходится «Празднование Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)».
1959 — в Ленинграде в особняке Дервиза на Английской набережной открыт первый в СССР Дворец бракосочетания.

Родились

1960 — Михаил Николаевич Свирин, российский военный историк и писатель.
Скончались

1429 — Евфимий I (архиепископ Новгородский)
1786 — Прокофий Акинфиевич Демидов (р. 1710), уральский заводчик, знаменитый чудак и благотворитель.
1888 — Николай Михайлович Пржевальский, географ, исследователь Центральной Азии (р. 1839).
1894 — Александр III, российский император (р. 1845).

Оставьте комментарий!