Курс лекций по детской патопсихологии (продолжение)

Февраль 13th 2020 -

Задача 6. Андрей М., 10 лет. Направлен на психолого-медико-педагогическую консультацию с целью решения вопроса о месте и форме обучения. Занимается в 3-м классе обычной школы, програм­му не усваивает, отмечаются частые драки со сверстниками и более младшими по возрасту детьми.

Из беседы с матерью известно, что мальчик родился в асфик­сии, в течение первого года жизни состоял на учете у невропатолога. Затем с 3 лет появились судорожные приступы при простудных заболеваниях, если температура была выше 37,5 °С.

Навыки ходьбы, речи ребенок усваивал своевременно. С 4 лет посещал детский сад. С 5 лет появились большие судорожные при­ступы с потерей сознания, прикусом языка, непроизвольным моче­испусканием. После приступа наступает сон. Частота приступа — раз в 2— 3 месяца. По совету дедушки с бабушкой мать к врачам не обращалась, ребенок лечился у «народных целителей». В школу ре­бенок пошел подготовленным (умел читать, писать, счет в пределах 10), но постепенно успеваемость снизилась, появились нарушения в поведении.

При патопсихологическом исследовании контакт устанавлива­ется постепенно, для понимания инструкции необходимо ее не­однократное медленное повторение. Выражена инертность психи­ческих процессов, затруднена врабатываемость, медленный темп сенсомоторики. Объем и переключаемость внимания недостаточ­ны. Механическое запоминание затруднено: 2, 3, 3, 5, 5, 6, 6 с назы­ванием одних и тех же слов. Исключения и обобщения производят­ся в основном по конкретно-наглядным признакам, аналогии недо­ступны. Нарушен зрительный синтез фигур «Кубиков Кооса». При выполнении графических проб отмечается уменьшение размера ри­сунка, детализация.

Какой тип нарушения психического развития вероятен?

Задача 7. Денис М, 6 лет. Обратилась мать с сыном с жалобой на задержку в формировании речи и странности в поведении. Со слов матери ребенок родился в срок, с нормальным весом и рос­том. Отказывался брать грудь, долго не формировался «комплекс оживления». Несмотря на это, раннее развитие соответствовало норме, первые слова появились в 9 мес., навыки ходьбы — в 1 год и 2 мес. Детский сад ребенок не посещает, воспитывается дома. В настоящее время у ребенка присутствует фразовая речь с аграм-матизмами; путаются местоимения, себя называет «ты» или «Де­нис», мать может назвать «я». Из вопросов употребляется только «где?» и то крайне редко. Речь представляет собой комментарий всех событий, происходящих с ребенком, его действий и желаний. Часты неологизмы, иногда непонятные для окружающих: «Чурля-ка», «Небияк» и т. д. Новые, похожие по звучанию слова ребенок может повторять в течение нескольких дней, не интересуясь их содержанием.

Моторика развита слабо, плохо, часты стереотипные действия: раскачивания, переступання с ноги на ногу; рисует одинаково пра­вой и левой рукой, иногда двумя сразу. Карандаш удерживает в ку­лаке.

Себя ребенок обслуживает: самостоятельно ест, одевается. Вы­ражена избирательность в еде, страх перед новой пищей. Помимо этого Денис боится собак, громких звуков, избегает общения с деть­ми. Мать беспокоят такие особенности ребенка. Она хотела бы ре­шить вопрос о форме и месте обучения. Ребенок умеет читать, счи­тать в пределах 100, легко читает трехзначные числа.

При патопсихологическом обследовании контакт с ребенком удается установить только в процессе совместного рисования. До этого он ходит по кабинету, дотрагивается до предметов и мебели, обследует их. Игрушки иногда лижет. На присутствие в комнате психолога никак не реагирует. В ходе совместного рисования на­зывает тему своего рисунка: «Денис рисовать ежей» и рисует под­ряд на пяти листах одинаковых ежей. Возможно рисование по просьбе экспериментатора. Другие задания не выполняются, вы­ражены реакции пассивного протеста. Возможно выполнение про­стых инструкций: «Дай мяч», «Положи карандаш». Зрительного контакта с психологом нет, на прикосновения — реакция избега­ния.

Рисунки, с точки зрения ребенка, неудачные, он тут же рвет и бросает обрывки в определенный угол кабинета; удачные вырезает и пытается наклеить на стену кабинета. За помощью не обращается ни к психологу, ни к матери.

Какой тип нарушения психического развития возможен в дан­ном случае?

Консультация какого специалиста обязательна?

Возможно ли обучение в обычной школе?

Задача 8. Даниил К., 8 лет. Обращение к психологу по инициа­тиве матери и учительницы. Заканчивает 1-й класс. Учительницу беспокоят странности в поведении ребенка, неравномерная успе­ваемость. Со слов мамы известно, что ребенок родился путем ке­сарева сечения. В течение первого года жизни был пассивен, час­то раскачивался в кровати, играть не пытался, водил руками перед глазами. Ходить стал в 15 мес., первые слова — в 1,5 года. Фразо­вая речь сформировалась к 4 годам, к этому возрасту он считал до 20, знал много стихов и сказок, но не пересказывал их по просьбе.

В 5 лет свободно читал. Употребление слова «я» появилось в 6 лет, до этого называл себя «он». В 6 лет впервые начал самостоятельно есть и одеваться. С детьми не общается, на уход матери не реаги­рует. В 7 лет пошел в школу, долго не мог привыкнуть к дисципли­не: терял ранец, вскакивал с места, ходил по классу, мог молча уйти в середине урока. Не может освоить правила расположения зада­ний в тетради, перемежает их рисунками. При этом письмо гра-мотнде, счет без ошибок. При пересказе с трудом передает после­довательность событий. Детей избегает, на переменках остается в классе.

При патопсихологическом обследовании контакт остается фор­мальным, отношение к заданиям безразличное. Произвольная кон­центрация внимания несколько затруднена. Механическое запоми­нание успешно: 8, 10. Вербальный интеллект — 118 баллов, невер­бальный — 80 (по методике Векслера). Установление связи и последовательности событий затруднено. При выполнении «исклю­чений» встречается ориентация на слабые признаки.

Самооценка противоречива, нет представлений об отношении к себе со стороны окружающих, не сформировано отношение к ним.

Реакция на поощрение отсутствует, при оказании помощи — полное прекращение деятельности. Эмоции проявляются слабо.

Какой тип нарушений психического развития у Даниила?

Задача 9. Алеша С., 4 года. Обращение по инициативе воспита­теля детского сада в связи с недоразвитием речи. Из беседы с ма­мой известно, что отец и его брат начали говорить в возрасте 4 — 5 лет. Беременность протекала с токсикозом, роды нормальные. Си­деть, ходить Алеша начал своевременно. Понимает обращенную речь, выполняет просьбы взрослых, но сам издает только отдельные звуки, общается жестами. С трех лет посещает детский сад. Там бы* стро адаптировался, охотно играет с 2 — 3 мальчиками, пытается го­ворить с ними, но общается в основном при помощи жестов. Если его не понимают — плачет и дерется. Игра соответствует возрасту.

При патопсихологическом обследовании обнаружена хорошая невербальная память, способность к установлению связи и после­довательности событий, простым обобщениям. Самооценка зани­жена. Выражена эмоциональная реакция и потребность в поощре­нии. Для общения ребенок использует жесты, мимику, отдельные звукосочетания. Пассивный словарный запас намного больше ак­тивного.

Какой тип нарушенного развития имеется в данном случае?

Консультация какого специалиста обязательна?

В каком типе дошкольного учреждения ребенок должен обу­чаться?

Рекомендуемая литература

БлейхерВ.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. М, 1967.

Диагностика психического развития / Б. Банаштан и др. Прага, 1978.

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и ано­мального ребенка. М., 1956. Т. 2.

Практикум по патопсихологии /Под ред. Б.В. Зейгарник, В.Р. Николае­вой, В.В. Лебединского. М., 1987.

Психическая депривация в детском возрасте /И. Лагермейер, 3. Матей-чик. Прага, 1984.

Спивакоеская А.С. Нарушения игровой деятельности. М., 1980.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В.В. Ле­бединский, О.С. Никольская и др. М., 1990.

НазадНачалоДалее

Метки: ,

Pages: 1 2 3 4 5

Комментарии закрыты.