Курс лекций по детской патопсихологии (продолжение)

Февраль 13th 2020 -

6.3. РАССТРОЙСТВА РЕЧИ

Алалия— отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного моз­га во внутриутробном или раннем периоде развития ребен­ка. Диагностика алалии, как правило, проводится в возрас­те 3 лет.

При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток преимущественно в височно-теменно-затылочных отделах, в лобно-височном и височном отделах доминант­ного полушария. Алалия представляет собой системное не­доразвитие речи, при котором нарушаются фонетико-грам-матическая сторона и лексико-грамматический строй речи. Выделяются моторная и сенсорная формы алалии.

При моторной алалии затруднено произношение отдель­ных звуков и их слияние при проговаривании в слова. Это приводит к перестановкам звуков и слогов, упрощению и искажению структуры слов. У ребенка при хорошем слухе и достаточном понимании обращенной к нему речи не разви­вается самостоятельная речь. Его речь долго остается на уров­не отдельных звуков и слов и не является полноценным сред­ством общения, организации поведения. Вместо того, что­бы сказать, ребенок использует мимику, жестикуляцию, интонации и т. д.

При патопсихологическом обследовании детей с алалией выявляются нарушения координации движений (особенно — точной моторики кисти). Страдает слухоречевая па­мять; зрительное запоминание — в пределах нормы. Отмеча­ются истощаемость и колебания внимания. У детей с алалией интеллект первично сохранен; они проявляют познава­тельный интерес, успешно справляются с невербальными пробами, способны к установлению связи и последователь­ности событий, аналогий, обобщений. Но за счет недоста­точности общения, что приводит к исключению из детско­го коллектива, формируется вторичная задержка интеллек­туального развития, а это приводит к недостаточности высших уровней обобщения, пробелам в осведомленности. Самооценка у детей с алалией занижена, отмечаются вто­ричные невротические реакции, эмоциональная лабильность.

При своевременном лечении, логопедической и педаго­гической помощи к четырем годам возможно формирова­ние связной и диалогической речи, развитие познаватель­ной активности. Важна ранняя дифференциация алалии от дебильности; основными критериями является наличие хо­рошего понимания обращенной речи, развитой игровой деятельности, выраженной реакции на оказание помощи и поощрение при алалии.

Сенсорная алалия — нарушение понимания речи в резуль­тате поражения височной доли доминантного полушария. Слух у этих детей не нарушен, страдает анализ речевых зву­ков. В некоторых случаях это сопровождается повышенной реакцией на неречевые звуки: шорох бумаги, капание воды. Увеличение громкости речи ухудшает ее понимание у детей с алалией и улучшает у слабослышащих.

В зависимости от тяжести поражения ребенок может во­обще не дифференцировать речь от внеречевых шумов либо только затрудняться в понимании высказывания вне ситуа­ции. При патопсихологическом обследовании отмечаются трудности концентрации и переключаемое™ внимания, истощаемость. Может быть избирательность в восприятии речи: ребенок понимает только мать и не понимает речь чужого взрослого.

Дети пользуются для общения жестами, мимикой, слу­шают музыку и различают мелодии. При наличии собствен­ной речи у этих детей отмечается повышенная речевая ак­тивность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля над своей речью. Понимание речевых инструкций затруднено, но при показе возможно выполнение достаточно сложных вербальных заданий. Регу­лярные логопедические занятия приводят к значительному улучшению.

Дети с алалией нуждаются в раннем выявлении, обуче­нии в специализированных логопедических детских садах и школах.

Дислексия — частичное специфическое нарушение усво­ения процесса чтения, обусловленное несформированностью или нарушением высших психических функций и про­являющееся в повторяющихся стойких ошибках в письмен­ной речи.

Причины этого состояния самые разнообразные: гене­тическая отягощенность, травмы черепа в раннем возрас­те, минимальная мозговая дисфункция. В некоторых случа­ях дислексия может быть связана с функциональными рас­стройствами: длительными соматическими заболеваниями, двуязычием, нарушениями произношения у родителей и т. д. В соответствии с типом нарушений функции чтения выделяются следующие виды дислексии: фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая и оптичес­кая. Обследование проводится в конце 1-го и начале 2-го года обучения. При дислексии встречаются такие группы ошибок:

Замены и смешения звуков при чтении (б—п, с—ш), а также замены графически сходных букв (х—ж, п—н, з-в).

Побуквенное чтение.

Пропуски гласных и согласных, перестановка слогов.

Нарушение понимания прочитанного.

Аграмматизмы при чтении. Нарушение согласования слов.

При легких формах дислексии возможна самостоятель­ная компенсация расстройств чтения, но у ребенка может закрепиться негативное отношение к чтению, что будет мешать получать удовольствие от книг. При переходе в сред­ние классы остаточные явления дислексии мешают успеш­ному усвоению других предметов: ребенок с трудом пони­мает тексты в учебниках, задачи. При более тяжелых формах дислексии необходимы специальные занятия с логопедом либо обучение в специализированной школе-интернате.

Дисграфия— это частичное специфическое нарушение процесса письма. Причинами дисграфии может быть недо­развитие речи, нарушение ее грамматического строя, недо­развитие зрительного гнозиса, нарушение звукового анали­за и синтеза.

Проявляется это состояние в виде стойких и повторяю­щихся ошибок в процессе письма: искажения и замены букв, изменение звукослоговой структуры слова, нарушения слит­ности написания отдельных слов и согласования слов в пред­ложении. Особенно настораживают систематические ошиб­ки написания букв и слогов, их замены, написание букв зеркально.

При подозрении на наличие дисграфии или дислексии необходимо логопедическое обследование ребенка с нару­шениями чтения или письма. Желательно провести психо­логическое и нейропсихологическое обследования. Как пра­вило, такое обследование проводят на 2-м году обучения.

При психологическом обследовании ребенка с наруше­ниями чтения и письма нужно обратить внимание на рабо­тоспособность (наличие истощаемости, фазовых колебаний внимания), вербальную и невербальную память, уровень интеллекта. При типичной дисграфии и дислексии интел­лект испытуемых находится в пределах нормы.

Нарушения нтения, письма и речи при других заболева­ниях (олигофрении, детском церебральном параличе, нару­шениях слуха) являются вторичными и нуждаются в по­сильной коррекции последствий основного заболевания. Необходима дифференциальная диагностика с целью обу­чения таких детей в разных типах школ.

Дискалькулия — специфическое нарушение формирова­ния навыков счета, связанное с недостаточностью простран­ственного гнозиса. Определяется к концу 1-го класса.

Расстройство проявляется в непонимании структуры чис­ла: дети не могут усвоить систему расположения цифр, раз­рядность числа, путают «5,3,7»— «3,5,7», «107» и «1007». Другие стороны интеллекта могут быть не нарушены. При патопсихологическом обследовании отмечаются нарушение опознания геометрических фигур, недостаточность зрительного анализа и синтеза (по методике «Кубики Кооса»), зат­руднения в понимании лексико-грамматических конструк­ций («сестра матери» и «мать сестры»). Возникают затрудне­ния при выполнении графических проб, также отмечается неловкость мелкой моторики. В старших классах дети с дис-калькулией с трудом усваивают другие точные дисциплины. При выраженной дискалькулии желательно обучение в спе­циальных классах логопедической школы.

В ходе специального обучения в логопедических школах либо при регулярных занятиях с логопедом у детей с дис-графией, дискалькулией и дислексией удается достичь зна­чительной компенсации дефекта за счет более сохранных механизмов.

Метки: ,

Pages: 1 2 3 4 5

Комментарии закрыты.