google-site-verification: google21d08411ff346180.html Курс лекций по детской патопсихологии (продолжение) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Курс лекций по детской патопсихологии (продолжение)

Февраль 13th 2020 -

6.4. ЭПИЛЕПСИЯ И ЭПИСИНДРОМ

Следующим типом поврежденного психического разви­тия является развитие детей, страдающих эпилепсией.

Эпилепсия — хроническое, склонное к постепенному ухуд­шению, нервно-психическое заболевание, характеризующе­еся судорожными расстройствами и специфическими пси­хическими изменениями.

При собственно эпилепсии ее возникновение связано в основном с наследственной предрасположенностью, пере­несенными органическими поражениями головного мозга. Эпилепсия, особенно в детском и подростковом возрасте, не всегда проявляется в виде больших судорожных припад­ков, часто встречаются атипичные расстройства.

Эпилепсия у детей проявляется в разнообразной форме. А.И. Болдырев предлагает отличать от эпилепсии такие со­стояния: эпилептическая реакция — реакция организма, про­являющаяся эпилептическим припадком, возникающим в особых условиях, в ответ на воздействие вредного фактора (высокой температуры тела, интоксикации, инфекционно­го заболевания) и эпилептические синдромы — эпилептичес­кие припадки, развивающиеся при очаговых поражениях головного мозга (опухолях, воспалениях и т. д.).

При патопсихологическом обследовании в этих случаях отмечаются изменения, характерные для основного заболе­вания: истощаемость психических процессов, выпадение либо регресс отдельных функций (при опухолях), однако отсутствуют специфические для эпилепсии личностные из­менения.

Задача школьного психолога — своевременное выявле­ние детей с эпилепсией и эписиндромом и, если обнаружи­ваются хотя бы некоторые из перечисленных ниже призна­ков, направление их к психиатру или невропатологу.

Признаки эпилепсии:

«наличие судорог с потерей сознания;

обмороки, не связанные с внешними обстоятельства­ ми;

кратковременные (на секунды) отключения сознания;

судороги отдельных групп мышц: кисти, лица, вре­менные расстройства речи;

непроизвольные жевательные, сосательные движения, отведение глаз;

непроизвольный смех, плач; внезапные боли в живо­те, чувство внезапного жара или холода;

внезапные беспричинные изменения настроения;

нарушения сна: ночные страхи, сноговорение, снохождение (лунатизм);

ощущение внезапного изменения окружающего про­странства;

вздрагивания всего тела днем и во сне;

ощущения изменения своего тела (толщины и длины рук и ног);

— • нарушения сознания, при которых ребенок соверша­ет разнообразные действия (уходит, сам не зная за­чем, из дому или из школы, выдергивает волосы и т.д.).

При эпилепсии наблюдаются также специфические из­менения психических процессов, личностные особенности. Интеллект при эпилепсии может быть не нарушен. В некото­рых случаях эпилептический синдром встречается у детей с задержкой психического развития или олигофренией. При отсутствии лечения или неблагоприятном течении эпилеп­сии возможно возникновение эпилептического слабоумия. Можно выделить следующие формы поведения у детей, страдающих эпилепсией:

1) расторможенность, неусидчивость;

заторможенность, инертность психических процессов;

выраженное упрямство и негативизм;

проявление садистского поведения и жестокости;

агрессивные и разрушительные действия;

аутоагрессивность (стремление к самоповреждениям).

При психологическом обследовании детей с расторможенностью наблюдается преобладание пресыщаемости, ис-тощаемость по гиперстеническому типу, нарушение произ­вольной концентрации внимания. Механическое запомина­ние затруднено. Интеллект в основном несколько снижен: от легких нарушений критичности до олигофрении. В струк­туре интеллектуального дефекта можно обнаружить нерав­номерность поражения, при подробном нейропсихологичес-ком обследовании отмечаются локальные поражения.

Самооценка завышена. Выражена высокая интенсивность влечений, потребностей, неспособность сдерживать свои эмоции. Отмечается эгоцентризм, неспособность к сопере­живанию, жестокость, стремление причинить боль окружа­ющим. Встречаются случаи садизма и жестокости по отно­шению к животным, младшим детям.

При заторможенности отмечается выраженная инертность психических процессов. Темп сенсомоторики замедлен. Объем внимания недостаточен, переключаемость резко затруднена. Механическое запоминание по типу «плато» с постоянным воспроизведением одних и тех же слов.

Уровень интеллекта также колеблется от относительной нормы до олигофрении. Затруднения возникают при выпол­нении «классификаций» и «аналогий», т. е. заданий, требу­ющих творческого мышления, способности к переносу на­выков.

При выполнении графических проб встречается умень­шение размера рисунка, избыточная детализация изобра­жений, стереотипность сюжетов. Самооценка также высо­кая, выражены ригидность уровня притязаний, упрямство.

При эпилептических изменениях личности (а они могут обнаруживаться с 5—6-летнего возраста) отмечаются упрям­ство, склонность к накоплению эмоциональных состояний, злопамятность, жестокость. Эмоции отличаются напряжен­ностью, высокой интенсивностью. При неудачах возникают раздражение, приступы ярости.

Дети с эпилепсией с трудом переносят изменения при­вычного распорядка режима, места учебы и жительства. При предъявлении постоянных требований дети с эпи-измене-ниями (особенно тормозимой группы) успешно справля­ются с ними.

Вопрос о месте и форме обучения детей с эпилепсией решается индивидуально в зависимости от уровня интел­лекта и личностных особенностей.

Дети с нормальным интеллектом должны обучаться в обычной школе. Задачей психолога в таком случае являет­ся ежегодное патопсихологическое обследование этих уче­ников с целью выявления динамики таких особенностей психических процессов, как инертность, нарушение тем­па сенсомоторики, снижение интеллекта, личностных из­менений. При усугублении какого-либо из вышеперечис­ленных нарушений желательно сообщить об этом лечаще­му врачу. Эпилепсия может привести к существенному снижению интеллекта, поэтому возможно, что возникнет необходимость повторного решения вопроса о месте и фор­ме обучения.

Дети с эпилепсией, у которых наблюдаются частые су­дорожные припадки, страдающие приступообразными на­рушениями настроения (дисфорией), с выраженными из­менениями личности, подлежат обучению на дому по про­грамме, соответствующей уровню интеллекта.

В подростковом возрасте у подростков с эпилепсией час­то усиливаются изменения личности: упрямство, эгоцент­ризм, напряженность эмоционально-мотивационной сферы, стремление к лидерству, жестокость, педантичность.

При выборе профессии следует учитывать ограничения, связанные со здоровьем, и проводить соответствующую проф­ориентацию: больным запрещена работа, связанная с дви­жущимся транспортом и механизмами, пребыванием на высоте, работа с открытым огнем и водой.

Важным моментом при работе с детьми-эпилептиками является профилактика их конфликтов с родителями и свер­стниками. Регулярно проводимое наблюдение и коррекция отклонений, своевременное лечение могут значительно уменьшить степень личностных расстройств, затормозить развитие интеллектуального дефекта.

Метки: ,

Pages: 1 2 3 4 5

Комментарии закрыты.