google-site-verification: google21d08411ff346180.html Курс лекций по детской патопсихологии (продолжение) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Курс лекций по детской патопсихологии (продолжение)

Февраль 13th 2020 -

Курс лекций по детской патопсихологии

6. ОРГАНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ

Развитие ребенка с органическим поражением ЦНС все­гда отличается от развития его здоровых сверстников. Оно вызывает множество вопросов у педагогов и родителей, так как в некоторых случаях отдельные функции соответству­ют возрасту или даже несколько опережают, а другие раз­виты значительно хуже нормы. Это создает своеобразную «мозаичную» картину развития и может производить впе­чатление непослушания или невоспитанности ребенка. По­этому задачей психолога является выявление того, не стоит ли за фасадом «невнимательности», «упрямства», «балов­ства» симптоматика органических нарушений головного мозга, а значит, нуждается ли ребенок в педагогической и медикаментозной коррекции.

Поврежденное психическое развитие — это развитие пси­хики ребенка с органическим поражением центральной не­рвной системы. К поврежденному психическому развитию можно отнести такие состояния, как минимальная мозго­вая дисфункция, нарушения межполушарного взаимодей­ствия, локальные поражения головного мозга (например, речевые зоны коры), эпилепсия, прогрессирующие органи­ческие поражения ЦНС.

6.1. МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ

Минимальная мозговая дисфункция — биологически обус­ловленная недостаточность функций нервной системы, при­водящая к легким расстройствам поведения и снижению обучаемости.

Причины этой дисфункции — различные вредности, пе­ренесенные в период внутриутробного развития (токсикоз, инфекционные заболевания у матери, алкогольная инток­сикация в поздние сроки беременности), травмы во время родов, заболевания в течение первых лет жизни. В результате этих воздействий происходят более или менее локальные поражения мозга в корковых либо подкорковых отделах. Проявления минимальной мозговой дисфункции отличаются многообразием и зависят от локализации повреждения. Чаще всего отмечаются задержка и нарушения развития мотори­ки: неловкость движений, тики, гримасничанье, двигатель­ная расторможенность либо повышенная медлительность, а также нарушение сна, возбудимость, неуправляемость по­ведения.

В ходе дальнейшего развития ребенка с минимальной мозговой дисфункцией происходит постепенная компенса­ция имеющихся нарушений. При благоприятной системе обучения, воспитания и лечения к подростковому возрасту сглаживаются имевшиеся раньше симптомы, и обнаружить остаточные явления органического поражения можно толь­ко при специальном нейропсихологическом и электроэнце­фалографическом исследовании. Однако при присоединении других дополнительных вредностей (травм, хирургических операций, соматических заболеваний, переутомления, не­благоприятной социальной ситуации развития) минималь­ная мозговая дисфункция может привести к развитию ряда заболеваний: эпилепсии, психопатии, несостоятельности речевой системы, возникновению неврозоподобных рас­стройств. В связи с этим важной задачей является выявление детей с органическими поражениями ЦНС и наблюдение за развитием ребенка со стороны специалистов: невропатоло­га, психолога, логопеда.

При обычном патопсихологическом обследовании у де­тей с минимальной мозговой дисфункцией, при церебра-стенических состояниях отмечается истощаемость психи­ческих процессов, нарушение объема и концентрации вни­мания, недостаточность механического запоминания. Отмечается значительная разница в уровне достижений при выполнении различных интеллектуальных проб. Такая не­равномерность уровня достижений служит критерием диф­ференциации органических поражений ЦНС от олигофре­нии. Отмечается эмоциональная лабильность, высокая чув­ствительность к оценке экспериментатора.

При некоторых формах органического поражения ЦНС в большей степени страдают психические процессы (память, внимание), а личностное развитие сохраняется в границах возрастной нормы. Такие дети тяжело переживают свою не­состоятельность, у них легко возникают вторичные нару­шения: заикание, тики, страхи, расстройства сна и аппети­та. Самооценка занижена, ребенок четко дифференцирует отношение к себе со стороны значимых лиц.

При других поражениях происходит преимущественно нарушение развития эмоционально-волевых механизмов, формирование психопатоподобного синдрома. Это проявля­ется в повышенной возбудимости, психической неустойчи­вости, обидчивости. Такой тип нарушений часто сопровож­дается усилением либо изменением влечений: стремление к бродяжничеству, агрессивность, сексуальная расторможен-ность и т. д. При обследовании отмечаются недостаточная критичность к своим достижениям, экстернальный локус контроля, часто завышенная либо недифференцированная самооценка. От детей и подростков с психопатией эту груп­пу отличает нарушение психических процессов, неравно­мерное снижение интеллекта. Результаты нейропсихологи-ческого обследования ребенка позволяют выявить точную локализацию органического поражения головного мозга. Осо­бенно желательно проведение такого обследования у детей после перенесенных травм черепа, сотрясений головного мозга.

6.2. НАРУШЕНИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Межполушарная дисфункция— нарушение развития од­ного из полушарий головного мозга либо недостаточность взаимодействия между ними.

Неравномерность развития функций полушарий голов­ного мозга также можно отнести к поврежденному психи­ческому развитию. Ребенок с преобладающим развитием функций правого полушария (в некоторых случаях это со­провождается леворукостью) отличается своеобразным вос­приятием мира. У этих детей преобладает наглядно-образ­ный тип мышления и восприятия; в то же время логические соотношения, абстрактные схемы усваиваются значительно хуже. В младших классах это приводит к трудностям в усвое­нии математики, недостаточному пониманию лексико-грам-матического анализа предложений.

При патопсихологическом обследовании у детей с доми­нированием правого полушария не отмечается нарушений со стороны работоспособности, внимания и памяти, воз­можно наличие эйдетического зрительного запоминания (100%-ное запечатление картинки со всеми деталями). Уровни достижения при выполнении интеллектуальных тестов не­равномерные: высокие достижения при выполнении «Ку­биков Кооса», «Матриц Равена» сочетаются с затруднения­ми в выполнении вербальных аналогий, определении поня­тий. Если расспросить ребенка о способе его мышления, то выясняется, что преобладает не «проговаривание», а «виде­ние картинок». За счет этого поиск общих закономерностей осуществляется с трудом.

Дети с леворукостью нуждаются в несколько ином под­ходе при обучении чтению и письму. Гораздо успешнее обу­чение происходит при зрительном запоминании целых ко­ротких слов, сопровождаемых картинкой. Для этого исполь­зуются карточки, на которых в верхней части находится изображение, в нижней — надпись: «дом», «кот», «мак» и т. д. Затем карточки разрезаются, и ставится задача: «Поло­жи каждую надпись на место». Это закрепляет целостное восприятие слова и служит хорошей профилактикой зер­кальности чтения и письма.

У детей с доминированием правого полушария особенно трудным является обучение по обычным программам в пер­вых классах школы, для них желательно максимальное при­менение наглядных средств обучения, поощрение рисовать самостоятельные схемы-иллюстрации при решении матема­тических задач.

При доминировании левого полушария отмечается неус­пешность в ходе выполнения графических проб, заданий, требующих зрительного анализа и синтеза. Речь развита хо­рошо, нарушений чтения и письма при легких формах не отмечается. Возможно некоторое недоразвитие эмоциональ­ного восприятия, слабость эмпатии. Логика мышления не нарушена.

При более тяжелых поражениях головного мозга возни­кают специфические нарушения речи, письма и чтения, препятствующие школьному обучению.

Во время психологической коррекции желательно обра­щать внимание на внешнее выражение эмоций, опознание эмоциональных состояний других людей, понимание логи­ки их чувств и поступков. Позитивно влияет слушание му­зыки и отражение состояния музыки в рисунке. Существен­ные затруднения у детей этого типа наступают в подростко­вом возрасте, часто они предпочитают «общение» с компьютером, а не со сверстниками. Тренинги общения, эмпатии позволяют уменьшить проявления межполушарной дисфункции.

Метки: ,

Pages: 1 2 3 4 5

Оставьте комментарий!