Субботы Великого Поста

Март 29th 2019 -

Поминальная свеча

Во дни Святой Четыредесятницы Святой Православной Церковью установлены дни особого молитвенного поминовения усопших — это субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, именуемые родительскими.

Церковь называет такие субботы «родительскими», поскольку в эти дни на богослужении сугубое внимание уделяется молитве о наших близких — сродниках и родителях, сопровождающуюся молитвой о всех от века почивших православных христианах. Родительских суббот в году несколько, во время Великого поста молитвенно совершаются три из них.

СУББОТЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

(Глава из книги святителя Афанасия (Сахарова), исповедника, епископа Ковровского «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви»)

святитель Афанасий (Сахаров)

«В субботы 2-ю, 3-ю и 4-ю Великого Поста совершается также нарочитое поминовение усопших. Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы — Вселенские (Мясопустная и Троицкая — ред.), эти три просто родительские. Там на первом месте поминовение всех преждепочивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему — поминовение наших сродников. Здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших. И потому, что поминовение сродников совершается на первом месте, и на основной службе — утрени, Устав не назначает в эти субботы особой панихиды после вечерни, а рядовой заупокойный канон октоиха относит на повечерие. Только во вселенские субботы, по особливым причинам, кроме заупокойной утрени назначается еще и панихида, как бы вторая заупокойная же утреня.

Суббота третьей седмицы Великого поста

Суббота родительская 4-й седмицы Великого поста

Родительские субботы: особое попечение Церкви об усопших

Как правильно поминать усопших

Поминовение усопших

Слово в Родительскую Субботу

Слово об усопших в вере, — о том, какую пользу приносят им совершаемыя о них литургии и раздаваемыя милостыни , преп. Иоанн Дамаскин

День рождения умершего

…Поминовение во вселенские субботы имеет самостоятельное значение и находится в тесной, неразрывной связи с воспоминаниями следующих воскресных дней. Усиленные же заупокойные моления в субботы Великого поста установлены как бы в возмещение не могущего быть в будничные дни поста литургического поминовения. Самые молитвословия в субботы Великого поста, за исключением двух тропарей на каждой песне утреннего четверопеснца триоди, не нарочито для сих суббот составленные, а берутся из субботней службы октоиха рядового гласа. Прославление случившихся в эти субботы святых минеи не отменяется, и рядом с заупокойными песнопениями октоиха и триоди поются и песнопения минеи в честь празднуемого в тот день святого, причем последние преимуществуют пред первыми. Если же в одну из этих трех суббот случится праздник Благовещения или храма, или даже только полиелей, отдание или предпразднество Благовещения, заупокойная служба отменяется совсем и не переносится на ин день, так как в Великом Посте больше и некуда переносить поминальную службу. Лишь триодный четверопеснец субботы с его заупокойными тропарями поется на повечерии в тот же день или напереди, а рядовой заупокойный канон октоиха совсем опускается».

Поминовение усопших как предание святых апостолов

Установление поминания усопших существует в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви от начала её создания и является преданием святых апостолов Христовых, чему мы находим множество прямых свидетельств в святоотеческом наследии. Приведём ниже только некоторые из них:

Святитель Афанасий Великий:

«Богоглаголивые апостолы, освященные учители и духовные отцы, по достоинству их, будучи исполнены Божественного Духа и по мере вместимости воспринявшие исполнившую их восторга силу Его, богодухновенными устами богоугодно учредили литургии, молитвы и псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение благодатию Человеколюбивого Бога даже доныне усиливается и распространяется от восток солнца до запад, на севере и юге, в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих».

Святитель Иоанн Златоуст:

«Не напрасно узаконено апостолами творить перед страшными Тайнами поминовение об усопших, великое благодеяние».

«Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: все это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга».

«Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук».

Святитель Григорий Нисский:

«Ничего без рассуждения, ничего бесполезного не предано от Христовых проповедников учеников и не принято повсеместною Церковью Божиею, но это есть дело весьма богоугодное и полезное — при Божественном и преславном Таинстве совершать поминовение об усопших в правой вере».

Святитель Феофан, Затворник Вышенский:

«Участь отшедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденными окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие. У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Тут нужна ей (душе) помощь! Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль её к вам: «Помоги!» — вот на что вам надлежит устремить всё внимание и всю любовь к ней. Я думаю, самое действительное засвидетельствование любви будет, если с минуты отхода души вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом её состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу — ей о помощи в продолжении шести недель, да и далее…»

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский:

«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, поминовением на Божественной литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых своих». Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…»

Блаженный Августин Аврелий, епископ Иппонийский:

«Не должно сомневаться, что молитвы Святой Церкви, Спасительная Жертва и милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели, сколько заслужили они по грехам своим. Ибо вся Церковь соблюдает это, как переданное от отцов, чтобы о скончавшихся в общении Тела и Крови Христовой молиться, когда воспоминаются они в свое время при самом Жертвоприношении, и выражать то, что Жертва приносится за них. Кто также усомнится, что и дела милосердия, совершаемые для умилостивления за них, приносят пользу тем, о которых не всуе (не напрасно) воссылаются Богу молитвы?»

Преподобный Иоанн Дамаскин:

«Таинники и самовидцы Слова, покорившие круг земной, ученики и божественные апостолы Спасителя не без причины, не напрасно и не без пользы установили при страшных, Пречистых и Животворящих Тайнах совершать поминовение о верных усопших, что от конец до конец земли владычествующая апостольская и свободная Церковь Христа и Бога и содержит твёрдо и беспрекословно с того времени далее доныне и до кончины мира содержать будет. Ибо вера христианская, чуждая заблуждения, ничего бесполезного не приняла и не стала бы ненарушимо содержать вовеки, но всё полезное, богоугодное и весьма спасительное».

Преподобный Ефрем Сирин:

«Если подзаконные священники служебными приношениями очищали грехи убиенных на брани, как оскверненных беззакониями, о коих упоминается в Писании (2 Макк. гл. XII), то кольми паче священники Нового Завета Христова могут действительно очищать долги отшедших от земли грешников святыми приношениями и молитвами уст своих».

«Неотступно будем умолять Бога, чтобы изгладил вины паствы Своей — чад избранной и святой Церкви Его, и чтобы очистил грехи умерших, почивших в уповании на Него».

Как видим, молитва за усопших — древняя христианская традиция, введённая в церковную богослужебную практику самими апостолами и учениками Господа нашего Иисуса Христа. По Своей неизреченной великой милости наш Спаситель дал нам бесценную возможность повлиять на загробную участь наших почивших сродников, оказав неоценимую услугу их бессмертным душам. Эти драгоценные средства — наша молитва за усопших близких, милостыня за них, и, конечно же, самое важное и бесспорно, главное — молитва церковная, литургическое поминовение имён близких и дорогих нам людей среди имён усопших православных христиан, поминаемых на Божественной литургии.

«Души их во благих водворятся, и память их в род и род»

В дни Святого Великого поста, весны духовной, весны покаяния, Святая Церковь призывает всех своих верных чад усилить свои молитвы, углубить покаянные чувства, взращивать в себе добродетели и усиленно бороться со своими пагубными пристрастиями. Также в особо отведённые для этого дни — Родительские субботы — долг каждого православного христианина найти возможность, чтобы быть в храме и принять молитвенное участие в заупокойной службе, соборно молиться за всех своих усопших близких на Божественной литургии, подать записки с их именами на проскомидию и на панихиду.

В заключение, дорогие братья и сестры, как об особом роде милостыни, ещё раз просим вас не забывать в своих святых молитвах и по возможности поминать на келейной или церковной молитве почивших родителей наших святых отцов:

Феофана и Нонны, родителей святителя Николая Чудотворца

иерея Валилия и Марии, родителей святителя Митрофана Воронежского

дьякона Савелия и Домникии, родителей святителя Тихона Задонского

ктитора Саввы и Марии, родителей святителя Димитрия Ростовского

Бориса и Глафиры, родителей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского

иерея Никиты и Марии, родителей святителя Феодисия Черниговского

воина Геронтия и Полихронии, родителей святого великомученика Георгия Победоносца

князя Феодора и княгини Феодосии, родителей святого благоверного великого князя Александра Невского

Евфимиана и Аглаиды, родителей преподобного Алексия, человека Божия

Да упокоит Всемилостивый Господь души усопших раб Своих, всех наших усопших родных и близких, и молитвами святых Своих подаст нам богоугодное житие и неуклонное шествие путём добродетели и воплощения Евангелия во всей жизни своей, чтобы и нам по завершении нашего земного странствия наследовать Царство Небесное во обителях вечных Отца нашего Небесного!

Метки: ,

Комментарии закрыты.