google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец

Июль 1st 2011 -

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец

Дни памяти:  17/30 июня,  29 сентября/ 12 октября (Обретение мощей)

2 июля 1994 г. Русская Православная Церковь за границей причислила к лику святых дивного угодника Божия XX века святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца.

Родился 4 июня 1896 года в местечке Адамовка Изюмского уезда Харьковской губернии (ныне Славянский район Донецкой области) в дворянской православной семье, которая материально поддерживала Святогорский монастырь на Северском Донце. При святом крещении он был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела.

Божий Человек. Житие Святого Иоанна Шанхайского

Отец — Борис Иванович Максимович (1871—1954); изюмский уездный предводитель дворянства Харьковской губернии. Мать — Глафира Михайловна Стефанович-Севастьянович (ум. в 1952 году). Родители эмигрировали и в 1950-е годы жили в Венесуэле. Дядя отца — генерал Константин Клавдиевич Максимович. К этому же роду принадлежал и известный церковный деятель XVIII века митрополит Иоанн Тобольский (Максимович), прославленный Российской церковью в лике святых в 1916 году.

С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие.

По семейной традиции избрал военное образование, поступив в 1907 году в Петровский Полтавский кадетский корпус, который окончил в 1914 году.

Выразил желание учиться дальше в Киевской духовной академии, однако по настоянию родителей поступил на юридический факультет Харьковского университета. Самостоятельно изучал духовную литературу. Был знаком с архиепископом Харьковским Антонием (Храповицким), который стал руководителем его духовной жизни. На Михаила большое впечатление произвел приезд в Харьков епископа Варнавы (Настича), впоследствии Патриарха Сербского.

В 1918 году окончил юридический факультет Харьковского университета. В период правления на Украине гетмана П. П. Скоропадского служил в губернском суде. Когда Харьков заняла армия генерала А. И. Деникина, вновь служил в суде. Был членом приходского совета.

2 июля 1994 г. Русская Православная Церковь за границей причислила к лику святых дивного угодника Божия XX века святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца.

Архиепископ Иоанн родился 4/17 июня 1896 г. на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела.

С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие.

При отступлении белых войск выехал с семьей в Крым. В нояб. 1920 г. эвакуирован в Константинополь, откуда в 1921 г. прибыл в Королевство сербов, хорватов и словенцев (впосл. Югославия). Поступил на Богословский факультет Белградского университета. Зарабатывал на жизнь продажей газет. Был членом студенческого кружка, впоследствии братства прп. Серафима. В 1924 г. посвящен во чтеца митр. Антонием (Храповицким), ставшим к тому времени главой Архиерейского Синода РПЦЗ. По окончании в 1925 г. Белградского университета назначен законоучителем в сербскую государственную гимназию г. Велика-Кикинда. В 1926 г. принял монашеский постриг с именем Иоанн в честь свт. Иоанна Тобольского в сербско-русском Мильковском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыре. Был рукоположен митр. Антонием во диакона, а 4 дек. того же года еп. Гавриилом (Чепуром) — во иерея. С момента принятия монашеских обетов и на протяжении всей последующей жизни придерживался строжайших аскетических правил: ел раз в день, поздно вечером, ночами молился, отдыхал лишь 1-2 ч., никогда не спал лежа.

С 1927 г. преподавал пастырское богословие и церковную историю в Битольской ДС, одновременно окормлял окрестные больницы и приюты. Был близко знаком с видным серб. богословом и философом еп. Охридским св. Николаем (Велимировичем), который неоднократно говорил: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». Коллеги и ученики уважали Иоанна за праведную жизнь, отмечали его высокие человеческие качества, педагогический талант.

3 июня 1934 г. Архиерейский Синод РПЦЗ определил Иоанна быть епископом Шанхайским, викарием Китайской и Пекинской епархии. Хиротонию, состоявшуюся 10 июня в Белграде в русском Троицком храме, возглавил митр. Антоний (Храповицкий). Иоанн  прибыл в Шанхай 4 дек. 1934 г. и сумел быстро уладить разногласия между православными приходами. При Иоанне в Шанхае было завершено строительство собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Иоанн ежедневно бывал на службах, старался причащаться каждый день. Поражал присутствовавших силой и проникновенностью своей молитвы. Окормляя православных разных национальностей, в дни особо почитаемых ими праздников служил и проповедовал на греческом и сербском, а также на китаском языке. Был строгий постник. В первую и последнюю седмицы Великого поста не ел, в остальные дни этого и Рождественского постов употреблял только просфоры. Ночи проводил обычно в молитве и, когда, наконец, силы его истощались, клал голову на пол, забываясь на несколько часов перед рассветом. Носил одежду из самой дешевой ткани, простую легкую обувь без носков в любую погоду, часто ходил босой. Обладал даром прозорливости, по его молитвам совершались чудеса.

Был строг во всем, что касалось Церкви. Будучи знатоком богослужения, немедленно исправлял ошибки и упущения в порядке службы, от священнослужителей требовал строгого исполнения обрядов, не позволяя каких-либо вольностей или разговоров в алтаре. Был особенно внимателен к вопросам богослужения. Считался одним из наиболее авторитетных богословов РПЦЗ.

Иоанн получил известность как благотворитель, был попечителем филантропических обществ. Организовал для сирот и детей бедных родителей приют во имя свт. Тихона Задонского (воспитанниками приюта были ок. 3,5 тыс. русских и киайских. детей), а также дом милосердия во имя св. Филарета Милостивого и общежития для бездомных во имя св. Сампсона Странноприимца. Посещал тюрьмы и больницы, психиатрические лечебницы, оказывая духовную помощь нуждающимся. Много заботился о духовном образовании, каждый год принимал экзамены по Закону Божию во всех русских школах и приютах епархии. В Шанхае при Иоанне действовали богословские курсы во имя свт. Димитрия Ростовского, духовными беседами с детьми и подростками занималось братство св. Иоасафа Белгородского.

Во время японской оккупации Шанхая (с 1937), когда погибли 2 руководителя русского эмигрантского комитета, возражавшие против подчинения японцам, И. объявил себя временным главой русской колонии, сохранил ее самостоятельность во внутренних делах. Несмотря на опасности военного времени, продолжал навещать нуждавшихся. Организовывал сбор пожертвований для пострадавших от боевых действий. В 1938 г. участвовал во II Всезарубежном Соборе и Архиерейском Соборе РПЦЗ в г. Сремски-Карловци (Югославия). Отказался в отсутствие других православных архиереев из Китая принять предложение Архиерейского Синода о создании самостоятельной Шанхайской епархии, которую должен был возглавить. Во время отсутствия Иоанна в Шанхае его замещал Синьцзянский викарный еп. Ювеналий (Килин; впосл. архиепископ). После возвращения Иоанна в Шанхай еп. Ювеналий стал его помощником, исполняя должность настоятеля Николаевского храма (до 1940).

В заключительные месяцы второй мировой войны, когда связь с Западной Европой была полностью прервана, у русских православных архиереев в Китае возникли сомнения в продолжении существования Архиерейского Синода РПЦЗ. 26 июня 1945 г. пребывавшие в Северо-Запападном Китае Харбинский и Маньчжурский митр. Мелетий (Заборовский), архиепископы Камчатский Нестор (Анисимов; впосл. митрополит) и Хайларский Димитрий (Вознесенский) и Цицикарский еп. Ювеналий (Килин) обратились с посланием к новоизбранному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой принять их под свое окормление. Архиереи также отправили письма главе Русской духовной миссии в Китае Китайскому и Пекинскому архиеп. Виктору (Святину) и Иоанну с призывом последовать их примеру и признать Патриарха Алексия как законного главу Русской Церкви. В письме архиепископу Виктору Иоанн  предложил ввести поминовение за богослужением имени Патриарха Алексия при продолжении возношения и имени Предстоятеля РПЦЗ митр. Анастасия (Грибановского). В августе того же года архиеп. Виктор отправил Патриарху Алексию I телеграммой прошение за своей подписью и подписью Иоанна (без его согласия) о принятии Русской духовной миссии в Китае в юрисдикцию Московского Патриархата (удовлетворено 27 дек. 1945).

Поскольку сообщение Шанхая с Пекином прервалось и ответ на письмо архиеп. Виктора не был получен, 6 сентября Иоанн самостоятельно принял решение о начале поминовения в русских храмах Шанхая имени Патриарха Алексия «независимо от разрешения вопроса о подчинении высшей церковной власти». Однако 2 октября Иоанн получил краткую радиограмму из Женевы от митр. Анастасия о продолжении деятельности Архиерейского Синода РПЦЗ. Поминовение Патриарха Алексия в Шанхае с этого момента было прекращено. Таких образом, Иоанн  остался единственным из русских православных архиереев в Китае, не перешедшим в подчинение Московского Патриархата. В ноябре Иоанн получил телеграмму от Западно-американского архиеп. Тихона (Троицкого), который сообщал, что вместе с архиеп. Восточно-американским Виталием (Максименко), епископами Монреальским Иоасафом (Скородумовым; впоследствии архиепископ) и Детройтским Иеронимом (Черновым; впоследствии архиепископ) продолжает оставаться в подчинении митр. Анастасия и не признает юрисдикции Московского Патриархата.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.