Преподобный Марк Афинский, Фраческий

Апрель 17th 2014 -

Память 5/18 апреля

Марк Афинский (греч. Μάρκος Ο Αθηναίος; ок. 270-400) — отшельник и юродивый за Христа, родился в Афинах. В лике святых почитается как преподобный. Изображается нагим, с седыми волосами и скрещёнными руками. Согласно житию, преподобный Марк являлся учеником апостола Павла.

Святой Марк в юности он изучал философию, но смерти своих родителей удалился в пустыню и поселился у подножия Фраческой горы. Целых 95 лет проходил преподобный тесный путь пустынножительства. Много он страдал от холода и зноя и питался только растениями. Господу он служил в полном уединении, не видя ни человека, ни зверя. За многолетнюю святую жизнь он был удостоин даром чудотворений. В последний день его жизни к нему пришел по откровению свыше старец Серапион, ставший свидетелем блаженной кончины 130-летнего отшельника (около 400 г.).

Поученіе. Препод. Маркъ аѳинскій (О путяхъ жизни—широкомъ, ведущемъ въ адъ, и узкомъ, ведущемъ въ жизнь вѣчную). Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Рассказ аввы Серапиона

Во время моего пребывания во внутренней Египетской (Скитской) пустыне, я отправился как-то к великому старцу Иоанну и, получив от него благословение, сел отдохнуть, устав от дороги. Задремав, я имел видение: мне представилось двое каких-то отшельников, пришедших к старцу и получивших от него благословение. Между собою они говорили: “Вот авва Серапион; примем от него благословение”. Авва Иоанн на это заметил им: “Он только что сегодня пришел из пустыни и весьма устал: дайте ему немного отдохнуть”. Отшельники же сказали относительно меня старцу: “Вот сколько уже времени подвизается Серапион в пустыне, а не идет к отцу Марку, подвизающемуся на горе Фраческой, находящейся в Эфиопии. Сему Марку нет равного между всеми пустынниками и постниками. Он имеет 130 лет от роду, и прошло уже 95 лет с тех пор, как он начал подвизаться в пустыне. Во все время он не видал ни одного человека. Незадолго пред этим были у него некоторые из святых, сопричастных свету жизни вечной, которые и обещали принять его к себе”.

В то время, как они говорили эти слова отцу Иоанну, я пробудился от дремоты и, не увидев никого у старца, сообщил ему о своем видении. “Это видение, – сказал мне старец, – есть некое божественное; но где же находится Фракийская гора?” – “Помолись за меня, отче!” – сказал я старцу.

По совершении молитвы я простился со старцем и пошел в Александрию, которая отстояла отсюда на расстоянии 20 дней пути; я же прошел сей путь в течение 5 дней, почти не отдыхая ни днем, ни ночью, опаляемый зноем солнечным, сжигавшим даже пыль на земле. Войдя в Александрию, я спросил одного купца: “Далеко ли еще идти до Фраческой горы, находящейся в Эфиопии?” Купец отвечал мне: “Да, еще очень далеко до этого места. Двадцать дней надо идти до пределов эфиоплян, народа хеттейского; гора же, про которую ты спрашиваешь, отстоит еще дальше отсюда”. Я снова спросил его: “Сколько приблизительно нужно захватить на путь этот пищи и питья, ибо я желаю отправиться туда?” – “Если твое путешествие, – отвечал купец, – будет совершаться по морю, то ты недолго пробудешь в дороге; но если ты отправишься сухим путем, то будешь находиться в дороге 30 дней”.

Выслушав это, я взял воды в тыкву и немного фиников и, возложив упование на Бога, отправился в путь, и шел по пустыне сей в течение 20-ти дней. Во время пути я никого не встретил, ни зверя, ни птицы. Пустыня эта почти не имеет растений, потому что там не бывает никогда ни дождя, ни росы, а посему в этой пустыне не находится ничего съедобного. После 20-ти дней путешествия у меня вышла вода, вышли также и финики; я сильно утомился и не мог идти далее, но не мог и возвратиться обратно, и лег от усталости на землю. И вот мне явились те два отшельника, которых я впервые узрел в видении у великого старца Иоанна. Став предо мною, они сказали: “Встань и иди с нами!” Поднявшись на ноги, я увидал одного из них приникшим к земле, обратившимся ко мне и спрашивающим: “Желаешь ли ты подкрепиться?” – “Как ты соизволишь, отец”, – сказал я. Вслед за тем он показал мне корень одного от пустынных растений и сказал: “Вкуси от сего корня и силою Господнею продолжай путешествие!” Я немного поел и сразу возрадовался душою, и почувствовал подкрепление своим силам, и стал настолько бодрым, что мне показалось, будто я вовсе не уставал. Затем они показали мне тропинку, по которой я должен был идти к святому Марку, и отошли от меня.

Продолжая путь, я подходил к высокой горе, которая, казалось, достигала неба. На ней совершенно ничего не было, кроме пыли и камней. Когда я подошел к горе, то рядом с ней увидал море. Поднимаясь на гору, я шел семь дней. Когда наступила седьмая ночь, я увидел сходящего с неба к святому Марку Ангела Божия, говорившего ему: “Блажен ты, авва Марк, и благо тебе будет! Вот мы привели к тебе отца Серапиона, которого хотела зреть душа твоя, так как ты не пожелал никого из людей видеть, кроме него!”

Преп. Марк Афинский, Фраческий. Русь. XVII

Когда окончилось видение, я пошел без опаски и шел до тех пор, пока не достиг пещеры, в которой проживал святой Марк. Когда я приблизился ко входу в пещеру, то услыхал святого, поющего: Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний (Псал. 89:5), и дальше из того же псалма Давида. Затем от преизбытка охватившей его духовной радости святой стал говорить сам с собою: “Блаженна душа твоя, Марк, что с помощью Божией ты не загрязнил себя нечистотами мира сего, что ум твой не пленился скверными помыслами! Блаженно тело твое, так как не погрязло в похотях и страстях греховных! Блаженны очи твои, которых диавол не мог соблазнить созерцанием чужой красоты! Блаженны уши твои, потому что не слыхали голоса женского в этом суетном мире! Блаженны ноздри твои, потому что не обоняли смрада греховного! Блаженны руки твои, потому что не прикасались ни к каким, принадлежащим людям, вещам. Блаженны ноги твои – не вступавшие на дорогу, ведушую к смерти, и не устремлявшиеся ко греху! Душа твоя преисполнена духовной жизни и ангельской радости!”

И снова затем он стал говорить, обращаясь к душе своей: “Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его (Псал. 102:1–2). Вскую скорбиши, душе моя? Не бойся! Не ты будешь задержана в темницах ада, бесы не смогут оклеветать тебя. По благодати Божией в тебе нет какого-либо особенного греховного порока: Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит (Псал. 33:8). Блажен раб, исполнивший волю господина своего”.

Изрекши сие и многое другое из Божественного Писания для утешения своей души и для утверждения несомненной надежды своей на Бога, преподобный Марк вышел к дверям пещеры своей и, заплакав от умиления, воззвал ко мне, говоря: “О, как велик подвиг моего духовного сына Серапиона, который предпринял труд увидать мое обиталище!” Затем, благословив, он обнял меня и, целуя, сказал: “Девяносто пять лет я пребывал в сей пустыни и не видал человека. Ныне же я вижу лицо твое, которое желал видеть в течение многих лет. Ты не поленился предпринять такой труд, дабы прийти ко мне. Посему Господь мой, Иисус Христос, вознаградит тебя в день, когда будет судить тайные помышления людей”.

Сказав это, преподобный Марк повелел мне сесть. Я стал расспрашивать преподобного о достохвальной его жизни. И он рассказал мне следующее:

– Я, как сказал, пребываю в сей пещере 95 лет. За это время я не видал не только человека, но даже и зверя или птицы, не вкушал хлеба, испеченного руками людей, не одевался одеждой. В течение 30 лет испытывал я ужасную нужду и скорбь от голода, жажды, наготы, а более всего от диавольских искушений. Мучимый голодом, я вкушал тогда земную пыль, и, томимый жаждою, я пил воду морскую. Бесы тысячекратно клялись между собою потопить меня в море и, схватив меня, с побоями влекли меня с горы. Но я снова восходил на вершину горы. Они же снова увлекали меня отсюда вниз до тех пор, пока кожа не сошла с тела моего. Волоча меня и побивая, они неистово кричали: “Уйди с нашей земли! От начала мира никто из людей не приходил сюда! Как ты осмелился прийти?” После же 30-летнего такового страдания, после таковой алчбы, жажды, наготы, нападения бесов на мне излилась благодать Божия и Его милосердие. По Его же воле переменилась моя естественная плоть; на теле выросли волосы; в нужное время ко мне приносится пища и посещают меня Ангелы Господни. Я как бы видел подобие Царства Небесного и обителей блаженства, обещанного душам святых, уготованного для людей творящих добро. Я видел подобие божественного рая и древа познания, от которого вкусили наши праотцы. Видел я и появление в раю Илии и Еноха, и нет ничего такого, чтобы не показал мне Господь по моим просьбам.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.