google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преподобный Марк Афинский, Фраческий | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преподобный Марк Афинский, Фраческий

Апрель 17th 2014 -

Я спросил его, – рассказывает далее Серапион: “Отче, каким образом и почему ты пришел сюда?” И святой начал свое повествование:

– Родился я в Афинах, где и изучал философские науки. По смерти же моих родителей, я рассудил: “Как родители мои умерли, точно так и я умру. Итак, лучше я добровольно отрекусь от мира сего раньше, чем случится мне быть восхищенным от него”. И немедленно, совлекши с себя одежды, я встал на доску и отправился на ней плавать по морю. Носимый волнами, по Божественному промышлению, пристал я к горе сей.

Когда мы, таким образом, вели беседу между собою, – продолжает Серапион, – то наступил день и я увидал преподобного Марка, обросшего волосами, наподобие зверя, и ужаснулся, так как его нельзя было признать за человека ни по чему, кроме как по голосу и исходящим из уст его словам. Заметив мое смущение, святой Марк сказал мне: “Не пугайся при взгляде на тело мое, потому что взятая от тленной земли плоть тленна”. Потом он спросил меня: “По прежнему ли обычаю стоит мир в законе Христовом?” – “Ныне, – отвечал я ему, – по благодати Христовой, даже лучше прежних времен”.– “Продолжаются ли, – снова спросил он, – доныне идолослужение и гонения на христиан?” – “Помощью святых молитв твоих, – отвечал я, – гонение прекратилось и идолослужения нет”. Услышав это старец возрадовался великой радостью.

Потом он снова спросил меня: “Есть ли ныне среди мира святые, творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии Своем: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17:20). В то время как святой произносил эти слова, гора сдвинулась со своего места где-то на 5 тысяч локтей и приблизилась к морю. Святой Марк, приподнявшись и заметив, что гора двигается, сказал, обратясь к ней: “Я тебе не приказывал сдвинуться с места, но я беседовал с братом; посему ты встань на место свое!” Когда только он сказал это, гора действительно стала на своем месте.

Увидав сие, я упал ниц от страха. Святой между тем, взяв меня за руку и поставив на ноги, сказал: “Разве ты не видывал таких чудес в течение дней жизни твоей?” – “Нет, отче”, – отвечал я. Тогда святой, вздохнув, горько заплакал: “Горе земле, потому что христиане на ней таковыми только по имени нарицаются, а на деле не таковы!” И снова произнес: “Благословен Бог, приведший меня на сие святое место, дабы я не умер в моем отечестве и не был погребен в земле, оскверненной многими грехами!”

Весь тот день провели мы, – повествует Серапион, – в пении псалмов и духовной беседе, а с наступлением вечера преподобный сказал мне: “Брат Серапион! Не время ли нам после молитвы с благодарностью вкусить от трапезы?” На эти слова я не ответил ему ничего. Он же, подняв руки к небу, воспел: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит (Псал. 22:1). Окончив пение псалма, он, обратившись к пещере, сказал: “Брат, предложи трапезу”. Потом снова сказал мне: “Пойдем вкусим трапезы, которую Бог послал нам”. Я изумлялся, недоумевая, кому это приказывал святой Марк приготовить трапезу, потому что в течение целого дня я никого из людей не заметил у него в пещере. Когда мы вошли в пещеру, я увидал два стола, на которых были положены два мягких и белых хлеба, сияющих, словно снег. Были там также приятные глазу овощи, две печеные рыбы, очищенные плоды, маслины, финики, соль и полная кружка воды, более сладкой, нежели мед. Когда мы сели, святой Марк сказал мне: “Чадо Серапион, благослови!” – “Прости меня, отче”, – отвечал я. Тогда святой произнес: “Господи, благослови!” И я заметил около трапезы простертую с неба руку, осенившую крестом предложенное. По окончании трапезы Марк сказал: “Брат, возьми сие отсюда!” И тотчас трапеза была снята невидимою рукою.

Я удивлялся всему происшедшему: и невидимому слуге (ибо находившемуся во плоти Ангелу, преподобному Марку, по повелению Божию, служил бесплотный Ангел Господень), и тому, что во всю мою жизнь я никогда не вкушал столь вкусной пищи и никогда не пил столь сладкой воды, какая была на той трапезе. На мое недоумение святой сказал мне: “Брат Серапион! Видел ли ты, сколько благодеяний посылает Бог рабам Своим! Во все дни мне посылалось от Бога по одному хлебу и по одной рыбе, а ныне ради тебя Он удвоил трапезу – послал нам два хлеба и две рыбы. Таковой-то трапезой питает меня Господь Бог в течение всего времени за первые мои злострадания. Как я сказал тебе в начале беседы,– 30 лет пребывая на сем месте, я не нашел ни одного растительного корня, которым бы мог питаться. Испытывая же голод и жажду, в силу крайней необходимости, я вкушал пыль и пил горькую морскую воду и ходил нагим и босым. От мороза и страшного зноя отпали пальцы на ногах моих; солнце сжигало мою плоть, и я лежал ниц на земле, как мертвец. Между тем бесы воздвигали против меня, как против оставленного Богом, борьбу свою. Но я, с помощью Божией, все претерпевал из-за любви к Господу. По окончании же 30-летних моих страданий, по повелению Божию, стали расти на мне волосы до тех пор, пока покрыли меня совершенно, как одежда. И вот, с тех пор и до настоящего времени бесы не могут приближаться ко мне; голод и жажда не овладевают мною; ни зной, ни мороз не беспокоят меня. При всем том я никогда ничем не болел. Но ныне оканчивается предел моей жизни, и тебя Бог послал сюда для того, чтобы ты похоронил святыми твоими руками мое смиренное тело”.

Затем, по прошествии некоторого времени, святой снова сказал мне: “Брат Серапион! Побудь настоящую ночь, по случаю моей близкой кончины, в бодрствовании”. После сего мы оба стали на молитву, воспевая псалмы Давидовы. В то же время святой сказал мне: “Брат Серапион! После отшествия моего тело мое положи в сей пещере, завали вход в пещеру камнем и удались”. Я же поклонился преподобному и со слезами стал просить у него прощения и говорил ему: “Умоли, отче, Бога взять и меня с тобою, дабы и мне отправиться туда, куда ты идешь”. В ответ на слова мои святой сказал: “Не плачь в день моего веселья, но еще более веселись. Тебе необходимо возвратиться в свое место. Приведший же тебя сюда Господь за твой труд и богоугождение да дарует тебе спасение. Знай также, что возвращение твое отсюда совершится не по той дороге, по которой ты сюда пришел, но ты дойдешь до своего места другим, необычным путем”. Немного помолчав, преподобный Марк затем сказал: “Брат Серапион! Важен для меня настоящий день, – важнее всех дней жизни моей. Сегодня освобождается душа моя от плотских страданий и идет успокоиться в обителях небесных. Сегодня почиет от многих трудов и болезней тело мое; сегодня примет меня Бог к Себе”. В то время как святой произносил эти слова, пещера его наполнилась светом, который был ярче света солнца, и гора та наполнилась дивным благоуханием.

Взяв при сем меня за руку, – продолжает Серапион, – преподобный Марк начал говорить мне так: “Пусть пещера, в которой пребывал я телом моим, трудясь для Бога во время жизни моей, пребудет до всеобщего воскресения, и здесь будет находиться умершее тело мое, которое явилось обиталищем болезней, трудов и лишений. Ты же, Господи освободи душу мою от тела! Ради Тебя я переносил голод, жажду, наготу, мороз и зной и всяческие иные бедствия. Владыко! Ты Сам одень меня одеждою славы в страшный день Твоего пришествия! Усните, наконец, глаза мои, не вздремнувшие никогда во время ночных молитв моих! Успокойтесь ноги мои, потрудившиеся во время всенощных стояний! Я удаляюсь от жизни временной, и всем, остающимся на земле, желаю спастись. Спаситесь постники, ради Господа скитающиеся в горах и пещерах! Спаситесь подвижники, переносящие всякие лишения ради достижения Царства Небесного! Спаситесь узники Христовы, заточенные, изгнанные за правду, не имущие ни в чем утешения, кроме Единого Бога! Спаситесь монастыри, день и ночь трудящиеся для Бога! Спаситесь святые церкви, служащие очищением для грешников! Спаситесь, священники Господни, посредники между людьми и Богом! Спаситесь чада Царствия Христова, усыновленные Христу чрез святое крещение! Спаситесь христолюбцы, принимающие странников как Самого Христа! Спаситесь, достойные помилования, милостивые! Спаситесь богатые, богатеющие для Господа,и проводящие жизнь в делах богоугодных! Спаситесь, сделавшиеся нищими для Господа! Спаситесь, благоверные цари и князья, совершающие суд по правде и милости! Спаситесь, смиренно мудрствующие постники и трудолюбивые подвижники! Спаситесь, все любящие ради Христа друг друга! Да будет спасена вся земля и все в мире и любви Христовой живущие на ней!"

Затем, – рассказывает Серапион, – преподобный Марк, обратившись ко мне, поцеловал меня, говоря: “Спасись и ты, брат Серапион! Заклинаю тебя Господом нашим Иисусом Христом Сыном Божиим, дабы ты ничего не брал от моего смиренного тела, даже ни одного волоса. Пускай не касается его и никакое одеяние, но пускай при погребении будут с моим телом лишь волоса, которыми облек меня Бог. Равно также ты не оставайся здесь”.

В то время как святой произносил сии слова, а я рыдал, послышался глас с неба: “Принесите Мне из пустыни избранный сосуд Мой; принесите Мне исполнителя правды, совершеннейшего христианина и верного раба! Гряди, Марк! Гряди! Усни во свете радости и жизни духовной!”

Затем святой Марк сказал мне: “Брат, преклоним колена!” И мы преклонили колена. После этого я услышал ангельский голос, говоривший к преподобному: “Простри руки твои!” Услышав сей голос, я немедленно встал и, взглянув, увидал душу святого уже освободившеюся от оков плоти, – она была покрыта ангельскими руками белоснежной одеждой и возносилась ими на небеса. Я созерцал воздушное восшествие к небу и отверзшиеся небеса. Причем я видел стоящие на этом пути полчища бесов и слышал обращенный к бесам ангельский голос: “Сыны тьмы, бегите и сокройтесь от лица света правды!”

Святая душа Марка была задержана на воздухе около одного часа. Затем послышался с неба голос, говоривший Ангелам: “Возьмите и принесите сюда того, кто посрамил бесов”. Когда душа преподобного прошла без всякого для себя вреда чрез бесовские полчища и приближалась уже к отверстому небу, я увидел как бы подобие простертой с неба правой руки, принимавшей непорочную душу. Затем это видение сокрылось от глаз моих, и более я ничего не видел.

Было около 6 часов ночи; приготовив к погребению честное тело святого, я пробыл на молитве в течение всей ночи. С наступлением же дня я воспел со слезами радости обычные песнопения над телом, облобызал его и положил в пещере, причем закрыл камнем вход в нее. Затем, после продолжительной молитвы, я сошел с горы, славя Бога и призывая святого руководить мною на моем обратном пути из этой непроходимой и страшной пустыни. Когда затем, после заката солнца, я сел отдохнуть, внезапно предо мною возникли те два отшельника, которые являлись ко мне раньше, и сказали мне: “Ты, брат Серапион, похоронил тело блаженного подвижника, которого поистине недостоин весь мир. Итак, встав, продолжай путешествие твое ночью, ибо днем, по случаю страшного зноя, совершать путешествие тяжело”. Тогда я, встав, пошел за явившимися мне и шел за ними до раннего утра. Когда же стал приближаться день, они сказали: “Иди с миром, брат Серапион, в свое место и возблагодари Господа Бога”.

Когда же я отошел от них на небольшое расстояние, то заметил, что уже подхожу к дверям церкви, находящейся в монастыре великого старца Иоанна. Будучи весьма удивлен этим, я громко прославил Бога и припомнил сказанные мне преподобным Марком слова о том, что возвращение мое от него будет не по той дороге, по которой я пришел к нему. И я уверовал, что по молитвам святого я был невидимо перенесен. Я возблагодарил преблагого Бога нашего, Который устроил все во благо мне, недостойному, по молитвам и просьбам верного раба Своего, преподобного отца нашего Марка.

Услышав мой голос, ко мне поспешно вышел из монастыря авва Иоанн и, приветствовав меня, сказал: “К нам благополучно, по милости Божией, возвратился авва Серапион”. Затем мы пошли в церковь, и я рассказал старцу и ученикам его обо всем случившемся со мною, и все мы прославили Бога. Старец сказал после сего мне: “Поистине, брат, – вот он, святой Марк, был совершеннейшим христианином; мы же только по имени называем себя христианами, а на деле далеко отстоим от истинного христианства. Человеколюбивый же и милостивый Бог наш, приняв в вечные обители Своего Небесного Царства святого угодника Марка, да сохранит нас и всю Святую Свою Соборную и Апостольскую Церковь от всех козней диавольских, и да будет Он всегда с нами, смиренными Его рабами, и наставит нас на исполнение святой Его Божественной воли, дабы нам идти по следам святых Его великих угодников, преподобных отцов наших, чтобы и нам в страшный день суда с отцем нашим Марком получить милость по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых, угодивших Господу нашему, Иисусу Христу”.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.