Житие святого преподобномученика Ефрема Неа-Макрийский

Январь 1st 2012 -

Празднования: 3/16 января; 5/18 мая

На побережья Аттики, чуть к северу от порта Рафина, стоит деревня Неа Макри. За ней возвышается гора Амомон, у подножия которой расположен монастырь Благовещения, больше известный православным грекам просто как “монастырь святого Ефрема”.

До недавнего времени о святом Ефреме ничего не знали не только на светском Западе, но и на православном Востоке, и лишь в последние тридцать лет преподобномученик Ефрем Неа-Макрийский стал для греков одним из самых любимых святых, поклониться которому съезжаются люди со всей страны.

В 1950 году греческая монахиня, сестра Макрина, чувствуя, что Господь хочет, чтобы она занялась восстановлением монастыря Благовещения, разрушенного пиратами в XV столетии, испросила разрешения епископа и принялась за работу. Чувствовала, что это место — святое. Она трудилась здесь ежедневно, расчищая завалы, и в молитвах просила Бога, чтобы Он открыл ей, кем были и как жили здесь иноки прошлых времен.

Как-то утром сестра Макрина работала на монастырском дворе, и вдруг в голову ей пришла настойчивая мысль: “Копай землю на этом месте и найдешь то, что ищешь”. Прошло еще немного времени, и снова та же мысль посетила ее. Она обратилась к молодому работнику, пришедшему в монастырь кое-что починить, но ей почему-то неудобным показалось объяснять ему истинную цель поисков, и она попросила его копать на том месте якобы с намерением отыскать древний монастырский колодец. Он отказался, возразив, что воду можно скорее найти не здесь, а в других местах, и в течение нескольких часов безрезультатно копал в разных местах, там, где считал нужным. В конце дня он вернулся туда, где просила копать сестра Макрина.

Очень скоро они откопали очаг, три маленьких оконца и полуразрушенную стену, — признаки того, что здесь когда-то была монашеская келья. Расчищая камни, работник действовал так энергично, что ей приходилось просить его не спешить. Он не слушался, пока она не сказала: “Возможно, здесь кто-то похоронен, и ты рискуешь ударить лопатой по его останкам. Умоляю тебя быть осторожнее”. Он взглянул на нее с удивлением и сказал: “Ты правда считаешь, что мы найдем здесь чьи-то останки?” Сестра Макрина вспоминает:

Я была почти уверена, я почти видела этого инока своим внутренним взором. Мы продолжали благословенный труд и вот, на глубине ста семидесяти сантиметров, увидели главу этого человека Божия. Когда ее полностью откопали, нас окружило тончайшее благоухание. Работник был бледен, он даже не мог говорить. Я ­попросила его оставить меня одну, и он удалился. Я ­приложилась к мощам Святого с великим почтением и всем существом почувствовала, что ему пришлось претерпеть страдания. Меня наполняла святая радость, будто я обрела небесное сокровище.

Я почему-то заранее знала, что он монах. Осторожно счистив песок, увидела хорошо сохранившуюся кайму его рясы. Чистая ткань была искусно подшита по-старинному, нитками больше миллиметра толщиной. Земля вокруг его рук и ног была твердой, и на ней сохранились отпечатки... Я попыталась счистить землю с его пальцев, но они оказались столь хрупкими, что начали крошиться. Пошел дождь, могилка быстро намокла, и я решила оставить мощи лежать под дождем. Дождь струился мягкими серебряными капельками, очищая могилу и тело Святого.

Вечером, читая всенощную службу, совершенно одна в этом святом месте, я вдруг услышала звук шагов. Кто-то шел со двора, где была могилка, к храму. Я уже знала, что это он, тот неведомый Святой. Его шаги эхом отдавались у меня в ушах, я была страшно напугана. Кровь бросилась мне в голову, я застыла, даже не в состоянии обернуться. Внезапно сзади раздался спокойный голос: “Сколько же ты собираешься держать меня там, снаружи?” Я обернулась и увидела его. Высокий, темноволосый, глаза круглые, с тяжелыми веками. Черная курчавая борода полностью закрывала шею. В левой руке он держал какой-то светильник, правой благословлял меня.

При этих его словах мой страх мгновенно исчез, сменившись необыкновенной радостью, будто я встретилась с давним хорошим знакомым. Я сказала: “Прости меня, завтра на рассвете я позабочусь о твоих святых мощах”. Он растворился в воздухе, а я продолжила чтение вечерней службы...

Утром я с благоговением счистила с мощей землю, об­мы­ла их и, положив их в храме, зажгла рядом негасимую лампаду. В ту ночь мне приснилось, что этот инок ­пришел опять. Он стоял возле храма, держа в руках ­большую, искусно сделанную серебряную икону. Рядом с иконой был подсвечник, и я зажгла восковую свечу. ­Потом он произнес: “Большое тебе спасибо. Я — Ефрем”.

В течение следующих нескольких лет св. Ефрем открыл историю своего мученичества Макрине и другим людям, являясь им в видениях и снах.

Он родился 14 сентября 1384 года, в раннем детстве потерял отца. Мать его была благочестивой женщиной. Она одна вырастила Ефрема и его шестерых братьев и сестер. В возрасте четырнадцати лет святой Ефрем ушел в монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы и двадцать семь лет прожил там в молитве и воздержании. В монастыре он принял сан священника и стал хранителем монастыря. Неизвестно, были ли в обители еще иноки, или же он жил один.

В день его рождения, в сентябре 1425 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, его взяли в плен пираты-мусульмане. Они подвергли святого мучениям, принуждая отречься от Христа. Он отказался, и они истязали его восемь месяцев, давая ранам на его теле немного зажить и затем снова мучая его. 5 мая 1426 года его привели во двор монастыря и подвесили вниз головой на дереве. Это дерево сохранилось и по сей день. Ему вбили гвозди в руки и ноги, а тело пронзили раскаленным докрасна острым железным прутом.

Так предал дух Господу этот святой преподобномученик, а через пятьсот лет люди узнали о его страданиях и обнаружили его мощи. Господь прославил его за перенесенные им страдания и благословил его даром чудотворения. Он стал известным врачом душ и телес, и сейчас тому имеются сотни письменных свидетельств, накопившиеся со дня обретения его мощей.

С 1950 года мать Макрина (она теперь игумения) трудится над восстановлением монастыря. Она и сестры проводят службы по монастырскому чину и заботятся о сотнях паломников, ежедневно приезжающих помолиться в храме у мощей ­Святого.

За монастырем растет лес с древними соснами и дубами. Среди этих деревьев стоит небольшая каменная часовня святого апостола Иоанна Богослова, а вокруг нее располагается монастырское кладбище. Эта часовня была построена еще до святого Ефрема, и сам Святой любил прогуливаться здесь. Когда вечером садится солнце, деревья светятся теплым, золотым светом, озаряя весь лес удивительным сиянием.

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.