google-site-verification: google21d08411ff346180.html Неделя о Страшном Суде Христовом (Мф. 25, 31-46) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Неделя о Страшном Суде Христовом (Мф. 25, 31-46)

Март 5th 2016 -

Икона "Страшный суд". Середина 15 в

Мефодий (Кульман, 1902—1974), епископ
Из Святоотческое толкование Евангелия от Матфея

Нет во всем Евангелии истины столь страшной, как истина Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа и Его Страшного всемирного Суда. Воистину страшен суд Твой, Господи!.. «Вспомнил я об этом часе,– говорит преподобный Ефрем Сирин,– и вострепетал от великого страха, помышляя о том, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит?

Когда помышляю об этом, страхом объемлются члены мои, и весь изнемогаю, глаза мои источают слезы, голос ослабевает, уста смыкаются, язык немеет и помысл научается молчанию. Таких великих и страшных чудес не было от начала твари и не будет во все роды!»

И соберутся пред ним все народы, восстанут мертвецы от века, а живые мгновенно изменяться по подобию воскресших; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов

«Какой-то несказанной силой,– говорит святитель Василий Великий,– во мгновение времени все дела нашей жизни, как на картине, напечатлеются в памяти нашей души, и все они вдруг предстанут перед взором ума, каждое дело в собственном образе, как и что было сделано».

Читать по теме: О Страшном Суде. Святитель Игнатий Брянчанинов

Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Евангелие о Страшном Суде. Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Неделя о Страшном Суде. Проповедь протоиерея Николая Гундяева

О Страшном суде. Митрополит Сурожский Антоний

Неделя о Страшном Суде. Митрополит Антоний (Храповицкий)

Иной может подумать: на Страшном Суде Господь взыщет только дела милосердия; значит, для спасения не нужны другие подвиги: не нужен пост, молитва, труды покаяния... Не обольщай себя, возлюбленный, такой мыслью: она от врага искусителя. Помни, что дела милосердия только тогда и будут Богу приятны и для тебя спасительны, когда ты будешь совершать их в глубоком смирении сердца, так что и сам ты их за добро не станешь считать, не будешь видеть цены этого добра, как и праведники на суде Божием сами удивятся: за что их милует праведный Судия? Если же ты будешь сам давать цену своим добрым делам, то знай, что тогда они потеряют всякую цену в очах Божиих. Значит, чтобы научиться истинно христианскому милосердию, тому милосердию, за которое можно ожидать и себе милосердия Божия, научись прежде нищете духовной, оплачь свои грехи, соделай свое сердце кротким, возжелай всем сердцем правды Божией и оправдания во Христе, и только тогда будешь способен приносить Богу дела милосердия несомненно спасительные…

Та же Любовь, Которая приходила «не судить мир, но чтобы мир спасен был» (Ин. 3, 17), придет осудить тех, которые «не приняли любви истины для своего спасения» (2Фес. 2, 10). Осудить злых, поскольку любит добрых. Милосердый судит нераскаянных, потому что милует кающихся. И для чего иначе возвещает Он гибель отверженных, если не для того, что не хочет ничьей погибели? Поэтому, за несколько еще веков, дает нам услышать последнее проклятие на левую сторону, чтобы заблаговременно спастись нам бегством на правую! Праведный Судия лишит осужденных права наслаждаться Его лицезрением: «идите от Меня, проклятые», — изречет Он (Мф. 25, 41). Мы не можем постигнуть все то неизреченное блаженство, какое уготовано любящим Бога в лицезрении славы Его. «Горька и солона вода морская, — говорит святитель Илия Минятий, — представь же себе, что упала в море с высоты небесной одна только капля, которая все море усладила бы; понимаешь ли ты, как должна быть сладка эта вода небесная? Вот так же горек и ад; но если бы упала в него одна только капля райской сладости, то эта капля усладила бы всю его горечь, погасила бы пламень адский, утолила бы все слезы грешников, и ад стал бы тогда раем. Разумеешь ли теперь, какова радость райская? Возрадуется сердце ваше, и этой радости вашей никто — никто и никогда уже не отнимет от вас! Да, в блаженной вечности ты будешь радоваться радостью Божией, будешь царствовать во Царствии Божием, будешь прославлен славой Божественной. Тогда подобны Ему, Самому Богу, будем, — говорит апостол, — потому что увидим Его, как Он есть».

И вот, всего этого блаженства лишен будет грешник. «Авессалом, — говорит святитель Филарет, митрополит Московский, — отверженный Давидом, просит Иоава, чтобы он или испросил ему позволение видеть отца своего, царя, или убил бы несчастного. Так отверженный Богом грешник предпочтет смерть своему состоянию, только он не найдет ее. Он будет умирать непрестанно, а не сможет умереть и один раз». «Совокупите тысячу геенн, — восклицает святитель Златоуст, — это отнюдь не так тяжко, как быть изверженным от славы, быть ненавидимым Богом! Лучше подвергнуться безчисленным ударам молнии, чем видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас. И действительно, если Он меня, врага Своего, при всей моей к Нему ненависти и отвращении от Него, так возлюбил, что даже не пощадил Самого Себя, но предал Себя на смерть, и если после всего этого не подам Ему и хлеба, когда Он алчет, то какими же глазами буду взирать на Него?»

«Подумайте только,– говорит святитель Илия Минятий,– что если бы прекраснейшее и святейшее лицо Божие на одну лишь минуту сокрылось от очей праведных, то самый рай стал бы для них адом; и если бы оно на одну лишь минуту показалось мучимым во аде, то самый ад стал бы раем. Подумайте, если бы грешники имели надежду когда-нибудь увидеть лицо Божие, то мучение миллионов веков показалось бы им за ничто. Каково же их мучение, когда они будут вечно желать — без надежды узреть лицо Божие! Желать Бога всегда и не надеяться увидеть Его никогда, — да это такое мучение, которое я и объяснить не могу!» Но этого мало: праведный Судия посылает осужденных в огонь вечный, на вечные мучения. «Напрасно,– говорит святитель Филарет,– изъясняют сей огонь действием совести; напрасно вопрошают: какие это мучения? Какой это огонь, который бы мог действовать на безсмертного человека? Но разве пределы разумения человеческого должны быть пределом Божия всемогущества? Кто может сие тленное облещи в нетление и сделать тело духовным, Тому трудно ли приготовить столь тонкий и проницательный огонь, чтобы так же был ощущаем безсмертным составом, как нынешний огонь нынешним телом? Если бывший на третьем небеси апостол не описал того, что там уготовано любящим Бога, и признался, что это совсем невозможно постигнуть человеку более или менее плотскому, то может ли равно представить себе свойство ужасных последствий действия гнева Божия тот, кто не нисходил в преисподнюю? Мы можем, и довольно для нас знать только то, что огонь этот безконечен: «идите от Меня... в огонь вечный»,– глаголет вечный Судия».

Но да удалятся эти страшные виды,– говорит святитель Филарет Московский,– и да будут они для нас одними мечтаниями воображения! Отверзите слух ваш, и в самых грозных вещаниях правосудия вкушайте сладкий глас: «приидите, благословенные Отца Моего!» Слышите ли, что говорит Любовь? Не для вас устроены жилища адовы, но диаволу и ангелам его; не для вас возжжено геенское пламя, но для князя тьмы устроено царство тьмы; для вас уготованы обители райские от сложения мира. Обратитесь, «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 4, 17). Хочешь ли быть в числе благословенных Отца Небесного? Очищай свое сердце, побеждай страсти и похоти, крепко подвизайся в молитве, самоотречении, а наипаче в делах милосердия. В этом поможет тебе Сам Пастырь Небесный, Христос Господь Своей благодатью». Через Него ты можешь сделаться сыном Отца Небесного, по реченному: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1, 12). Через Него соделаешься благословенным от Отца Небесного, по реченному: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1, 3). Благословение это уже готово для нас, но нужно нам всеми силами души стремиться к нему, чтобы не исполнилось на нас слово Псалмопевца: «не восхотел благословения, — оно и удалится от него» (Пс. 108, 17). Приведем в заключение умилительное размышление святителя Никифора Астраханского о Страшном Суде Христовом: «Яви же ныне милость Твою на нас; озари сердце наше светом покаяния, дабы мы, раскаявшись от всей души до наступления того немилостивого времени, обратились к Тебе. Укрепи нас непреоборимой силой Твоей благодати, да ею укрепленные сохраняем всегда Божественные Твои заповеди и ходим неуклонно во все дни жизни нашей по стезям добродетели, да удостоимся тогда услышать сей блаженный и человеколюбивейший Твой глас: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Да будет, Господи, сие, да будет! Аминь».

Метки:

Комментариев к записи: 1 “Неделя о Страшном Суде Христовом (Мф. 25, 31-46)”


  1. Елена сказал:

    +++++Спаси Господи!

Оставьте комментарий!