google-site-verification: google21d08411ff346180.html Иероним Босх. Семь смертных грехов | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Иероним Босх. Семь смертных грехов

Май 27th 2010 -

Семь смертных грехов и четыре последние вещи

1475—1480, Прадо, Мадрид. Иероним Босх.

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус (собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken) (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи  “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музее Прадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Около трёхсот лет картина висит в Эскориале (Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал), где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.
Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»(Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»(Второзаконие 32:20)
Смертный грех- так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души.
Вопреки распространённому заблуждению, концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.

В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку, всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32)

Центральная часть  — Всевидящее Око Божье, в зрачке которого — Христос, показывающий на раны, тем самым смотрящего

В этой картине практически нет случайных или ненужных деталей, всё взаимосвязано и подчинено некоей мысли — и ни прибавить, ни отнять. Как бог в центре всего мироздания и мира человека верующего, так и глаз этот — в центре картины.  «Cave, cave, Deus videt» — гласит надпись во втором круге:  «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Вот главная нравоучительная мысль, видимо раньше нравы были много проще, художник не скрывает её, ставит в центр, возвеличивая.  Впрочем, эта надпись — не последняя. На картине 2 штандарта, на которых - цитаты из текста Ветхого Завета (книга Второзакония 32:28-29 и 32: 20), лично мне показалось (не поленился, полез, нашёл перевод) — они поясняют: почему собственно нужно бояться. Сверху:

28 Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.
29 О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!

Снизу:

32:20 И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности.

В последнем центральном круге, самом широком и живописном, разделённом на семь секторов — по числу грехов, можно видеть жанровые сценки, иллюстрирующие каждую из греховных страстей. Даже в этой близости «греховного» круга к стилизованному Оку Божьему, есть своя мысль:  греховное — всегда на глазах у господа, всегда в центре его внимания, его не скрыть, не спрятать, за него отвечать. И было бы даже скучно, нравоучения и поучения — что хорошего, если бы не гротескные, полные грубоватого юмора житейские сценки, больше похожие на карикатуры — по одной на каждый грех и внизу, как и положено — подпись: с чем дело имеем.

Смерть (Death). Иероним Босх.

Вот умирающий. Смерть на пороге.  Ангел-хранитель — слева, за спиной. Рядом  —  священники, смею надеяться — врач.  Но зло всегда рядом, попирая смердящим  задом и святость (ангел) и благочестие и саму жизнь

Ад (Hell)(низ, левый угол). Иероним Босх.

Страшный суд (Last Judgement) (верх, правый угол). Иероним Босх.

Рай (Paradise)Небесные врата(низ, правый угол). Иероним Босх.

В Книге Притчей говорится:

Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
— глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, Притч 30:13
— сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
— лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. Притч 19:5
— Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; Притч 1:8; 23:22
навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Втор 6:8; Притч 3:3
— Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: Притч 3:23
— ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, Пс 118:105; 2Петр 1:19
— чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Притч 2:16;7:5; Сир 26:13

Зависть (Invidia) Иероним Босх.

Эта миниатюра — зависть. Парочка, поджав губы, смотрит на мужичка с птичкой, видимо хотят такую же, тем временем кто-то с завистью смотрит на их дочь. Даже у собак, под ногами которых две кости, смотрят  на третью, в руках хозяина. Слаще завсегда то, что имеет другой. Кстати: на работягу, волокущего мешок, никто не смотрит — чему тут завидовать?

Библия не приводит точного списка грехов, но предостерегает от их совершения в десяти заповедях. Список восходит к восьми помыслам Евагрия Понтийского:
Есть восемь основных помыслов, которыми объемлются все [другие] помыслы. Первый помысел - чревоугодия, а за ним [следует] помысел блуда; третий — сребролюбия; четвертый — печали; пятый - гнева; шестой — уныния; седьмой — тщеславия, а восьмой — гордыни. От нас не зависит то, чтобы все эти помыслы досаждали или, наоборот, не тревожили нас; однако от нас зависит то, чтобы они задерживались или, наоборот, не задерживались в нас, чтобы они приводили или не приводили в движение страсти.


Чревоугодие (Обжорство) (лат. Gula). Иероним Босх.

Эта миниатюра о чревоугодии. Бедно в комнате, очаг на полу, лохмотья... Казалось бы: вот он, главный грешник — ненасытный толстяк в центре но всё так просто. Все, все кто есть в комнате либо с пищей, либо с жаждой набить утробу, а значит — грешны.

Они были переведены в католических молитвах следующим образом:
Gula (обжорство)
Fornicatio (блуд, похоть)
Avaritia (алчность)
Tristitia (отчаяние)
Ira (гнев)
Acedia (уныние)
Vanagloria (тщеславие)
Superbia (гордыня)

Гордыня (Высокомерие) (лат. Superbia) Иероним Босх.

Кого видим? Женщину, занятую рассматриванием себя, любимой, в зеркале. Почти пряничный рисунок, правда? Только зеркало держит кто? А вот он — демон, и держит -  и в этой пряничной благости почти неразличим. Детали, детали, детали — их много, они важны у Босха.

В 590 году папа Григорий Великий пересмотрел список, сведя отчаяние к унынию, тщеславие к гордыне, добавив похоть и зависть, и убрав блуд. В результате получился следующий список, используемый и Папой Григорием I и Данте Алигьери в Божественной комедии:
luxuria (похоть)
gula (обжорство)
avaritia (алчность)
acedia (уныние)
ira (гнев)
invidia (зависть)
superbia (гордыня)
Концепция семи смертных грехов получила распространение после трудов Фомы Аквинского (XIII век). В XIV веке было создано мнемоническое правило SALIGIA, по первым буквам латинских названий грехов (superbia, avaritia, luxuria, invidia, gula, ira, acedia)

Блуд (Похоть)(лат. Luxuria). Иероним Босх.

Далее перед нами — похоть и сладострастие: две пары, занятые собой, их силятся развлечь некто вроде клоунов, надо понимать они сюда тоже попали неслучайно - нечего, понимаешь, бесовские пляски плясать.

В католической церкви к смертным грехам относятся:
Гордыня (Высокомерие) (лат. Superbia)
Зависть (лат. Invidia)
Чревоугодие (Обжорство) (лат. Gula)
Блуд (Похоть)(лат. Luxuria)
Гнев (Злоба) (лат. Ira)
Алчность (Жадность) (лат. Avaritia)
Уныние (Праздность) (лат. Acedia)

Уныние (Праздность) (лат. Acedia). Иероним Босх.

Лень и/или уныние показывает следующая сцена. Иллюстрация, на мой вкус, не очень понятная — монашка пытается воззвать к исполнению долга  обленившегося священника, а тот уснул, и кошка рядом с ним тоже спит. И никто не шелохнётся и ничего  не боится.

Смертный грех разрушает любовь в сердце человеческом тяжким нарушением Закона Божия; он отвращает человека от Бога… Смертный грех, нарушая в нас основной жизненный принцип, которым является любовь, вызывает необходимость новой инициативы милосердия Божия и обращения сердца, совершающегося обыкновенно в рамках таинства Примирения…

Смертный грех — это столь же радикальная возможность человеческой свободы, как сама любовь. Он влечет за собой потерю любви и лишение освящающей благодати, то есть состояния благодати. Если он не искуплен раскаянием и прощением Божиим, он влечет исключение из Царства Христа и вечную смерть в аду, ибо наша свобода властна выбирать навсегда и безвозвратно. — Катехизис Католической церкви.

Гнев (Злоба) (лат. Ira). Иероним Босх.

Православная святоотеческая традиция включает в список смертных грехов 8 греховных страстей:
чревоугодие,
прелюбодеяние,
сребролюбие,
гнев,
печаль,
уныние,
тщеславие,
гордыня.
Подробное рассмотрение данных страстей сделан святителем Игнатием (Брянчаниновым) в его сочинении «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями»

Алчность (Жадность) (лат. Avaritia). Иероним Босх.

Эта миниатюра — картинка суда, либо чиновник, принимающий решение. Тут уж всё ясно — алчность, ненасытность, жадность главный грех. Присмотреться — точно, один из просителей в «случайно» и невзначай повёрнутую ладонь кладёт монетку. Ну и за кем будет решение, есть сомнения?

Источник:http: ( в сокращении и дополнении)//www.liveinternet.ru/community/2281209/post127067250

Метки:

Оставьте комментарий!

Кузема вадим в прошлое билет чартер.
Состав команды real madrid реал мадрид - состав фк атлетико мадрид 2014.