Иероним Босх. Семь смертных грехов

Май 27th 2010 -

Семь смертных грехов и четыре последние вещи: 1475—1480, Прадо, Мадрид. Иероним Босх.

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус (собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken) (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец.

Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи  “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музее Прадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Около трёхсот лет картина висит в Эскориале (Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал), где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.

Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»(Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»(Второзаконие 32:20)

Смертный грех- так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души.

Вопреки распространённому заблуждению, концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.

В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку, всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32)

Центральная часть  — Всевидящее Око Божье, в зрачке которого — Христос, показывающий на раны, тем самым смотрящего

В этой картине практически нет случайных или ненужных деталей, всё взаимосвязано и подчинено некоей мысли — и ни прибавить, ни отнять. Как бог в центре всего мироздания и мира человека верующего, так и глаз этот — в центре картины.  «Cave, cave, Deus videt» — гласит надпись во втором круге:  «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Вот главная нравоучительная мысль, видимо раньше нравы были много проще, художник не скрывает её, ставит в центр, возвеличивая.  Впрочем, эта надпись — не последняя. На картине 2 штандарта, на которых - цитаты из текста Ветхого Завета (книга Второзакония 32:28-29 и 32: 20), лично мне показалось (не поленился, полез, нашёл перевод) — они поясняют: почему собственно нужно бояться. Сверху:

28 Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.
29 О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!

Снизу:

32:20 И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности.

В последнем центральном круге, самом широком и живописном, разделённом на семь секторов — по числу грехов, можно видеть жанровые сценки, иллюстрирующие каждую из греховных страстей. Даже в этой близости «греховного» круга к стилизованному Оку Божьему, есть своя мысль:  греховное — всегда на глазах у господа, всегда в центре его внимания, его не скрыть, не спрятать, за него отвечать. И было бы даже скучно, нравоучения и поучения — что хорошего, если бы не гротескные, полные грубоватого юмора житейские сценки, больше похожие на карикатуры — по одной на каждый грех и внизу, как и положено — подпись: с чем дело имеем.

Смерть (Death). Иероним Босх.

Вот умирающий. Смерть на пороге.  Ангел-хранитель — слева, за спиной. Рядом  —  священники, смею надеяться — врач.  Но зло всегда рядом, попирая смердящим  задом и святость (ангел) и благочестие и саму жизнь

Ад (Hell)(низ, левый угол). Иероним Босх.

Страшный суд (Last Judgement) (верх, правый угол). Иероним Босх.

Рай (Paradise)Небесные врата(низ, правый угол). Иероним Босх.

В Книге Притчей говорится:

Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
— глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, Притч 30:13
— сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
— лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. Притч 19:5
— Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; Притч 1:8; 23:22
навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Втор 6:8; Притч 3:3
— Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: Притч 3:23
— ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, Пс 118:105; 2Петр 1:19
— чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Притч 2:16;7:5; Сир 26:13

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.