google-site-verification: google21d08411ff346180.html Изгнание Адама. Проповедь архимандрита Ианнуария Ивлиева | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Изгнание Адама. Проповедь архимандрита Ианнуария Ивлиева

Март 5th 2011 -

Изгнание Адама. Проповедь архимандрита Ианнуария Ивлиева

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы, как чада Адама, его потомки, вместе с ним разделяем то бедствие, которое претерпел он. Будучи создан по образу Божию и помещенный в рай сладости, он утратил этот образ. Не совсем, но образ этот затмился из-за того, что он нарушил волю Божию, то есть совершил преступление против Бога. и вместо рая обрел вот ту землю, на которой мы теперь вынуждены жить. Земля, которая полна немилосердия, злобы, непрощения – всяческого зла. И каждый из нас это испытывает на собственной жизни ежедневно, ежечасно, если не ежесекундно.

Человек сохранил в себе остатки образа Божия, но вместе с тем погрузился вот в эту земную трясину греха, обретя звериный образ. И вот в нем, в его сердце, во всей его природе соседствуют два начала: богообразное начало и зверообразное, животное, чисто биологическое. И для того, чтобы продлевать эту биологическую жизнь, несчастную, кстати, человеку необходимо постоянно гасить чужую жизнь. И мы это знаем: для того чтобы жить, мы все вынуждены убивать. Вот такая наша земная реальность, которая, естественно, кончается и нашей собственной смертью. И так было бы всегда и во веки, — ибо человек не может уже сам изменить свою собственную природу, — если бы не милость и любовь Бога и Творца нашего, и если бы Господь Бог через крест Сына Своего не простил нас всех за все преступления против Него и против Его Божественной воли.

Бог крестом Сына Своего простил всех от Адама до самого последнего человека в земной истории, от младенца до старика, от святого до злодея – прощены все. Но означает ли это, что крест, как прощение, и воскресение Христово, которое открыло для нас дверь не просто в Адамов рай, но в Царство Божие, в Небо, означает ли все это, что это Царство мы получим автоматически через Божественное прощение?

Нет. Вспомним историю израильского народа. Ведь в этом мире все, как в маленькой капле росы отражается солнце и все небо, так и в жизни, и в Священном Писании, в каждом кусочке Священного Писания отражается все целиком: и Бог, и небо, и наша жизнь.

Вот вспомним историю израильского народа. Благодаря помощи Божией расступилось море, и он вышел из страны рабства, из Египта, и ему открылась дорога в землю обетованную, где по представлениям древнего Израиля должны были течь молочные реки сквозь кисельные берега. И что же произошло? Израилю открылся путь. Но путь-то этот он должен был пройти сам, никто его туда насильно не перенес, в эту землю обетованную. Путь этот вел через пустыню, по которой Израиль шел целых 40 лет. И никто из них не дошел до земли обетованной.

Так и нам, как уверяет нас блаженный апостол Павел, беря в качестве примера израильский народ, открыт путь в Царство Небесное, но насильно нас туда никто не перенесет. Мы должны собственными стопами и собственными усилиями идти туда. А для этого нам надо всячески исполнять волю Божию. И всячески возгревать в себе тот образ Христов, к которому призывает нас Господь Бог. И всячески подавлять в себе звериный образ.

А что значит обретать образ Христов, быть похожим на Христа?

Вспомним: Христос простил всех нас. на кресте были прощены все грехи всех людей. И вот для того, чтобы вступить на путь в Царствие Божие, нам надо хотя бы немного, хотя бы немного уподобиться этому подвигу прощения, который и открыл природе человеческой во Христе путь воскресения.

Простить других. Но это же не соответствует нашей земной, так называемой натуральной, естественной природе. В природе никто никому ничего не прощает. Разве вы видели, что какое-то животное испытывало к кому-то милосердие? Чтобы какой-то зверь кому-то, своему врагу, что-то простил? Этого не бывает. Это может быть только в людях, которые (?) в себе хранят хотя бы остатки образа Божия. Именно этот-то образ мы и должны в себе возгревать.

Поэтому Святая Церковь, указывая нам в качестве образа пути Израиля сквозь пустыню в течение 40 лет, указывая нам сорокадневный пост на этой земле, призывает нас всячески воздерживаться и преодолевать искушения, которые могут нас встречать на этом сорокадневном пути.

О, это конечно будет не очень трудный путь – это не путь Израиля через пустыню, но мы должны в себе хотя бы немножко возгревать те чувства, которые противоречат злому миру, окружающему нас. Если в мире царит убийство, смерть, взаимопоедение, борьба за жизнь, за место, за клочок под солнцем, то мы должны хотя бы немножко отказаться от этого через воздержание в пище, в мясной прежде всего, животной пище, потому что она свидетельствует об убийстве.

Мы должны понять, что и это нам исполнить трудно, что и в этом нам нужна помощь Божия, и поэтому мы должны всячески обращаться к Богу в эти дни с молитвой о помощи в нашем подвиге.

Но прежде всего, для того чтобы вступить на этот путь, нам надо постараться простить. И это очень трудно. Легко сказать: «прощаю», но очень трудно простить по-настоящему. И поэтому прощение невозможно тоже без помощи Божией. Но ведь Бог приветствует и наше намерение. А если наше намерение будет сопровождаться еще и молитвой, которую мы вот сейчас совершим в этом чине прощения, то тогда наши успехи, если не гарантированы, то во всяком случае облегчатся всячески.

Поэтому, дорогие отцы, братья, сестры, постарайтесь простить друг друга. Пусть сегодня вы это сделаете хотя бы формально, но в сердце своем сохраните желание простить. Простить долги всем и каждому, не мстить никому из своих врагов, насколько это возможно и насколько сил даст вам Бог. и если мы это сделаем, то мы с тем большей радостью воспримем тот образ Царствия Божия, того брачного пира, какой нам уготован после сорокадневного Великого Поста в праздник светлого Христова Воскресения. Аминь.

Комментариев к записи: 1 “Изгнание Адама. Проповедь архимандрита Ианнуария Ивлиева”


  1. Николай сказал:

    Добрый день, отец Ианнуарий!

    От всей души и чистого сердца спасибо Вам за Ваш сайт и Ваши проповеди. Простое, человеческое спасибо.

    С уважением, раб Божий Николай!