google-site-verification: google21d08411ff346180.html Рождество Христово | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Рождество Христово

Март 19th 2010 -

Рождество Христово.

Рождество Христово. Холст, масло. Владимир Боровиковский

Рождество Христово. Холст, масло.
Владимир Боровиковский (1757—1825).

В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи.
Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.

Рождество Христово.  Василий Шебуев

Рождество Христово.
Василий Шебуев (1777—1855).  Холст, масло.

Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.

Рождество Христово 1350 Бернардо Дадди.

Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус родился между 7—5 годами до н. э. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.

Новорожденный (Рождество Христово). Жорж де Латур

В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 г. н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период.Однако даты после 4 г. до н. э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 г. до н. э. (по другим данным, в 1 г. до н. э.). А во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод.

Молитвы:

Акафист Рождеству Христову

Молитва на Рождество Христово

Кондак, или песнь на Рождество Христово. Творение св. Романа Сладкопевца

Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки (Лк.2:8), что „были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего“, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада».

О Празднике:

Воскресенье перед Рождеством Христовым: благая весть

Встречаем Рождество правильно: 10 советов от епископа Ионы (Черепанова)

Ёлка Митрича

Иконография Рождества Христова. Е. Луковникова

Рождество Христово

Рождество Христово в Евангелии — и в истории

Гимн во славу Рождества: «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса и святочный рассказ Н.С. Лескова «Зверь»

[Рождение Иисуса]. Арабское евангелие детства Спасителя

Сказание о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Событие Рождества Христова и история Христианской Церкви до IV века

Традиция «Христопсомо» («Христов хлеб»)

Царские часы навечерия Рождества Христова

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей», хотя, например, иудейский царь Ирод отмечал день своего рождения).

Поэтому в первые годы существования христианства никто не интересовался датой рождения Христа.

Проповеди:

Бесѣда въ навечеріе Рождества Христова. Архіеп. Димитрій (Муретовъ)

Бесѣда на Божественное и спасительное Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа. Свт. Григорій Палама

Бесѣда на Рождество Христово. Свт. Григорій Неокесарійскій

Бесѣда на литургіи въ навечеріи Рождества Христова. Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій

Бесѣда на день Рождества Христова. Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій

Богомладенец. Протопресвитер Александр Шмеман

В навечерие Рождества Христова. Протоиерей Родион Путятин

В день Рождества Христова. Протоиерей Родион Путятин

Воплощение Сына Божия. Протоиерей Вячеслав Тулупов

О воплощении Христовом. Проповедь митрополита Антония Сурожского

Поученіе предъ праздникомъ Рождества Христова

Поученіе. Наканунѣ Рождества Христова

Поученіе. Рождество Господа нашего Іисуса Христа

Поученіе. Праздникъ Р. Христова. Второй день праздника

Проповедь на Рождество Христово. Священномученик Иларион (Троицкий)

Проповедь на Отдание праздника Рождества Христова протоиерея Георгия Полякова

Рѣчь на славленьи Христа у Ихъ Императорскихъ Величествъ, въ Императорскомъ Царскосельскомъ дворцѣ, 27 декабря 1907 года. Митр. Антоній (Вадковскій)

Рождество Христово. Виѳлеемъ спитъ!.. Кипріанъ (Соловьевъ), еп. Семипаланинскій

Рождественское посланіе 1951 года. Высокопреосвященнѣйшаго Ѳеодосія, Архіепископа Санъ Паульскаго и всея Бразиліи, Представителя Архіерейскаго Синода на Южную Америку

Рождественское посланіе 1951 года. Архіеп. Никонъ (Рклицкій)

Рождественское послание 2015 года. Митрополит Николай (Хадзиниколау)

Слово IV на Рождество Господне. Святитель Лев Великий

Слово V на Рождество Господне. Святитель Лев Великий

Слово въ день Рождества Христова. Архіеп. Василій (Лужинскій) († 1879 г.)

Слово о Рождествѣ Господа и Бога и Спаса нашего Ісуса Христа, въ томъ же и на іудея. Преп. Максимъ Грекъ

Слово въ день Рождества Христова. Архіеп Макарій Миролюбовъ

Слово на Рождество Христово. Святитель Иннокентий Херсонский

Слово Въ день Рождества Христова. Свт. Филаретъ, митр. Кіевскій

Слово на Рождество Христа Спасителя. Еп. Гавріилъ (Кикодзе) († 1896 г.)

Слово въ день Рождества Господа нашего Іисуса Христа. Прот. Ѳеодоръ Титовъ

Христос рождается; славьте! Святитель Григорий Богослов

Церковная проповѣдь на Рождество Христова. Свщмч. Іоаннъ Восторговъ

Рождественское послание Патриарха КИРИЛЛА. 2011 г.

Рождественское Послание Владимира, митрополита Киевского и всея Украины. 2012 г.

К Рождеству можно подходить лишь с верой. Афанасиос Мустакас, богослов

О лучшем способе празднования Рождества Христова, о молитве в ночь рождения Богомладенца, о том, как провести святки. Митрополит Антоний (Паканич)

Христос и глобализация. Архимандрит Георгий (Капсанис),

Отдание праздника Рождества Христова. Протоиерей Димитрий Смирнов

Гораздо важнее для первых христиан с вероучительной точки зрения был праздник Воскресения Христова, который ныне известен как Пасха. После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. По-видимому, единой даты Рождества не было, каждая община выбирала свою дату.

Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество, и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными праздниками.

Видео:

В ночь на рождество

Дары Волхов

Рождество Христово. Закон Божий, ч. 89

Рождество. Лето Господне

Рождество Христово. муз. и слова Синявского

В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января. Около 200 года Климент Александрийский упоминает о такой практике. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. Вероятно было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широкораспространенный в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чье рождение отмечали 25 декабря

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также древневосточные и восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который совпадает с современным григорианским календарем, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:

«Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.(Лк.2:4-7)»

Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе. В это время Сирией управлял Квириний (Лк.2:1-2). Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. «Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого — преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком» (Мф. 2, 11).

Волхвы, предание сохранило их имена: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8)).Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю. Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну; к тому времени Святое Семейство уже нашло приют в доме (или возможно в гостинице). (Мф.2:1-11)

Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода. (Мф.2:16).

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических источниках:
«Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида.

Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.

Первое упоминание 25 декабря, как даты Рождества содержится в римском альманахе середины IV в. На первом месте в списке епископов и мучеников указано: 25 декабря — родился Христос из Вифлеема Иудейского.

К дате Рождества привязана и дата празднования Благовещения: за 9 месяцев до Рождества — 25 марта.
Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. Праздник Рождества имеет пять дней предпразднства (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднства и завершается праздником Обрезания Господня. Канун, или день навечерия праздника, проводится в строгом посте и называется сочельником (сочевником); в этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу сочиво (сушеные хлебные зерна, размоченные водой).

В навечерие Рождества совершаются Царские Часы, Всенощное бдение начинается с великого Повечерия, на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог». Церковные песнопения, прославляющие Рождество Христово, были написаны Романом Сладкопевцем, Софронием и Андреем Иерусалимскими (7 век), Иоанном Дамаскином, Космой Маюмским, патриархом Германом (8 век) и другими.

Метки:

Комментарии закрыты.