google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святой Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святой Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец

Февраль 24th 2011 -

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЯТОГО

Святитель Алексий митрополит Московский

После многих трудов и великих добродетелей, пробыв 24 года на святительской кафедре, пася стадо Христово апостольски, совершив во славу Божию много знамений и чудес и достигнув честных седин, о которых Великий Василий сказал: «честна седина, постом украшенная», — святой «познал свое отхождение от мира сего». Он пригласил к себе сына своего духовного, Великого князя Димитрия и назидал его в последний раз своей духовной беседой, поучая на благочестие. «Сын мой, — говорил он ему, — вот я отхожу от жития сего, а тебе оставляю милость Божию, мир и благословение, также и сыну твоему, благоверному князю Василию, и всему потомству твоему до века». Он завещал и о теле своем, которое, по великому своему смиренномудрию, не повелел хоронить в церкви, а указал место для этого вне, за алтарем созданной им церкви в честь Чуда архистратига Михаила в Чудовом монастыре, где и проживал он нередко, подвизаясь в посте и молитве. Затем, совершив в последний раз Божественную литургию и причастившись святых Христовых Таин, он помолился о благочестивом Великом князе, обо всех благоверных князьях и боярах, о христолюбивом русском воинстве и обо всех православных христианах. Преподав всем мир и благословение и дав оказавшимся у него последнее целование, сам стал читать молитвы на исход души своей. Еще молитва была в устах его и руки были воздеты к небу, когда святая душа его стала отходить от тела, воздетая на небо, к желаемому Христу. Так преставился великий святитель от временного жития земного в вечность и пришел туда, куда отходят все святые. Это было 12 февраля 1378 года, в пятницу, во время утреннего пения. Всех лет жития его было восемьдесят пять*.

*По другим указаниям, он прожил всего 73 года; но это безразлично, ибо не в числе лет исчитывается мера возраста святых, а в совершенстве их духовной мудрости и святости. Для них седина есть – мудрость, а возраст старости – житие нескверное (Премудр. Сол. 4, 8:9).

Услышали о преставлении святого князья и вельможи, епископы и иноки, стеклись отовсюду, из разных сторон; все рыдали о лишении своем доброго пастыря и учителя. Пришел и Великий князь с детьми и двоюродным братом своим, и увидели, что лицо блаженного светится необычайным светом и нисколько не похоже на то, какое обыкновенно бывает у мертвых. Великий князь, вспомнив завещание святого о теле своем, чтобы не хоронить его в церкви, удивлялся его глубокому смирению и советовался об этом с епископами. Все рассудили о Господе, что не должно честное и святое тело его хоронить вне церкви, а следует положить его внутри. Так и сделали. Одели тело его как следовало и на одре понесли с надгробным пением в созданный им храм Чуда архистратига Михаила в Чудовом монастыре и там, в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы, предали погребению с подобающим песнопением. Великий князь своими руками опускал в могилу драгоценные останки своего любимого пастыря, отца и учителя. Епископы и пресвитеры, чувствуя свое сиротство, проливали обильные слезы о лишении такого первосвятителя. Народ оплакивал своего благодетеля и наставника, взывая: «Увы, какого наставника душам нашим и крепкого всегда поборника и промысленника мы лишились! О, святый отче Божий, ты, питавший нас всегда негиблющей пищей, не забудь и ныне рабов твоих и помяни нас во святых своих молитвах, как имеющий великое дерзновение пред Богом!»

ОБ ОБРЕТЕНИИ МОЩЕЙ СВЯТОГО И ДВУКРАТНОМ ПЕРЕНЕСЕНИИ ИХ

Когда благоволил Господь прославить угодника своего, святителя Алексия, чтобы не оставались под спудом и в неизвестности многоцелебные его мощи, но чтобы верные могли притекать к ним и получать от них пользу душевную и телесную, было о них такое промышление от Бога. В дни благочестивого Великого князя Василия Васильевича Темного, спустя 60 лет по преставлении святого, когда престол российской митрополии украшал благочестивый архипастырь Фотий, случилось так, что по особому некоторому таинственному промыслу, во время Божественной литургии обвалился от ветхости деревянный свод церкви Чуда архистратига Михаила, созданной самим святителем Алексием. При этом смотрением Божиим не только все бывшие в церкви остались невредимы, но и святые иконы все остались целы и даже прах не коснулся их. Великий князь повелел соорудить новую каменную церковь вместо деревянной и когда начали копать рвы для основания, то нашли мощи святителя Алексия совершенно невредимыми, и даже риз святого не коснулось тление.

Лишь только стало известно об обретении мощей святого, стеклось множество народа, пришел Великий князь, и все князья и вельможи собрались на это чудо. Митрополит Фотий с епископами и прочим духовенством начал совершать молебное пение, воздавая хвалы Богу и угоднику его, святому Алексию. Великий князь усердно благодарил Господа за явление такой благодати в его время, и все с благоговением прикладывались к святым мощам. После этого приложена была особенная забота о сооружении церкви, которая вскоре и была устроена трехэтажная, хотя и поменьше прежней, но также с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы с правой стороны. Когда новая церковь была окончена, в нее внесли мощи святителя Алексия с подобающим песнопением и поставили на правой стороне, в Благовещенском приделе. Все, приходящие с верой, получали от них различные исцеления, из которых одни известны, а другие остались в неизвестности и ведомы единому Богу. С тех пор установлено было празднование памяти святителя Алексия в день кончины его — 12-го февраля (по старому стилю — прим. ред.). Блаженный Питирим, впоследствии епископ Пермский и мученик, а в то время еще архимандрит, первый написал краткое житие святителя и украсил память его каноном. Когда же в первый раз пропели этот канон в Чудовом монастыре, сам святитель явился во сне одному из иеромонахов этой обители и благодарил за это, обещая, что и впредь обитель не оскудеет.

Много лет спустя, уже при Великом князе Иоанне Васильевиче и митрополите Геронтии, был в Чудовом монастыре настоятелем архимандрит Геннадий (с 1473 по 1485 г.), человек очень благорассудительный и сведущий в Святом Писании. Имея великую веру к святому чудотворцу Алексию, он по тайному вдохновению от Бога вознамерился построить в Чудове монастыре храм во имя самого святителя Алексия, что и исполнил за молитвы святого: он заложил каменную церковь, с обширной трапезой при ней и многими палатами вверху и внизу, для помещения братии. По окончании этой церкви в нее перенесены были мощи святителя Алексия из прежнего храма Чуда архистратига Михаила с большим торжеством.

Второе торжественное перенесение честных его мощей совершилось 20-го мая 1686 года, при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и Патриархе Всероссийском Иоакиме. Когда прежняя церковь, устроенная Геннадием, спустя двести лет пришла в ветхость, то бывший тогда настоятель Чудова монастыря архимандрит Адриан (впоследствии митрополит Казанский, а потом Патриарх Всероссийский) устроил новые две церкви; обе рядом, под одной кровлей: одну во имя святителя Алексия, а другую во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (вместо бывшего придела при Архангельской церкви, потом упраздненного). К обеим церквам пристроены были большие притворы или трапезы для помещения народа; входы же были сделаны снаружи, особый для мужчин — в Алексеевский храм, и особый для женщин — в Благовещенский, ради благочинного предстояния, чтобы приходящие на поклонение честным мощам мужчины и женщины благоговейно предстояли, каждый пол отдельно.

Для братии внутри того же здания устроена отдельная церковь во имя св. апостола Андрея Первозванного, дабы им можно было отдельно от приходящих слушать все церковные службы, особенно зимой. Далее с западной стороны была устроена братская трапеза, для вкушения пищи, и сделаны отдельные входы для братии в церкви и в трапезу изнутри монастыря, чтобы монашествующие отнюдь не сталкивались с мирянами, а внимали бы единому Богу и пеклись только о своем спасении. Такое устройство давало возможность иметь монастырские врата всегда затворенными, согласно преданию святых отцов и по чину монастырскому, чтобы не было безвременного входа в монастырь мирским, и сами монашествующее, пребывая в безмолвии, не выходили бы без времени за монастырские врата.

Когда церкви были окончены, в них перенесены были многоцелебные мощи святителя Алексия и поставлены в середине под аркой, разделяющей обе церкви. Сами цари, Иоанн и Петр, с ближайшими сановниками несли раку со святыми мощами на себе, в присутствии всего синклита, Патриарха и всего освященного собора, при многолюдном стечении народа. Святейший Патриарх сам освящал церковь святителя Алексия и совершил в ней первую Божественную литургию.

Текст сайта Комиссии по канонизации Нижегородской епархии

Pages: 1 2 3 4 5

Комментарии закрыты.