Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Ноябрь 20th 2016 -

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского — «кто как Бог») — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью.

Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 — 16).

Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трёх святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 — 95).

По воле Божией, Архистратиг перенёс пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключённому (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян ... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».

Собор архангелов и прочих сил бесплотных

Собор архангелов и прочих сил бесплотных
Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине. Конец XX в.
Икона «Собор архангелов» изображает хор — хор ангельских сил, воспевающих Христа. Небесное ангельское воинство выступает вперед со щитом, на котором изображен Спас-Эммануил. («Эммануил» значит «С нами Бог», так назван Мессия в пророчестве Исайи 7:14, так же именуется в иконографии образ Христа младенца или отрока). Ангелы высоко поднимают образ Спасителя, подобно тому, как в древности воины несли на щите и на копьях императора-триумфатора, вступающего в город с победой. На каждой Литургии звучит Херувимская песнь, в которой поется об этом же. И на каждой Литургии, предстоя Христу и славя имя Его, мы все уподобляемся этому небесному воинству: «иже херувимы, тайно образующе...» .

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Её явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях.

Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящён ему.

Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них — икона «Благословенное воинство» — написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины — князья русские — изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы:

Гавриил — крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26);

Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил — огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20);

Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16);

Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги;

Варахиил — раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий;

Иеремиил — возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

-Астратиг Михаил — попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

-Архангел Гавриила — с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой.

-Архангел Рафаил — держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

-Архангел Уриил — в поднятой правой руке — обнажённый меч на уровне груди, в опущенной левой руке — «пламень огненный».

-Архангел Селафиил — в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

-Архангел Иегудиил- в деснице (правой руке) держит золотой венец, в шуйце (левой руке) — бич из трёх красных (или черных) вервий.

-Архангел Варахиил — на его одежде множество розовых цветов.

-Архангел Иеремиил- держит в руке весы.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.