google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский

Август 6th 2010 -


Совершив молитву, Макарий пришел к братии и увещевал, чтобы они не скорбели и не роптали. Указывая на вред, происходящий от скорби и роптания, он возбуждал в них надежду на Господа Спасителя, Который избавил уже их от напрасной смерти и от варварского пленения. «Сего ради, — продолжал он, — не будем скорбеть и роптать, да не прогневаем своего Владыку и Благодетеля, но будем веровать и надеяться на Его милость; Он силен препитать и спасти всех верных рабов Своих». После такого молитвенного утешения отпущенный три дня назад дикий зверь чудесным образом явился среди путников уже не диким, а кротким. Взяв его без всякого усилия в руки, увидали, что его правое ухо отрезано. Чрез это уверились, что это тот самый зверь, который, по повелению наставника, был отпущен. Таким образом, предсказание Макария сбылось пред всей братией. С радостью они привели явившегося лося к своему молившемуся путеводителю как виновнику даров Божиих. Преподобный возрадовался вместе со спутниками и благословил употребить его в снедь. Заклав и приготовив на костре дикого зверя, путешественники насытились и воздали хвалу Богу за Его великое милосердие. В этом дивном событии Макарий, как воспевает святая Церковь, явился вторым Моисеем, «сотворив молитвами великое чудо и прекормив гладные люди до изобилия». После того, как все насытились, усердный к Богу молитвенник убеждал спутников, чтобы они впредь не скорбели о пище, но всецело уповали на Бога, Который даст им все нужное. И слово преподобного не осталось бесплодным. Продолжая путь с надеждой на Бога, они среди пустыни находили для себя посылаемую чудесным образом пищу. Иногда являлся пред ними с кротостью лось, иногда олень или другое животное. Путешественники брали их без всякого труда в руки и закалывали в снедь, с чувством благодарения Подателю всех благ. Неизвестно, все ли, шедшие с преподобным Макарием из Казани и Желтоводской обители, остались в живых. Только известно, что Бог постоянно хранил их от окружавшей смерти: от голода, жажды и диких зверей. А сами путешественники едва ли смогли бы уцелеть без такого кроткого, любвеобильного чудотворца, каким являл себя в продолжении всего пути преподобный Макарий. Во время путешествия преподобный заходил в Варнавину пустынь, где беседовал некоторое время с близким к нему сподвижником, преподобным Варнавой. Об этом, однако, ничего не сказано в предании, которое сохранило сведения о других многочисленных остановках, совершенных преподобным Макарием во время странствия со своими спутниками по лесу.

Спустя некоторое время по исшествии из разоренной обители, молитвами своего словесного пастыря освобожденные из плена странники достигли пределов галичской земли и приблизились к Унже. Город Унжа в то время был малочисленным. Не много жителей было и в окрестных местах. Впрочем, пришествие преподобного Макария не скрылось от верных христиан. Узнав в городе о приближении великого подвижника, благочестивые жители вышли к нему навстречу, желая насладиться его лицезрением. С радостью принимали его во всем городе, особенно когда услышали от спутников, что и пред татарами преподобный заслужил уважение и был отпущен вместе с другими пленниками, что его молитвами они были избавлены от голода и смерти. Услышав о великих подвигах преподобного, унженские жители прославили Бога и почли Его угодника достойной честью. Но Макарий, с малых лет избегая мирской славы, не захотел остаться в городе. Он стал искать безмолвного уединения, спрашивая о таком месте городских жителей. Ему указали на возвышенное, пустынное место, находящееся в 15 верстах от города, вниз по течению реки Унжи, на правом берегу. Одни из пришельцев поселились в городе, другие — в окрестных селах, а сам путеводитель Макарий осмотрел указанное место. Оно весьма понравилось пустынножителю. Избрав его для жительства, он водрузил здесь честной крест, устроил себе из окружавшего леса малую келию и водворился в ней. Подвизаясь в благочестивых трудах, в молитве, бдении и посте, пустынник в скором времени привлек к себе ищущих душевного спасения. Для собравшихся иноков трудами Макария в 1439 году была основана деревянная обитель, известная прежде под именем Макарьевой новой пустыни, а ныне Макарьевского Унженского монастыря. Здесь, в полугоре, на юго-западной стороне от монастырских зданий, выкопал он своими руками чудесно пробившийся кладезь, к которому благоговеют все приходящие в обитель и получают исцеление от своих недугов. В новоустроенной обители преподобный Макарий день и ночь трудился, воссылая Богу молитвы и благодарения. За святую жизнь на этом месте он удостоился особенной благодати Божией — дара чудотворения.

Из многочисленных известных чудес особенно примечательно одно.

Невдалеке от устроенной преподобным пустынником обители одна отроковица была слепа, и, кроме того, страдала от нападений дьявола. Ее отец по имени Феодор, бывший в Москве по торговым делам, искал лекарства для исцеления своей дочери. Но задумался о тщете человеческой помощи без покровительства Божия и вспомнил об Унженском подвижнике. Вернувшись из столицы, он решил свою единственную дочь привести к стопам Макария и просить его молитв о ее исцелении. В одно время с отцом явилось подобное благочестивое намерение о болящей дочери и у матери. Прибыв домой, Феодор рассказал супруге о своем обете, данном Богу в Москве, вспомнила и она о своем намерении. Из разговора выяснилось, что их желания относительно дочери совпали. Поэтому, не медля, приступили они к выполнению общего обета: вместе с больною дочерью отправились в пустынь к благочестивому подвижнику. Придя в его обитель, испросили у него благословение и поведали ему о дочери, страждущей слепотою и бесовским наваждением. Вслед за этим усердно просили Макария, чтобы он помолился об их дочери для ее исцеления. Смиренный пустынник отказывался, почитая себя недостойным грешником. Сердобольные родители продолжали просить Макария с большим усилием. Видя в них упование на Бога и усердие, он сказал, наконец, им в утешение: «Знайте, что Бог может спасти, если вера ваша явлена будет пред Ним. По вере вашей освободит Он дщерь от нападения дьявольского и глазной болезни». Между тем взял в руки честной крест и ознаменовал им больную отроковицу. Вслед за этим ее глаза прозрели, а вместе с прозрением она освободилась и от нападения дьявола. Исцеленная дочь возрадовалась с родителями радостью неизреченной. При выходе из Унженской обители все они воздали благодарение милосердному Богу и Его усердному молитвеннику.

Последние дни своей многотрудной жизни преподобный Макарий проводил в тех же подвигах, к которым привык с малых лет. Редко оставлял он Унженскую пустынь, и то не иначе, как по духовной нужде. Достигнув 95 лет, великий подвижник благочестия посетил город Унжу для спасительного наставления его жителей. Здесь маститый старец сделался нездоров. Кончина ему была известна. Отходя к Господу, он приобщился Святых Таин и заповедал, чтобы его тело было отнесено в устроенную и воз любленную им Унженскую обитель. Помолившись в последний раз Господу, он с одра смертной болезни прощался со всеми, завещав радость, мир и благословение. 25 июля 1444 года окончил свою земную жизнь преподобный Макарий, названный по двум знамен тым его обителям Желтоводским и Унженским чудотворцем. Всего он прожил 95 лет, из которых 83 года пребывал в монашестве. Когда преподобный скончался, великим Московским княжеством управлял тот же Василий Васильевич Темный, который помог ему устроить Желтоводскую обитель. По преставлении угодника Божия чудное благоухание распространилось повсюду, не только в городе, но и во всех окрестностях. Тотчас узнали, что преподобный Макарий отошел к Господу, пред Коим честна и самая смерть преподобных.

Со всех окрестных сторон стекалось к преставившемуся иноку множество народа. Все плакали неутешно о лишении такого подвижника, общего благодетеля и к Богу усердного молитвенника. По собственному завещанию преподобного его честное тело торжественно несли из города в пустынь со свечами и духовным пением. Кроме духовных лиц, народ с чувством сожаления провожал угодника Божия, следуя за ним 15 верст пути. На пути четыре раза останавливались с гробом, и на этих местах вскоре были поставлены часовни, в память прикосновения к ним святых мощей. В Унженской обители тело святого подвижника было погребено со всею подобающей честью. Как при перенесении, так и при погребении, совершались многие различные исцеления над пришедшими к нему с верой.

В скором времени после преставления преподобного Макария к его целебным мощам собралось немалое число пустынников. Над честными останками преподобного была поставлена деревянная церковь, а самой обители было дано имя: Макарьева новая пустынь — Унженский монастырь. Продолжая свое существование молитвами почившего в обители угодника Божия, обитель становится более известной с 1596 года, когда царь Федор Иоаннович, услышав о чудесах преподобного Макария, послал в неустроенный еще монастырь строителя из дворян — благочестивого инока Давида Хвостова. По просьбе этого строителя, основавшего соборную Троицкую деревянную церковь (1601), царь Василий Иоаннович пожаловал на устроение и содержание монастыря несколько деревень с разными угодьями. А в 1620 году царь Михаил Феодорович, приходивший в монастырь на поклонение преподобному Макарию сначала со своей матерью Марфой Иоанновной, а после со всем Синклитом, обогатил его щедрыми дарами. Несмотря на различные возобновления, строение в монастыре было все еще деревянное. Но с 1663 года при игумене Нафанаиле по случаю частых пожаров было начато каменное строительство. Сначала была устроена каменная Троицкая церковь. А в 1670 году, при игумене Никите, была заложена другая каменная церковь во имя преподобного Макария над его мощами.

Pages: 1 2 3 4 5 6

Комментарии закрыты.