Преподобная Елена Сербская, королева

Октябрь 16th 2015 -

Память 4/17 октября

По происхождению из французского королевского рода, приняв Православие, святая Елена вышла замуж за короля Стефана Уроша I Неманича, мать святых королей Стефана Драгутина (см. Феоктист, прп.) и Стефана Уроша II Милутина.

Год и место рождения Елены Анжуйской неизвестны. Происходила из знатной французской семьи, проживавшей, по всей видимости, в Италии, византийских владениях крестоносцев или в Венгрии и, возможно, находившейся в неустановленной степени родства с анжуйской королевской династией в Неаполе (ее представители короли Карл I и Карл II в переписке именовали Елену Анжуйскую«сестрой»), более конкретные данные о ее семействе отсутствуют (обзор мнений см.: Иларион (Руварац). 1934 год; Суботић. 1958 год; McDaniel. 1982/1983 год). Прозвище Анжуйская применительно к Елене Анжуйской употребляется в научной литературе с конца 50-х годов  XX века, начиная со статьи Г. Суботича.

Еелена Анжуйская получила хорошее образование, владела несколькими языками. Между 1250 и 1255 годами была выдана замуж в Сербию, родила 5 детей: Драгутина и Милутина, Стефана (могила в мон-ре Студеница) и 2 дочерей (одна умерла в младенчестве, судьба другой, Брнчи (Прнчи), неизв.).

На протяжении большей части жизни Елена Анжуйская сохраняла приверженность католической Церкви, была сторонницей церковной унии, к которой склоняла не только мужа и сыновей, но и своего свата (тестя Милутина) болгарского царя Георгия I Тертера (Jиречек. 1978 год. Књ. 1. С. 191; Флоря. 2007. С. 168-169). Состояла в переписке с Римскими папами, в 1303 г. передала свои владения под опеку Папского престола (Там же. С. 169). Основала францисканские мон-ри близ Бара и Котора, давала (вместе с сыновьями) пожалования бенедиктинским мон-рям св. Марии на мысу Ратац (к северо-западу от Бара), св. Николая и святых Сергия и Вакха на р. Бояне (там сохранились латинские надписи с именами Елены Анжуйской, Драгутина и Милутина) и католическими соборам Богоматери в Улцине и св. Стефана в Скадаре (ныне Шкодер, Албания) (Jиречек. 1978 год. Књ. 1. С. 265).

Известна своими добрыми делами: примирением междоусобных распрей, призрением сирот, богатыми вкладами в монастыри Святой Земли, Святой Горы, Синая и Сербии. Жизнь свою провела как добродетельная и богомудрая христианка. Она была умна и остроумна, в речах строга, но в сердце добра, набожна и изобильно щедра.

Поддерживала тесные связи с католическим патрициатом городов в Далмации. В переписке с одним из глав («кнезом») администрации Дубровника она именовала адресата Марина Будуария «возлюбленным сыном и кумом кралевства ми», а узы «посестринства по св. Иоанну Предтече» с 1285 году связывали ее с представительницей дубровникской аристократической семьи Бусиньоло (Там же. Књ. 2. С. 280-281). Совместно с мужем Елена Анжуйская дала жалованную грамоту (позднее подтвержденную Милутином) барскому семейству Жаретичей, несколько представителей которого были местными католическими архиепископами.

Позднее вместе с сыном Милутином Елена Анжуйская пожаловала г. Котору близлежащую жупу Грбаль. Правителем ее канцелярии и посланником при папском дворе был католический архидиак. Петр Жаретич из Бара (в 1301—1307 годы Барский архиепископ) (Там же. С. 27, 75-77). В то же время королева покровительствовала правосл. Церкви и находилась в добрых отношениях с предстоятелями Сербской Церкви архиеп. св. Иоанникием I и особенно с Даниилом II (в бытность последнего монахом и епископом). Согласно Житию, она переписывалась с отшельниками на Афоне, на Синае, в Иерусалиме и в Раифе. Получив власть (1276 год), старший сын Елены Анжуйской кор. Драгутин выделил ей обширный удел, включавший Зету, Требине, земли от Дубровника до Скадара (резиденцией Елены Анжуйской в это время был г. Скадар).

После смерти в 1279 году архиеп. Иоанникия Елена Анжуйская участвовала в перенесении его мощей в монастырь Сопочани. Приняла монашеский постриг с именем Елисавета в церкви св. Николая в Скадаре (около 1284? года) с сохранением мирского имени, вероятно по католическому обряду. В 1309 году младший сын Елены Анжуйской кор. Милутин отобрал у матери удел в Приморье и взамен дал земли в материковой части страны. Новый двор Елены Анжуйской располагался в Брняке, на р. Ибар. Согласно Житию, здесь активно велась переписка книг, была создана школа-приют для девочек из бедных семей и сирот, которых королева снабжала богатым приданым.

Елена Анжуйская была 1-й женщиной в средневековой Сербии, построившей себе «задужбину» — монастырь Градац. Приглашенные ею западного мастера (вероятно, из Прованса) воздвигли монастырский собор в переходном от романского к готическому стиле, поэтому с именем Елены Анжуйской связывают распространение влияния французской готики в сербском церковном зодчестве (прежде всего в архитектурном декоре). Возведенные и обновленные ею монастыри были выведены из-под власти епархиальных архиереев, она назначала в них игуменов, а после ее смерти это делали ее потомки.

После смерти своего супруга, блаженная Елена всю себя посвятила подвигам благочестия: благотворила сиротам; жертвовала на монастыри и строила новые церкви; заботилась о любви и согласии своих сыновей, заботилась о защите и просвещении своего народа, в страхе Божием всегда пребывала.

«Сокрушенной душой и смиренным сердцем непрестанно молитвы свои Богу возносила», говорит составитель жития ее и сыновей ее, Святой архиепископ Данило II.

Своими трудами и имением она построила дивную задушбину* свою – монастырь Градац на Ибаре и освятила его в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она также своими трудами создала школу и приют для девочек-сирот в своем замке в Брняцах (на реке Ибар).

Святая Елена со своими сыновьями восстановили также и монастырь святых мучеников Сергия и Вакха на реке Боян в Скадре.

Перед смертью в глубокой старости, боголюбивая королева приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Монашество она приняла в церкви Святителя Николая в Скадре, которую она построила и украсила. Королева Елена удостоилась самого высокого монашеского звания – великой схимы. На сегодняшний день от церкви остались только руины в старом городе Скадар, в южной части Скадарского озера.

Последние дни жизни блаженная Елена провела в своем царском дворе в Брняцах. Народное почитание и любовь, которые имела святая королева, видно из описания ее смерти и погребения.

Чувствуя свое приближение к концу жизни, она призвала в Брняц наиболее известных монахов и вельмож своей страны. Отовсюду стекались монахи и подданные, а также нищие и странные, хромые и слепые, те, для кого она была хранительницей. Собрался собор земли сербской на ее славном дворе в Брняцах.

Святая Елена, помолившись Господу за всю державу своего отечества, всем, от малых до великих, даровала благословение. После этого, осенив себя крестным знамением, сказала:

«Отче! в руки Твои предаю дух мой».

Так, в глубокой старости, упокоилась святая Елена 8 февраля 1314 года.

Епископы взяли тело блаженной Елены и с надгробными песнопениями перенесли в обитель Градац, в приготовленную ею гробницу. На погребении присутствовали ее сын, святой король Стефан Милутин, архиепископ Сербский Савва III из Печ, епископ Баньский Данило, епископ Рашский Павел, клир Сербской Церкви, целый собор подданных, и бесчисленное множество нищих и убогих, которых милостивая королева питала и одевала.

Спустя три года после погребения, она явилась во сне одному избранному монаху и повелела взять тело ее из земли. Для открытия гробницы в монастырь прибыл епископ Рашский Павел, которого святая Елена почитала как родного отца.

Был созван весь собор ее отечества. После молитвы над гробом блаженной, когда отворили гробницу, то нашли тело ее лежащим в росе, целым и невредимым. Тогда едиными устами вознесли хвалу Богу Вседержителю. Это было доказательством того, что она удостоилась от Господа большой благодати. Епископ Павел с молитвами и песнопениями взял мощи святой из гробницы и положил в особый ковчег, установленный перед иконостасом, под иконой Христа.

С того дня, с 30 октября 1317 года (12 ноября по новому стилю), благочестивая королева Елена стала почитаться как святая и была причислена Сербской Православной Церковью к лику святых.

Мощи святой Елены Сербской находились в градацкой церкви до начала семнадцатого века, когда, перед турецким вторжением, монахи покинули обитель и монастырь опустел. Во второй половине 18 века, иеромонах Софроние, игумен монастыря Савина, оковал в серебро часть мощей — руку царицы Елены и положил святыню в монастыре Савина. Этот старейший сербский монастырь основан в 11 веке святым Саввой Сербским. Монастырь расположен в Черногории, недалеко от города Герцег-Нови.

С именем Елены Анжуйской связан чудотворный крест, вложенный ею в монастырь Сопочани. Предполагается, что крест находился в мон-ре до 30-х годов XV века, а потом был перенесен деспотом Георгием (Гюргом) Бранковичем (см. ст. Бранковичи) в Венгрию, откуда попал в Вену, где хранился среди дворцовых реликвий Габсбургов. В XVIII веке частицами этого креста одаривали новорожденных принцев и принцесс, к-рые носили их в шелковых мешочках на шее (Там же. C. 87-88).

Центром почитания Елены Анжуйской является монастырь Градац, празднование совершается в день памяти св. равноапостольных Константина и Елены (21 мая). Окрестные жители часто именуют монастырь и его собор «Света Ела». Посвящения храмов Елены Монжуйской неизвестны. Свидетельства ее почитания за пределами Сербии отсутствуют.

Молитвами Святой Елены и ее сыновей, Святых Драгутина и Милутина, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Комментарии закрыты.