google-site-verification: google21d08411ff346180.html Праведный Симеон Верхотурский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Праведный Симеон Верхотурский

Сентябрь 24th 2010 -

Симеон Верхотурский чудотворец Урал, XIX век

Святой Симеон Верхотурский чудотворец
Урал, XIX век

Симеон Верхотурский (Симеон Меркушинский; ок. 1607—1642) — святой Русской православной церкви, почитается в лике праведных.

Память совершается (по юлианскому календарю): 18 декабря (день прославления), 12 сентября (первое перенесение мощей), 12 мая (второе перенесение мощей) и 10 июня (Собор Сибирских святых).

Сведения о жизни Симеона очень краткие и известны только из его жития, составленному в конце XVII века на основе рассказов его современников. Согласно житию, Симеон имел дворянское происхождение, но оставив дом пришёл в Сибирь, где вёл жизнь странника, скрывал своё происхождение.

Большую часть жизни в Сибири провёл в селе Меркушино (около 53 км. от Верхотурья) и его окрестностях. В селе посещал местную деревянную церковь святого Архангела Михаила. В десяти верстах от Меркушино на берегу реки Туры Симеон летом уединялся для молитвы, добывая себе пропитание рыбной ловлей.

Зимой он занимался пошивом шуб для крестьян в сёлах Верхотурского уезда. Отличался нестяжанием и чтобы не получать платы, он оставлял одежду недошитой и уходил из села.

Вёл проповедь христианства среди вогулов. Скончался в Меркушине в 1642 году и был похоронен на кладбище при церкви.

В 1692 году гроб Симеона поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки. Местные жители расценили это как признак святости умершего, но его имя вспомнить не смогли. После этого появляются сообщения о чудесных исцелениях, связанных с Симеоном (в основном исцеление кожных заболеваний с помощью земли из могилы святого). В 1693 году в Меркушино Сибирским архиереем был направлен клирик Матфей для изучения сообщений о чудесах. Он сделал сообщение митрополиту и дал указание построить над могилой небольшой голбец.

18 декабря 1694 года по указанию митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия игуменом Далматовского монастыря Исааком с прочими клириками было совершено освидетельствование мощей и опрос о имевших место исцелениях. На следующий день в Мекрушино прибыл сам митрополит, но выслушав донесение Исаака, что «в гробе нашли совершенно целое тело, исключая истлевших пальцев у одной руки и платья, и что при свидетельствовании они ощутили от тела благовонный запах», отнёсся к данному факту скептически. Житие сообщает, что после этого у митрополита заболел глаз и он, решив что это кара за его сомнение, сам освидетельствовал мощи. В гробе, поднятом из могилы были найдены костные останки плотно покрытые плотью и истлевшая одежда. Игнатий объявил их нетленными, а затем, по сообщению жития, во сне получил откровение об имени святого и повелел именовать его новоявленным угодником Божим праведным Симеоном.

12 сентября 1704 года мощи Симеона из Меркушено с разрешения митрополита Филофея (Лещинского) были перенесены в Николаевский монастырь города Верхотурье где их поместили в монастырской церкви у правого клироса. С перенесением мощей предание связывает чудесную остановку крестного хода по молитве хромого юродивого Космы, желавшего отдохнуть. В 1716 году церковь была уничтожена при пожаре, но рака с мощами не пострадала. В 1838 году после восстановления храма её установили в приделе Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который в 1863 году был переименован во имя святого праведного Симеона Верхотурского. Почитали и место погребения Симеона в селе Меркушине из которого забил родник. Над ним в 1808 году вместо деревянной часовни возвели новую каменную.

Мощи святого привлекали в монастырь многочисленных паломников число которых в начале XX века достигало 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 8-10 тысяч человек... 27 мая мощи Симеона Верхотурского были торжественно перенесены из Николаевского храма в Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря.

25 сентября 1920 года в день памяти Симеона Верхотурского в монастыре собралось до 15 тысяч паломников и в этот день в рамках советской антирелигиозной компании состоялось вскрытие раки с мощами праведного Симеона. В ходе вскрытия толпа верующих была взволнована и её успокоил архимандрит Ксенофонт, который объяснил верующим, что вскрытие мощей не нарушит их святость, и вместе с братией вынес раку из церкви, открыл её и выложил мощи на стол. Через два часа после этого было получено разрешение вернуть мощи на прежнее место, но драгоценную раку изъяли в пользу голодающих. 2 июня 1924 года мощи обследовала комиссия облздравотдела и, найдя обряд приложения к мощам негигиеничным, опечатала гроб и строго ограничила к нему доступ. 30 мая 1929 года мощи изъяли из монастыря и передали в Тагильский музей для антирелигиозной работы.

Мощи в конце 1935 года передали в Уральский антирелигиозный музей, располагавший в Екатеринбурге в Ипатьевском доме. После расформирования фондов музея 7 октября 1946 года мощи Симеона передали в запасники Областного краеведческого музея. 29 сентября 1947 года Товия (Остроумов), епископ Свердловский и Челябинский, обратился с письмом к уполномоченному по делам религии по Свердловской области В. Н. Смирнову с просьбой о возвращении церкви мощей праведного Симеона, которое осталось без ответа.

11 апреля 1989 года их вернули Русской православной церкви и поместили в свердловском храме Спаса Всемилостивого. 25 сентября 1992 года их перенесли в Верхотурский Николаевский монастырь в отреставрированный и вновь освящённый Крестовоздвиженский собор.

Комментарии закрыты.