Праведный Симеон Верхотурский

Сентябрь 24th 2010 -

Вот некоторые случаи этих исцелений.

У нерчинского воеводы Антония Савелова был слуга по имени Григорий. Он впал в расслабление, так что не мог ни ходить, ни работать. Воевода отправился в Нерчинск, взяв с собой и Григория. Дорогой больной почувствовал себя еще более слабым. Путь в Нерчинск между прочим лежал через Верхотурье. Когда путники прибыли в этот город, то Григорий узнал от тамошних жителей, что в Меркушино явились мощи праведного человека и что от тех мощей люди получают избавление от различных скорбей и болезней. Несчастный Григорий попросил у своего господина позволения съездить в Меркушино ко гробу праведника, и Антоний позволил ему сделать это. Не теряя ни минуты, больной отправился и вскоре прибыл к меркушинскому храму; в этом храме по просьбе Григория был отслужен молебен Архангелу Михаилу, по окончании которого больного отнесли к гробу новоявленного праведника, где совершена была панихида. Во время этих служб Григорий пламенно, усердно просил Архангела и новоявленного угодника Божия помочь в горе – исцелить болезнь его. По совершении панихиды Григорий, взяв с гроба неизвестного святого немного земли, обтер ею свои руки, ноги и другие члены тела и тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым. Он встал и начал ходить, как будто никогда не страдал болезнью ног.

У сибирского воеводы Андрея Феодоровича Нарышкина заболел глазами слуга Илья Головачев. Головачев обращался ко многим врачам, но они никакого облегчения его болезни произвести не могли, напротив, они все более и более усиливалась. Глаза Ильи наполнились кровью, на них наросло дикое мясо, так что больной не мог переносить света. Исцеленный праведным Симеоном слуга Савелова Григорий был знаком с Головачевым. Посещая последнего, Григорий предложил попросить помощи у новоявленного чудотворца и принес немного земли от его гроба. Больной отслужил в память праведного панихиду и привязал к глазам принесенную с гроба землю. Ночью Илья пробудился от сна и почувствовал, что из глаз его вытекает какая-то густая мокрота. Когда он снял повязку с землею, то с нею вместе отвалилось и дикое мясо, бывшее причиною болезни. Вскоре после этого глаза Ильи окончательно стали здоровы.

Дочь упомянутого воеводы Нарышкина около этого времени также сделалась больна глазами и обратилась за помощью к новоявленному праведнику. Она землею, взятою от его гроба, помазала свои глаза и получила исцеление.

В 1693 году прибыл в Меркушино посланный Тобольским митрополитом для обозрения епархии клирик Матфий. Он осмотрел гроб с мощами праведника и донес об этом преосвященному митрополиту Тобольскому Игнатию, а меркушинскому священнику приказал поставить над гробом малый срубец, или надгробницу, что и было исполнено.

Исцеления от мощей новоявленного меркушинского праведника продолжались. В следующем, 1694, году в Верхотурье заболел некто Иван Григорьевич, казак, занимавший должность пушкаря. Он страдал всеобщим расслаблением. Болезнь до того усилилась, что близкие с часу на час ждали его смерти. Раз во время сне больной услыхал, что кто-то ему говорит: «Иван, пошли в село Меркушино попросить священника тамошней церкви, чтобы он отслужил молебен святому Архистратигу Божию Михаилу, а у восходящего гроба – панихиду и здрав будешь!» Проснувшись, страдалец тотчас же послал в Меркушино сына своего Стефана исполнить веление таинственного голоса. И когда были совершены молебен и панихида, больной тотчас же почувствовал себя здоровым. Спустя неделю казак сам отправился в Меркушино, снова отслужил там молебен и панихиду, обтер свое тело землею с гроба праведника и почувствовал себя таким здоровым, как будто никогда не хворал.

У исцеленного казака заболела 15-тилетняя дочь. Все лицо ее покрылось струпьями. Тогда он отвез больную в Меркушино, отслужил там над гробом угодника Божия панихиду и отер лицо дочери землею, взятою из могилы. Последняя тотчас же получила исцеление: лицо ее приобрело прежний здоровый вид. Это было в 1694 году.

В 1695 году произошло новое чудо от мощей новоявленного меркушиеского праведника. У верхотурского воеводы Циклера был слуга Петр. Этот Петр раз объезжал коня. Конь взбесился, понес его и сбросил. Несчастный слуга при падении на землю разбил кость на ноге, так что нога его страшно опухла. Тогда Петр решился обратиться за помощью к новоявленному меркушинскому угоднику. Он прибыл в Меркушино, отслужил там молебен Архангелу Михаилу и панихиду перед мощами праведника, взял земли от его гроба и потер ею по всей больной ноге. Болезнь тотчас же исчезла, и нога его стала совершенно здорова.

В том же 1695 году Тобольскому митрополиту Игнатию пришлось отправиться в Верхотурье на освящение тамошнего соборного храма. Путь лежал через село Меркушино. Не доехав до него семи верст, Игнатий со своими спутниками остановился в селении Караульном. Тут игумен Далматовской обители Исаак доложил преосвященному, что в Меркушино восходит из земли гроб праведника, предложил Владыке самому освидетельствовать этот гроб и дать о нем свое заключение. Выслушав это, Игнатий утром 18 декабря послал в Меркушино игумена Иоанна, иерея Иосифа, диакона Петра и иеродиакона Василида. Отправляя этих священнослужителей, Владыка приказал им открыть гроб и тщательно осмотреть останки, в нем погребенные. По совершении утрени митрополит и сам поехал в Меркушино. Между тем игумен Исаак со своими спутниками освидетельствовали гроб; когда приехал митрополит, о. Исаак донес ему, что он и другие посланные при открытии восходящего гроба почувствовали благоухание и увидели в самом гробе погребенное тело христианина, коего голова, грудь, руки, ребра, стан, ноги – все в целости, кожа прильнула к костям и только немного обратилась в персть.

Отслужив Литургию, митрополит Игнатий, в сопровождении архимандрита Сергия, игумена Исаака и других находившихся там священников и диаконов, торжественным шествием отправился к гробу праведника. Это было того же 18 декабря 1695 года. Освидетельствовав святые мощи, митрополит нашел то же самое, что докладывал ему игумен Исаак, а именно: плоть и кости праведника были совершенно целы, кожа прильнула к костям, истлела только некоторая часть перстов, не сохранились погребальные одежды, сам же гроб оказался целым и твердым. Тогда Владыка окончательно убедился, что в сем гробе почивают останки действительно праведного человека. Указуя на святые мощи, преосвященный произнес: «Это, точно, некоторый новый святой, как Алексий или Иона, митрополиты российские, или чудотворец Сергий Радонежский, поелику такого же, как и эти святые чудотворцы, сподобился от Бога нетления!» После этого над гробом праведника совершена была лития, по окончании которой гроб закрыли крышкой и засыпали земляным слоем толщиной в четверть аршина.

После сего митрополит Игнатий подошел к собравшемуся народу и спросил, не знает ли кто имя погребенного здесь праведника, а также житие его. Тут выступил один семидесятилетний старец Афанасий и сказал о праведнике следующее: «Житие его было доброе, и муж добродетельный, из российских городов отечество его, и дворянской породы, пришельцем странствовал в Верхотурском уезде; ремесло же его было шитье портное и шубы с нашивками хамьянными, или ирхами; притом послушлив и услужлив, и к Богу прилежен, и в церковь на молитву и службу Божию в обыкновенное время ходил, болен же был чревом, а имени его сказать не упомню…» Выслушав это, Игнатий предложил собравшемуся народу усердно молить Господа, дабы Он открыл имя новоявленного праведника, обещаясь, что и сам будет возносить моления о том же. Вслед за сим он отправился в Верхотурье. Дорогою Игнатий не переставал молить Господа об открытии имени праведника, и Господь услышал его молитву. Отъехав верст на семь от Меркушино, владыка заснул и увидел такой сон: стоит пред ним множество народа, и все рассуждают об имени святого праведника. «Симеоном зовут его! Симеоном зови его!» От этих слов митрополит проснулся и в великой радости и умилении продолжал путь, размышляя о значении сновидения. В Верхотурье митрополита встречали почетные лица города и множество народа. Игнатий остановился в Николаевском монастыре и тут рассказал свой сон архимандритам Сергию и Александру и игумену Исааку. Выслушав рассказ иерарха, настоятели пришли к тому заключению, что видение сие есть Божие откровение. С их взглядом согласился и сам владыка и повелел именовать новоявленного угодника Божия Симеоном.

Совершивши освящение соборного храма в Верхотурье, митрополит Игнатий отправился обратно в Тобольск и по пути снова заехал в село Меркушино в сопровождении многих как духовных, так и светских высокопоставленных лиц. Тут преосвященный снова освидетельствовал мощи праведного Симеона, «радостнаго ради зрения», как он сам говорил. Он, а за ним и все присутствовавшие с благоговением лобызали эти мощи, причем воевода Циклер заметил, что они подобны нетленным мощам Киево-Печерских святых.

В тоже время меркушинский священник Иоанн доложил владыке Игнатию о следующем знаменательном сновидении, каковое он удостоился видеть за день до прибытия владыки в село. Вечером отец Иоанн заснул и увидел во сне, будто он находится в церкви и служит литию пред гробом праведника. Когда же он стал недоумевать, как поминать праведника, то вдруг услыхал чудесный голос: «Почто недоумеваешь? Поминай его Симеоном!» Как сам владыка, так и все присутствовавшие это видение Иоанна признали новым откровением свыше об имени новоявленного угодника Божия.

После описанных событий мощи праведного Симеона прославились целым рядом новых чудотворений и исцелений. Упомянем об одном из них.

В Верхотурском соборном храме в то время священником было некто Павел Иванович Праведников. Этот иерей стал вести нетрезвую жизнь, повинен был и в иных грехах. Чтобы исправиться, отец Павел начал молиться праведному Симеону, дабы он послал ему силу и крепость оставить пагубную страсть и начать новую добродетельную, соответствующую иерейскому сану жизнь. Его молитва была услышана праведником. Однажды, когда отец Павел молился, святой Симеон явился ему видимым образом. Он начал укорять иерея за нетрезвую, не соответствующую его сану жизнь. Несчастный пришел в неописанный страх, стал просить у праведника помилования и облегчения своего недуга, обещаясь более не пить вина.

— Кто будет за тебя порукою? – возразил Симеон.

— Святой Крест! – ответил иерей, указывая на стоявшее вблизи распятие.

Отец Павел вскоре совершенно избавился от своей страсти и до конца жизни проводил трезвенную, добродетельную и богоугодную жизнь. Он всегда помнил о том благодеянии, какое оказал ему праведный Симеон, избавив от душевных и телесных недугов.

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.