Праведный Симеон Верхотурский

Сентябрь 24th 2010 -

Нетление мощей праведного Симеона и обилие проистекавших от них чудотворений убедили меркушинцев, а также и окрестных жителей в праведности и святости человека, погребенного в чудесно вышедшем из-под земли гробе. Все с глубоким благоговением и уважением относились к этим нетленным останкам. Такое всеобщее почитание побудило некоторых благочестивых людей перенести мощи праведного в другое, более подходящее место, дабы тем самым еще более возвеличить новоявленного угодника Божия. Несколько верхотурских граждан желали перенести мощи в свой город, но различные обстоятельства догое время не позволяли осуществить это намерение. Одним из главных препятствий было продолжительное отсутствие в Сибири митрополита, у которого надо было испросить благословение на это благое дело. В 1688 году митрополит Игнатий удалился в Москву на покой, а на его место назначен был святитель Димитрий, который, вследствие болезни, не мог выезжать из Москвы и ни разу не побывал в Сибири, а в 1702 году переведен был в город Ростов. На место Димитрия митрополитом Тобольским назначили наместника брянского Свенского монастыря Филофея (Лещинского), но и тот, за дальностью расстояния, не скоро прибыл в свою епархию. Когда же преосвященных Филофей приехал в Тобольск, к нему тотчас же явились Верхотурский воевода Алексей Иванович Калетин и таможенный голова Петр Худяков. От лица верхотурских граждан они просили разрешения перенести мощи праведного Симеона из села Меркушино в Верхотурье. Владыка одобрил из благое намерение и благословил перенести мощи в Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь.

Перенесение назначено было на 8 сентября 1704 года, но стоявшая тогда ненастная погода побудила отложить это торжество до более благоприятного времени. Состоялось оно 12 сентября, когда небо очистилось от дождевых туч и наступила хорошая погода.

В Меркушино в первых числах сентября прибыл архимандрит Израиль, дабы переложить мощи праведного в новый гроб – раку – и распорядиться порядком перенесения. Рака к прибытию архимандрита Израиля было уже готова. Ее сделали из кедрового дерева в форме большого ящика с выдвижною крышкой. Снаружи рака была украшена резьбой, а внутри обложена кожей и лебяжьим пухом.

Архимандрит Израиль благоговейно переложил мощи праведника в новую раку и послал сообщение об этом в город Верхотурье. Верхотурское духовенство и граждане, получив это известие, взяли святые иконы и крестным ходом отправились в село Меркушино за мощами праведного Симеона. Прибыв на место, верхотурцы подняли раку со святыми мощами и торжественно понесли ее в свой город, в сопровождении архимандрита и многочисленного духовенства. Это было, как уже сказано, 12 сентября 1704 года.

Торжественное шествие, прибыв в Верхотурье, направилось в местный монастырь, и там, в деревянном храме Покрова Пресвятыя Богородицы, поставили мощи праведного. Впрочем, вскоре святые мощи из Покровского храма перенесли в церковь святителя Николая. Старый гроб, в котором был похоронен праведный Симеон, оставили в селе Меркушино, в тамошней церкви (к великому сожалению, в прошлом столетии церковь эта сгорела, а вместе с ней – и гроб праведника).

С того времени и стали именовать праведного Симеона «Верхотурским», а в память торжественного перенесения мощей установлено было ежегодно 12 сентября совершать церковное празднование.

Служба праведному Симеону отправлялась сначала по общей минее, но в 1862 году была составлена особая служба, которая и поныне дважды в год совершается в Верхотурском мужском монастыре: в день прославления праведника и в память перенесения его мощей.

Благодаря многочисленности чудесных исцелений, истекавших от мощей праведного Симеона Верхотурского, молва об этом угоднике Божием все более и более распространялась. Имя его стало известно и далеко за пределами Верхотурья. Множество богомольцев стекалось в Николаевский монастырь для поклонения святым останкам праведника и для того, чтобы внести свой посильный вклад в пользу обители.

В 1798 году титулярный советник Алексей Феодорович Турчанинов с супругою Фелицатою Стефановной пожелали соорудить для мощей праведного Симеона новую, более ценную раку. По их заказу на Троицком Соликамском заводе изготовили медную раку с крышкою. В некоторых местах она была посеребрена, украшена резьбою и пятью клеймами, в которых вычеканены были различные надписи: даты явления святых мощей и их перенесения, имя Государя, в царствование которого совершилось перенесение, а также имя Верхотурского градоначальника того времени и имена соорудителей раки. Мощи праведного Симеона в том же самом кедровом гробе, в котором они перенесены были из Меркушино, положили в новую раку и оставили на прежнем месте. А находились они на возвышенном, с двумя ступенями, помосте, под аркою, особо устроенной в стене, которая отделяла Николаевский храм от Симеоно-Аннинского придела.

В 1808 году ирбитский купец Михаил Шестаков пожертвовал в верхотурский монастырь новую серебряную водосвятную чашу со следующей надписью: «В город Верхотурье, в обитель, в Николаевский монастырь праведному Симеону, Верхотурскому чудотворцу, приносится в дар от ирбитского степенного купца Михаила Шестакова и супруги его Иустиании, бездетных. 1808 января 30 дня».

Теперь обратим внимание благочестивого читателя на то, что сталось с могилою праведного Симеона в селе Меркушино после перенесения оттуда его мощей.

Над могилой этою долго стояла деревянная часовня, которая наконец пришла в ветхость. Тогда верхотурский житель Феодор Курбатов в 1808 году подал духовному начальству прошение о дозволении построить ему на месте упомянутой деревянной часовни каменную. Епископ Пермский Иустин удовлетворил его просьбу, и вскоре на месте обретения мощей праведного Симеона Курбатов выстроил каменную часовню с железною кровлею. Сверху водружен был святой крест, а в самой часовне, в восточной стороне, устроен приличный иконостас с несколькими иконами.

Из могилы праведника истекает источник чистой воды. Находясь в сосуде, она в течение нескольких лет не подвергается никакой порче. Множество богомольцев посещают это святое место, служат молебны, берут с собою немного земли с могилы праведника, а также и воду из источника. Земля и вода эти часто проявляют свою чудодейственную силу и исцеляют различные недуги. В подтверждение сего приведем следующей случай.

Этот же протоиерей отец Иоанн писал, что две женщины, жительницы города Екатеринбурга, страдали одним горестным недугом, вследствие которого обе всегда рождали мертвых младенцев. Причем у одной дети рождались лишенными или глаза, или уха, или пальцев. Когда же эти женщины стали пить воду с могилы праведного Симеона, то исцелились от своей болезни и у них появились совершенно здоровые дети.

Между тем благоговейное почитание мощей Симеона Верхотурского сибирскими жителями укреплялось все более и более. Различные приношения, иногда очень ценные, стекались отовсюду к раке праведника. Так, в 1828 году Тобольские жители, пылая усердием к праведному Симеону, прислали в Верхотурский монастырь на раку со святыми мощами великолепный парчовый покров ценностью в 800 рублей. Таковой же покров был пожертвован в 1834 году некоей благочестивой женщиной, Евпраксией Гавриловной Сведомской, а в 1840 году – помещицей Горбуновой. Было и множество иных приношений.

Наконец, среди жителей Верхотурья и иных ближайших к этому городу местностей возникла мысль устроить вместо медной новую, серебряную раку для мощей праведного Симеона. Когда испрошено было разрешение от соответствующих властей на сооружение сей раки, приступили к сбору пожертвований. Полились они широкою рекою, и вскоре сумма их достигла значительных размеров. Упомянем тех, кто сделал наиболее значительные вклады: купец Павел Алексеевич Бронников внес 1000 рублей, Аникий Рязанов – 300 рублей, Аким Рязанов – 300 рублей, Г.Ф. Казанцев и А. Красильников – по 150 рублей, и другие. Когда пожертвования составили достаточную сумму, тогда заказали самую раку, которая и была изготовлена в Санкт-Петербурге в 1846 году Феодором Андреевичем Верховцевым. Новая рака имела в длину три аршина, а в ширину – 1 аршин и 4 вершка. На ее изготовление пошло 10 пудов 8 фунтов чистого серебра. Общая стоимость раки равнялась 14573 рублям серебром. На верхней крышке изображен во весь рост праведный Симеон, у его главы находятся два ангела, держащие в руках свиток с надписью: «Святый Симеон, Верхотурский чудотворец». На четырех сторонах раки вычеканены различные изображения. На одной – перенесение мощей из Меркушино в Верхотурье, на другой – сам праведник, молящийся в чаще леса, сети и неводы, закинутые для ловли рыбы, и другие рыболовные принадлежности святого Симеона, на третьей – надпись: «Сие честные мощи святаго праведнаго Симеона Верхотурского чудотворца, обретены нетленными, Верхотурскаго уезда, в селе Меркушине, 1682 года», и, наконец, на четвертой – таже надпись, гласящая, что «сие честные мощи угодника Божия Симеона праведного, Верхотурского чудотворца, принесены в обитель верхотурскую в 1704 году, сентября 12 дня, при царе Петре Алексеевиче и настоятеле архимандрите Израиле». Вся рака утверждена на 6-ти серебряных вызолоченных ножках.

Переложение святых мощей праведного Симеона в серебряную раку было совершено 12 сентября 1848 года. К этому дню в Верхотурье прибыл Пермский Архиепископ Аркадий, собралось множество народа. Накануне, 11 сентября, в Николаевском храме отслужили торжественное всенощное бдение в честь праведного Симеона, причем на литию выходил сам преосвященный и 20 священнослужителей. 12 сентября перед поздней Литургией из всех верхотурских церквей прибыли крестные ходы. В Преображенском храме, в котором временно находилась новая серебряная рака, владыкою совершен был молебен праведному Симеону. По окончании молебного пения раку с крестным ходом торжественно перенесли в Николаевский храм. Здесь два иеромонаха и два протоиерея, при участии Преосвященного и настоятеля монастыря, гроб со святыми мощами святого вынули из медной раки и поставили среди церкви, при этом все присутствовавшие благоговейно поклонились угоднику Божию. Затем гроб был обнесен вокруг Николаевского храма и поставлен в новую серебряную раку, которую к этому времени установили на месте модной. После сего Преосвященный Аркадий, в сослужении 14 священнослужителей, совершал Литургию, а по окончании оной был отслужен благодарственный молебен.

В 1847 году Екатеринбургский купец Иван Тимофеевич Протопопов вместо чугунного помоста, находившегося под ракою праведного Симеона, устроил великолепный, о двух ступенях, мраморный катафалк, а в 1848 году вокруг раки обведена была бронзовая решетка, пожертвованная управлением Тагильских заводов гг. Демидовых.

Более двухсот лет почивали в Верхотурской Николаевской обители нетленные мощи праведного Симеона, и столько же лет не переставал он являть чудесные знамения благодатного своего предстательства пред престолом Божиим за страждущих людей, с теплою верою и усердною молитвою прибегающих к его святому покровительству. Правильно и достойно в акафисте сему святому угоднику Божию сказано: «Возсиял еси велие просвещение светлостию чудес твоих, праведный Симеоне, от святаго гроба твоего непрестанно истакающих…»

Целая книга, после должных проверок, была составлена из свидетельств и сообщений о чудесных явлениях помощи Божией по молитвам праведного Симеона. А сколько, должно быть, неизвестных случаев чудесной помощи праведника, которые останутся неизвестными навсегда или, по крайней мере, дотоле, пока Господу угодно будет явить их миру для прославления угодника Своего и утверждения православия.

В 1917 году мирное течение благочестивых лет в России было нарушено.

Части красной армии под командованием И.В.Борева в 1919 году заняли Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь, всех монахов, во главе с архимандритом Ксенофонтом, выселили из братских корпусов и всячески притесняли.

Закрыты были все храмы, кроме Крестовоздвиженского, где находились мощи праведного Симеона Верхотурского. Вместо крестов на куполах церквей появились красные флаги.

За Божественной Литургией архимандрит Ксенофонт с высоко поднятым крестом громогласно провозгласил: «Насильникам-большевикам – Анафема! Анафема! Анафема! Будь они во веки веков прокляты!»

25 сентября 1920 года, в день памяти Симеона Верхотурского, власти решили провести вскрытие его святых мощей. Для вскрытия была назначена комиссия, в которую вошли: председатель Екатеринбургской ЧК Тунгусков, председатель Верхотурского уездного исполкома Ларичев, доктор Петров и другие лица.

Вскрытие наметили примерно на час дня – сразу по окончании Божественной Литургии. 15 тысяч человек собралось в этот день в монастыре. Крестовоздвиженский храм был переполнен, люди стояли на соборной площади. Монахи и священники, возглавляемые архимандритом Ксенофонтом, затягивали службу. Торжественно, нарочито медленно они служили Литургию, вслед за ней акафист и т.д., богослужениям не виделось конца. Стали слышны вздохи, плачи, отдельные выкрики – чем дальше, тем больше. Начало вскрытия запаздывало уже на два часа. Власти потребовали прекратить богослужение и начать вскрытие мощей, на что последовал отрицательный ответ. Тогда вооруженные красноармейцы бросились решительно, по-военному выталкивать всех из собора и пробиваться к раке с мощами, где плотной стеной стояли монахи и монахини. Потеснив монахов, красноармейцы с большим трудом подняли мощи, вынесли их на паперть и установили на столе. Перед собором, вдоль всей площади, были выстроены в две шеренги, лицом друг к другу, вооруженные красноармейцы, чтобы прекратить возможные эксцессы и защитить, в случае необходимости, комиссию. Вскрытие начал сам архимандрит Ксенофонт. Он снял покров с мощей, но дальше действия вести отказался. Тогда, после короткого совещания с членами комиссии, председатель Екатеринбургской ЧК Тургусов подошел к гробу, опустил туда руку, вынул голову праведного Симеона и высоко поднял ее, чтобы всем было видно. По толпе пронесся вздох. Так началось надругание над мощами Верхотурского чудотворца, исцелявшего от недугов и болезней всех, с верою приходивших к нему с просьбой о помощи и заступлении. Его святые мощи были подвергнуты расчленению, их вынимали частями и раскладывали на столе, после чего гроб был перевернут и все содержимое вывалено на стол. Это был лебяжий пух, который положил в 1704 году в селе Меркушино архимандрит Израиль перед тем, как мощи праведного Симеона переложили в гроб, специально изготовленный для перенесения в Верхотурье. Проходящие мимо верующие, плача и крестясь, одновременно успевали скрытно ухватить со стола лебяжью пушинку и спрятать ее в складках одежды. Стояла тишина. Только кое-где было слышно всхлипывание с сопение.

Не успела комиссия по вскрытию мощей закончить свою работу, как за ее спинами у главных дверей собора монастырский архидиакон Вениамин во всеуслышание заявил: «А мы верили и будем верить угоднику Божьему». Красногвардейцы быстро подскочили к архидиакону и, закрутив ему руки за спину, расталкивая народ, повели в один из корпусов. Председатель исполкома Ларичев, указав на столписшихся плачущих монахов и монахинь в черных одеждах (плакали почти все верующие), сказал: «Вот эта стая черных воронов триста лет обманывала народ». Монахам было разрешено сложить мощи обратно в гроб. Они вместе с отцом Ксенофонтом, обливаясь слезами, складывали поруганную верхотурскую святыню. Народ долго не расходился. Мощи вновь внесли в храм и положили в раку. Было разрешено по-прежнему продолжать богослужение в соборе.

На другой день архимандрит Ксенофонт после проповеди, обличающей «власть имущих», которую произнес он в соборе, был посажен в тюрьму за «антисоветсткую пропаганду». Были арестованы настоятельница женского Покровского монастыря и другие высшие духовные особы. Известно, что единственный монах, который вернулся из ссылки обратно в Верхотурье, — иеромонах Игнатий, принявший перед смертью схиму с именем Иоанн. Скончался он в шестидесятых годах и похоронен около Успенской церкви города Верхотурья. Всех остальных арестованных и высланных из города монахов больше никто никогда не видел.

Мощи праведного Симеона находились в Крестовоздвиженском соборе до 1926 года. В 1926 году собор был закрыт, а мощи отправлены в Нижне-Тагильский краеведчиский музей. Православный народ не забыл праведного Симеона. Он шел к нему на поклонение в музей, оплачивая билеты любой стоимости, какая бы ни требовалась. Таким образом, «новые хозяева» стали получать доход от мощей праведного. Вскоре, когда началось прямое паломничество в музей, они были изъяты из экспозиции, увезены в г. Свердловск и выставлены в Ипатьевском доме (месте расстрела Царской Семьи), где и находились продолжительное время. Затем мощи убрали в запасники краеведческого музея в Зеленой Роще, который размещался в здании бывшего собора Александра Невского (ныне вновь действующего), с тех пор среди православных они считались безвозвратно потерянными. Но, к счастью, во время празднования 1000-летия крещения Руси, 25 мая, святые мощи были переданы Свердловской епархии, архиепископу Мелхиседеку, и торжественно, при огромном стечении духовенства и верующих, внесены в храм Всемилостивого Спаса в г. Свердловске (название «Екатеринбург» городу возвращено позже). А 24 сентября 1992 года, через 63 года после изъятия, в канун празднования перенесения мощей святого праведного Симеона были возвращены в Верхотурский Николаевский монастырь, в котором почивают и поныне. Вновь, как в былые времена, к раке с мощами Верхотурского чудотворца едут паломники со всех концов матушки-России. И, по милости Божией, как и прежде, получают чудесные исцеления и помощь от святого угодника Божия.

Святый праведный Симеоне, моли Бога, о нас!

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.