Мученик Азат Персидский и иные многие

Апрель 26th 2011 -

Память 14/27 апреля, 17/30 апреля

Был евнухом, занимал высокое положение при царском дворе, был царским наставником и пользовался особенной любовью и уважением персидского царя Шапура II.

По дороге в темницу священномученик Симеон Селевкийский увидел евнуха Азата, бывшего наставника царя Шапура II. Тот встал и поклонился епископу, но святитель отвернулся от него и укорил в том, что он, будучи христианином, из страха перед царем поклонился солнцу.

Евнух всем сердцем раскаялся, сменил дорогие одежды на грубые и, сидя у дверей дворца, горько плакал: «Горе мне, как я предстану перед Богом моим, от Которого отрекся? Вот — Симеон, и тот отвернулся от меня!» Царь Шапур узнал о печали своего любимого воспитателя и спросил его, что случилось. Тот открыто сказал царю, что горько раскаивается в своем отступничестве и не будет больше поклоняться солнцу, а только Единому Истинному Богу. Царь удивился такой внезапной решимости старца и ласково убеждал его не унижать богов, которым поклонялись их отцы. Но мученик был непреклонен, и его осудили на смертную казнь. Единственной просьбой мученика Азата было, чтобы глашатаи оповестили весь город, что он умирает не за преступление перед царем, а как христианин. Царь исполнил его просьбу.

За смелое исповедование веры Христовой св. мученик Азат вместе с 1000 мучениками был казнен в 344 году. Царь Шапур был сильно огорчен смертью св. Азата. После его кончины царь издал эдикт, которым запрещал предавать смерти христиан, и этот эдикт некоторое время имел силу.

Болландист П. Петерс отождествляет святого Азата c мучеником Елевферием Персидским. Имя Азат в персид. языке соответствует греч. Елевферий (свободный) и является составной частью имени Гухиштазад, первая часть которого, означающая «лучший», по всей видимости, могла опускаться. Другим основанием для отождествления послужил фрагмент Мученичества Махдукта, Адхурпарва и Михрнерсеса, пострадавших в 318 г. в г. Карка-де-Ледан. Спасаясь от преследований, мученики укрылись в пещере на горе Берайн. Тогда царь Шапур отправил на их поиски одного из своих придворных евнухов — Гухиштазада. Однако святые обратили его ко Христу и, предсказав ему мученическую кончину, направили к сщмч. Симеону Селевкийскому, чтобы тот крестил его.

Указанное различие форм имени, по-видимому, привело к встречающемуся в русских житиях разделению мч. Азата евнуха и мч. Хусдазата (Усфазана) евнуха, однако схожие моменты жития, одинаковое время кончины и общая память не дают оснований к такому разделению.

Комментарии закрыты.