google-site-verification: google21d08411ff346180.html Великопостные заметки | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Великопостные заметки

Февраль 20th 2010 -

Неделя 2-я Великого поста. Григорий Палама

Второе воскресенье Великого поста и следующие за ним дни посвящены памяти византийского философа и церковного деятеля святителя Григория Паламы (1296—1359гг.), архиепископа Фессалоникийского (Солунского). Назвав его именем следующий за «Неделей Торжества Православия» календарный период, Восточная Церковь засвидетельствовала тем самым высшую ценность и отличительную особенность той мистической традиции, которой Григорий дал окончательное философское завершение. Эта одна из утонченнейших форм христианской мистики, имевшая к тому времени многовековую традицию, носит название «исихазм» (от греч. исихиа – «покой», «безмолвие»), или, в честь его систематизатора, – «паламизм».

«Умное делание» и духовное созерцание исихастов резко отличалось от чисто умозрительного философского созерцания. Здесь – не пассивное или высокомерное, но деятельное и творческое созерцание, в процессе которого отдавшийся ему человек переформировывает сам себя, становясь на путь бесконечного духовно-нравственного совершенствования. Достигший высокой стадии просветления человек преображается, становясь проводником зримых божественных энергий, или «фаворского света». Это значит, что в высших проявлениях духовной жизни человека реально участвует и его тело. Именно телесность, по мнению Григория Паламы, дает человеку преимущество перед бестелесными ангелами! Отсюда и предельно высокая оценка телесной стороны человеческого бытия (и человеческой культуры в целом), резко отличающая христианство от тупиковых мистических традиций «развоплощения» и «угасания» (нирваны).

Неудивительно, что исихазм оказывается в центре культуры православия, а его тесная связь с эстетической сферой хорошо знакома нам не только по византийским образцам. Исихастами были Андрей Рублев, Феофан Грек и многие другие. Нить исихастской традиции протянулась вплоть до преподобного Серафима Саровского, и мы не можем утверждать, что она оборвалась после него. Византийская эстетика исихазма после падения Византии многие столетия питала духовную культуру православных стран, и уже в нашем веке выдающиеся мыслители свящ. Павел Флоренский и прот. Сергий Булгаков пытались решить сформулированные ей задачи.

Литература по теме «Исихазм» огромна; из российских авторов наибольший вклад в ее изучение внесли архиеп. Василий (Кривошеин), прот. Иоанн Мейендорф, А. С. Позов, С. С. Аверинцев, Г. М. Прохоров.

*********************************************

Примечания:

1 Триодь – это богослужебная книга, содержащая службы с изменяемыми молитвословиями для богослужений подвижного (пасхального) цикла, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая Неделей Всех святых. Название Триодь, греч. Триодион, букв. «Трипеснец», происходит от наличия в ней большого количества т. н. «неполных» канонов, состоящих из трех песней. В настоящее время в русской традиции делится на две книги: 1) Триодь Постная (от Недели мытаря и фарисея до Великой субботы включительно), и 2) Триодь Цветная (начиная с Пасхальной недели и заканчивая Неделей Всех святых).
2 В церковном обиходе общеславянский термин «неделя» означает преимущественно лишь день воскресный – первый (а не последний!) день семидневного календарного цикла (недели в бытовом значении). За ним следуют будние дни (с понедельника по субботу), не совсем точно называемые «седмицей» (Рубан Ю. Сретение Господне. СПб., 1994, с.179, 181).
3 Здесь и далее указаны лишь чтения, непосредственно связанные с темой праздничного воспоминания.
4 Этим праздником завершается собственно Триодный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской православной традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе 1917-18 гг.); в конце XX в. стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых. Богослужебные тексты всех этих национальных торжеств в Цветную Триодь не входят, но печатаются в приложении к майской Минее (часть 3) и в виде отдельных изданий.
5 Очерк напечатан в газете «Вечерний Петербург» за 30 января 1999 г.
6 В слове «мытарь» ударение на первом слоге! См. Дьяченко Г., свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 322. То же во всех орфографических и орфоэпических словарях русского языка. (Бытующая в церковной сфере неправильная форма «мытарь» могла возникнуть по аналогии со словом «мытарства» и стала «профессиональным неологизмом», как «компас» у моряков или «искра» у шоферов).
7 Букв.: «бегущие на стадий». Греческое слово «стадий» (стадион) – это  мера длины, равная 600 футам. Греко-римский стадий = 176, 6 м; олимпийский стадий = 192, 28 м. Первоначально этим словом обозначалось расстояние, которое должен был пробежать бегун на короткую дистанцию, затем – место, где проводились соревнования по бегу и другие спортивные состязания. Отсюда наше слово «стадион».
8 Греч. агонидзоменос (агонист) – т. е. соревнующийся, борющийся, атлет. Здесь, как и в других новозаветных текстах, употребляется античная спор­тивная терминология, понятная эллинистическим адресатам. Павел называет подвижничество «агоном». Агон – «состязание», борьба", «общественные игры» – отличительная черта греческого быта – стремление к состязаниям почти во всех сферах жизни. Главную роль играли спортивные, художественные (поэтические и музыкальные) и конные состязания (агоны). Самыми значительными были Олимпийские (с 776 г. до н. э.), Пифийские, Истмийские и Немейские игры. Как показал наш покойный проф. А. И. Зайцев, именно агональный дух греческой цивилизации привел к великому культурному перевороту, в результате которого родилась наука (в современном понимании) и ряд универсальных общественных институтов, на которых базируется современная европейская цивилизация. Важнейшие христианские догматы также могли быть выражены только на языке греческой философии. См.: Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. Л., 1985 (и переизд.).
9 Победители атлеты увенчиваются лавровыми венками («тленными»), победители христиане – венцами спасения. Отсюда – нимбы («венцы нетленные») над головами святых.
10 Перевод 26-27 стихов принадлежит архим. Ианнуарию (Ивлиеву).
11 Св. Григорий Нисский. К Армонию о том, что значит имя и название «христианин» // Творения, т. 7, с. 217.
12 Соловьев В. С. Аскетическое начало в нравственности // Вопросы философии и психологии. Кн. 26 (1), 1895, с. 87-88.
13 Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Часть I. М., 1993, с. 555.
14 Борисов Л. Жизнь и творения св. Ефрема Сирина, проповедника покаяния. С приложением его предсмертного завещания, покаянной молитвы и увещаний к покаянию, извлеченных из «Гимнов о покаянии». М., 1897, с. 64. См. также: Ушаков Н. Покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина и черты его жизни. М., 1905.
5 Статья публикуется в епархиальном журнале «Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник», №2/2007; в несколько сокращенном виде опубликована в «Российском гуманитарном энциклопедическом словаре». Т. I. М. -СПб., 2002. С. 463-464.
16 Его самоназвание: «Типикон, сиречь изображение церковного последования во Иерусалиме святыя лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы» (Типикон, сиесть Устав. Т. I. СПб., 1992. С. 9).
17 «Егда хочет кто причаститися Святых Христовых Таин, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом и велиим благоговеинством приимет Пречистыя Тайны» (Типикон. Т. I. Глава 32. С. 85).
18 Значительная категория людей – профессиональные артисты, музыканты, певцы, преподаватели «творческих» вузов, спортсмены – по определению лишается возможности такого говения: вся их деятельность сурово квалифицируется как «развлечения» и «утехи».
19 Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 318.
20 Монофелитство (от греч. монос – «один» и тхэлема, в позднем произношении фелима –"воля"), букв. «единоволие» – еретическое направление христианского (восточного) богословия VII в., утверждавшее, что во Христе действует только одна, божественная, воля. Признавать в Нем две воли (божественную и человеческую) – значит признавать в Нем волю добрую и волю злую, считали монофелиты. Это учение о единой воле (энергии) было, согласно разъяснению св. Максима Исповедника (†662) и патр. Софрония Иерусалимского (†638г.), «замаскированным монофизитством». Монофелиты были осуждены на VI Вселенском соборе (680-681 гг.).
21 Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. Св. -Тр. Серг. Лавра, 1995, с. 197.
22 Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. М., 1914, с. 161. Здесь нелишне вспомнить, что латинское pars (наше слово «партия» образовано от его корневой основы) переводится как «часть», «доля», «отделение», то есть, как и слово ересь, указывает на часть от целого, некую ограниченность! Особенности «партийного сознания» нам хорошо известны.

Метки:

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Комментариев к записи: 1 “Великопостные заметки”


  1. Валентина сказал:

    К сожалению, наше поколение практически не знает истории Православия. Его тонкости, подробности. Что приводит к непониманию службы. Мы в центральной части России, просто обязаны отстаивать православие. Изучать. Почему у нас протестанты вещают по телевидению, а для наших священников дают 10 минут. А как было-бы здорово, если-бы были циклы просвещения. Особенно для детей. Да и для советского поколения узнать побольше о смысле служб и праздников, что позволило бы прихожанам более осмысленно молиться.

    Я очень благодарна Вам, за данные заметки. Много узнала, что не знала раньше. Храни Вас Господи. Всего Вам доброго.