Тетрадки опытного исповедника

Октябрь 15th 2016 -

Тетрадки опытного исповедника

Протоиерей Валентин Мордасов

В чем нам каяться?

Во-первых, в собственных грехах; во-вто­рых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример; и- третьих, в тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; в-четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближне­го; в-пятых, в тех добрых делах, которые мы сделали с грехом пополам; и обо всех таких грехах надо спрашивать свою совесть и память и молить Бога о просветлении ее (свт. Иоанн 1л а гоуст).

Есть еще люди, которые малые грехи считают за великие и безпокоятся о них слишком много, а о тяжких и великих грехах почти не дума­ют, так, например: как-нибудь оскоромиться в постный день, кушать до обедни в праздник и прочее — считают за тяжкий грех, а сквернос­ловить или осуждать ближнего, очернять его и тем, так сказать, убивать в глазах других — считают почти за ничто. Это значит — из мухи делать слона, а из слона — муху.

Нет греха непрощаемого, кроме того, в коем не каются.

Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния (авва Исаия).

Кто скрывает свои грехи, тот не хочет с ни­ми расстаться.

Посмотри на себя: может, ты идешь на ис­поведь без всякой подготовки, не испытав сво­ей совести. Может, ты исповедуешься без со­крушения и умиления, формально, холодно, механически и не имеешь намерения впредь исправиться.

Покаяние не должно быть скорбью безна­дежною. Оно должно быть одушевлено и ожив­лено глубокою верою в Искупителя и твер­дою надеждою на Его милосердие. Необходи­мое условие покаяния — вера и надежда.

Сознание своих грехов и самоукорение в них — первые шаги на пути покаяния.

Никто никогда не должен приступать к ис­поведи, если предварительно не имеет твердой надежды, что при исповедании получит совер­шенное прощение.

Частая исповедь истребляет неправду, от­вращает от греха, предохраняет от зла, утверж­дает в добре, укрепляет против искушений, поддерживает бдительность, удерживает на пу­ти заповедей Божиих, укрепляет против иску­шений, вливает в душу святой мир, умножает стремление к благочестивой жизни и делает человека день ото дня чище и совершеннее.

Всякая душа, потерявшая мир, должна пока­яться, и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе (преп. Силуан Афонский).

Сколько будем плакать и раскаиваться в том, что ныне не плакали и не приносили по­каяния».

Говорящие: будем грешить в молодости, а покаемся в старости, — обманутся и будут осмеяны демонами. Как произвольно согреша­ющие, они не удостоятся покаяния (преп. Еф­рем Сирин).

Покаяние должно совершаться с удовлет­ворением обиженных: пусть исповедуются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого со­грешили (Числ. V, 6-7).

Покаяние должно выражаться ненавистью ко греху: И вспомните там о путях ваших и обо всех делах ваших, какими вы оскверняли себя, и возгнушаетесь самими собою за все злодеяния ва­ши, какие вы делали (Иез. XX, 43).

Сотворите убо плоды достойны покаяния (Лк. Ill, 8). Как же нам сотворить их? Поступая на­против. Например, ты воровал чужое? Вперед давай и свое. Долгое время блудил? Теперь воз­держивайся и от жены своей в известные дни, н привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил? Вперед благословляй обижающих тебя и добро делай бьющим. Ты предавался прежде сластолюбию и пьянству? Теперь постись и пей воду; старайся истребить зло, от прежней жиши происшедшее. Ты смотрел прежде с вожделением на чужую красоту? Впредь для большей безопасности совсем не смотри. Ибо сказано: Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. XXXIII, 15) (свт. Иоанн Златоуст).

Кто приносит покаяние, тот не только дол­жен омыть грех свой слезами, но покрыть пре­жние прегрешения лучшими делами, чтобы грех ему не вменился (ев. Амвросий)

Если бы Господь, по Своей безконечной любви и милосердию к падшему человечеству, не дал ему покаяние и оставление грехов ради крестной жертвы Сына Своего Единородно­го, — то все люди низошли бы во ад, на место вечных мучений (ев. Иоанн Кронштадтский).

Стараться изгладить прежние грехи и страс­ти — вот истинное покаяние. Решиться по­кинуть ту или другую страсть, ту или другую привычку — вот истинное покаяние.

Назад / Начало /  Далее

Метки: ,

Оставьте комментарий!