Введение во Храм

Декабрь 3rd 2010 -

Введение Марии во храм Никола Дипр. ок. 1500 г. Париж, Лувр

В храме Божии ясно Дева является,и Христа всем предвозвещает
(Тропарь праздника)

Из круга праздников, прославляющих Пресвятую Богородицу, трудно найти такой, который в большей степени, чем праздник Введения во храм, был бы укоренен в Ветхом Завете, связан с ним не только таинственными нитями пророчеств, но и местом совершения события.

Воспоминаемое событие происходило в Иерусалимском храме – том, что построил правитель Иудеи Зоровавель в VI в. до Рождества Христова. Первый храм, Соломонов, был разрушен войсками вавилонского царя Навуходоносора, в 587 г. до Р.Х. захватившего Иерусалим. Зоровавель, внук царя Иехонии, был предводителем первой сорокатысячной группы иудеев, репатриированных в 538 г. до Р.Х. персидским царем Киром Великим из Вавилона в Иерусалим. Кир, незадолго до этого покоривший Вавилон, не только разрешил иудеям восстановить Иерусалимский храм, но возвратил и все похищенные захватчиками храмовые золотые и серебряные предметы. Иудеи принялись за работу; когда пыл строителей поугас, пророки Аггей и Захария грозными убеждениями заставили их приняться за работу, – и к 515 г. храм был достроен. Он уступал в роскоши храму Соломонову, и, главное, не имел в себе ни одной из тех древних святынь, которые украшали древний храм. По преданию, сохранились лишь Скрижали Закона. Однако богатство нового храма по-прежнему привлекало разного рода завоевателей. В 168 г. до Р.Х. сирийский правитель Антиох Епифан ограбил храм и к тому же осквернил его идольскими жертвами. Иуда Маккавей не только успешно противостоял святотатцам, но и обновил, освятил храм, что послужило основанием для установления праздника Обновления. Простоявший пять веков храм был основательно перестроен при царе Ироде Великом; была благоустроена и прилегающая территория. Иродов храм был вдвое выше Соломонова, превосходил его и роскошью – вспомним восторг учеников Христовых: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал в ответ...все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. (Мк. 13:1-2). Грозное пророчество Спасителя сбылось в 70-й год по Рождестве Христовом.

Но в те времена, к которым относится событие Введения Богородицы во храм, он был во внешнем великолепии (хотя отделочные работы еще продолжались): он был покрыт таким большим количеством золота, что при ярком солнце сиял ослепительным блеском. Вершина храмового холма была расширена по краям за счет искусственных террас и представляла собой огромную платформу площадью около 14 гектаров; южный ее край (“крыло церковное”) поднимался над землей на десятки метров. Описаний Иерусалимского храма в литературе немало; мы здесь останавливаемся лишь на тех моментах, которые имеют значение для воспоминаемого события.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Тициан,

Храм Божий был не только местом молитвы, но и хранилищем высших национальных святынь. Собираться для молитвы, учить, толковать Закон, обращаться к народу можно было синагогах (Лк. 4:20; Деян. 13:15), а совершать жертвоприношения, служить Богу – только в храме. Храм символизировал пребывание Божества среди Его народа, был как бы земным дворцом Небесного Царя. В Иерусалимском храме была сосредоточена та духовная сила, та радость о Господе, которую встречаем мы у царя Давида (он пред сенным ковчегом скакаше играя).

Потому-то с великой духовной радостью вели в Иерусалимский храм свою долгожданную Дщерь праведные родители, Иоаким и Анна. Вели, чтобы посвятить Ее Богу: пришло время исполнить данный ими Богу обет. Подобно Анне, матери Самуиловой, молясь о разрешении неплодства своего, они обещали принести в жертву Богу свое дитя, если Бог им дарует его. Всего три года исполнилось Богоотроковице, когда была Она была введена во храм и посвящена Богу – благочестивые родители Ее, конечно, еще не могли воспринимать свою жертву как дар, уготовляемый Промыслом Божиим как высочайшее орудие искупления всего рода человеческого, но, по учению Церкви, Сама Богоотроковица уже тогда, трилетствующая телом, была многолетствующая духом, и горних сил превысшая (3-я песнь 2-го канона праздника).

И для богослужебных текстов, и для иконографии праздника основанием послужили сведения, содержащиеся в апокрифическом Протоевангелии Иакова. Сведения, приводимые в нем, были известны Клименту Александрийскому и Оригену (II-III вв.). Отдельные моменты его воспроизводили в своих трудах святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин. Отметим, что это сказание, хотя и не относилось к каноническим новозаветным текстам, издревле пользовалось на Руси авторитетом. Нужный нам отрывок протоевангелия включался в минейные чтения под названием “Слово святого Иакова на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии”. Приведем этот текст в современном переводе:

Отроковице же прибавлялись месяцы. Когда исполнилось Ей два года, тогда сказал Иоаким Анне: “Отведем Отроковицу в Церковь Господню”. И дали родители обещание. И обещали, что, как пошлет за ними Господь, дав знать, что принят будет дар их, – Отроковицу в Церковь отдадут. И сказала Анна: “Поэтому подождем еще до третьего года. К тому же нужно еще время, чтобы не искала Отроковица отца и матери. И тогда отведем Ее в Церковь Господню”.

И вот исполнилось Отроковице три года. Тогда сказал Иоаким: “Призовите дочерей еврейских чистых, пусть возьмут украшения и свечи горящие, пусть пойдет Отроковица с ними и не возвратится обратно в дом, пусть пленит сердце Ее Церковь Господня”. И сделали так. И вошли в Церковь Господню, и приняли Ее священники, и приветствовав Ее, благословили, и сказали: “Да возвеличит Господь Бог имя Твое во всех родах, и в последние дни, когда через Тебя явит Господь Бог избавление Свое сынам Израилевым”. И посадили Ее на ступени алтаря Господня. И возложил Господь Бог благодать на Нее, коснувшись Ее ногами Своими, то есть дал ожидаемый знак, возложив печать благодати Своей. И возлюбил Ее весь дом Израилев. И вышли родители Ее из храма, поюще и благословляюще Бога за то, что принята была Отроковица Господом и более не возвратится к ним.

Жила же Мария в Церкви, как голубь питаемая, и принимала пищу от руки ангела. И была Она до двенадцати лет в Церкви Господней. И был совет у священников, и говорили они: “Вот исполнилось Марии двенадцать лет, и уже нельзя Ей более находиться в Церкви Господней”. И тогда решили священники, и сказали Захарии: “Ты предстоишь у алтаря Господня. Войди в Святилище, помолись о Марии, и что явит тебе Господь Бог, то с Ней сотворим”. И облачился первосвященник в ризу с двенадцатью колокольчиками, и вошел во Святое Святых, и помолился о Ней...

О древности праздника Введения во храм свидетельствует то, что в IV в. (по преданию – равноапостольной царицей Еленой) была в Иерусалиме построена церковь Введения во храм Богородицы. Упоминание о празднике Введения Богородицы есть и у святителя Григория Нисского. В VIII в. проповеди на этот праздник произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

Из древнейших, относящихся к VI в., изображений празднуемого события известны рельефы колонн кивория (киворий – дарохранительница греч.) венецианской церкви Сан-Марко: это сюжеты “Отправление во храм”, “Введение во храм”, “Чудесное насыщение Марии во храме”.

В богослужебных текстах праздника не только отражены, но богословски осмыслены содержащиеся в протоевангелии сведения. Из авторов этих текстов известны: Георгий, архиепископ Никомидийский (IX в.), составивший “Канон на Введение Богоматери” и стихиры самогласны на литии, а также поучения и похвальные слова; преподобный Иосиф Песнописец (IX в.), написавший канон предпразднству Введения во храм; Василий, архиепископ Кесарийский (“малый”, современник императора Константина Багрянородного, Х в.) – автор второго канона празднику; преподобный Сергий Святоградец (IX в.) – автор стихиры на стиховне.

Приведем слова блаженного Иеронима Стридонского (V в.) о Введении во храм: “Кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, шло 15 ступеней, на каждой из этих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее дорожные одежды и по обычаю одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьей рукой не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил Ее величие, это предвещало уже, какова Она будет... Принесши по обычаю закона жертву и совершив обет свой, родители Девы Марии оставили Ее в оградах храма с прочими девами для воспитания, а сами возвратились домой. Дева Господня с возрастом лет возрастала в благочестии, по словам Давида: отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс. 26:10). Она удостоена была явлений Ей ангелов; это охраняло Ее от всех зол и обогащало всякими благами... Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее” (“De nativitate sanctae Mariae”).

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.