Введение во Храм

Декабрь 3rd 2010 -

Ветхозаветная святыня – храм Иерусалимский – был лишь ступенью для Нерукотворенного Храма, Одушевленного Божьего Кивота, Честнейшей херувимов и славнейшей без сравнения серафимов Преблагословенной Богородицы. Величественное создание человеческих рук, Иерусалимский храм, построенный для пребывания в нем великих святынь, ожидал вхождения святыни новой – Матери Самой Благости и Родительницы Вечной Красоты, несравненно превосходящей всякое благо и всякую святыню, находящиеся в мире естественном и сверхъестественном (по выражению святителя Григория Паламы). Таинственное вхождение Одушевленного Кивота Божия было предречено пророками: Тя пророцы проповедаша Кивот, Чистая, Святыни, Кадильницу златую, и Свещник, и Трапезу; и мы яко Боговместимую Скинию воспеваем Тя – и во Введении Богородицы во храм эти пророчества сбылись.

Пресвятая Богородица принесла в храм семя новой жизни, Она ввела с Собою благодать Божию; кондак праздника говорит об этом так: Пречистый Храм Спасов, Многоценный Чертог и Дева вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном...

Как же изображала Церковь это таинственное и великое событие, момент совершения Промысла Божия, исполнение смотрения Зиждителева?

Из дошедших до нашего времени ранних изображений Введения интересны Синайские иконы XI-XII вв. На одной из них первосвященник запечатлен в стремительном движении к Богоотроковице, Она, в свою очередь, также движется ему навстречу; Иоаким и Анна, вполне понимая величие этого мгновения, робко остановились поодаль; сопровождающие их девы, словно в недоумении, переглядываются. Выше изображен момент пребывания Богоотроковицы в храме: Ангел, питающий Ее хлебом небесным. На другой Синайской иконе все происходит значительно спокойнее: Первосвященник гладит юную Марию по головке левой рукой, а правую протягивает к Ней, словно приглашая войти во Святое святых – подобие алтаря с невысокой алтарной преградой; Богоотроковица стоит уже на солее, на верхней ступени; прямо за Ней, в глубине алтаря, под киворием с отдернутой наискось завесой – Престол уготованный. В глубине, на возвышении, также под киворием – сцена пребывания Девы Марии в храме с питающим Ее Ангелом. Иоаким и Анна, подведшие свою Дщерь к солее, благоговейно остановились; склонив головы, они как бы вручают Ее Первосвященнику. Следом за родителями Пречистой плотной группой стоят девы с горящими свечами, в красивых и ярких одеждах, их восемь; в знак чистоты и целомудрия у передней плащ под коленями завязан узлом. Стихиры на литии и на стиховне говорят об этом так: Днесь в храм яко непорочное приношение приводится: да радуется Давид: приведутся, рече, царю девы вслед ея, ближняя ея приведутся внутрь скинии Божия. Внутрь в храм Божий, Боговместимый Храм возлагается Дева Всесвятая, и отроковицы Ей ныне свещи носяще приходят... питаема рукою ангеловою, Всенепорочная, Христа явися Мати.

Богоотроковица, по слову предания, введена была во Святое святых, подобно ветхозаветному кивоту Божию, который некогда с веселием духовным внесен был во Святое святых (1 Пар. 15), служа прообразом Пресвятой Девы Марии, одушевленного Божия Кивота, предназначенного носить в себе Христа Бога: ширши небес явилася еси, Дево, яко невместимого всеми, во утробе вместивши Бога нашего (троичен 2-го канона).

Первосвященник ввел Пресвятую Деву во Святая святых по таинственному Божию научению, быв тогда “вне себя, Богом объят”: радуется Захария старец, родитель Предтечев... вопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двери.

По вере Церкви, Пресвятая Дева вошла во Святое святых не только единожды в день Введения – во все время пребывания Своего во храме Она невозбранно входила туда: Божия Агница неблазненная, и Голубица нескверная, Боговместимая Скиния... в скинии святей обитати избра (3-я песнь 2-го канона). На иконах Введения это изображается так: Богоотроковица находится на возвышении под киворием, а Ангел питает Ее. Поскольку киворий или сень в иконописи обозначает место алтаря, Святое святых, изображение Богородицы под киворием следует понимать как пребывание Ее в месте, предназначенном для хранения высших святынь.

По введении трехлетняя Отроковица оставлена была при храме для воспитания с другими девами. Кругом храма Иерусалимского, по свидетельству Писания (Исх. 38:8; 1 Цар.1:28; 2:11; 4 Цар. 11:3; 1 Пар. 28:11-13; Иез. 40:45-46; Лк. 2:37) и по словам Иосифа Флавия (“Иудейские древности”, кн.8, гл.33), были построены особые помещения, где жили девы, посвященные и служившие Богу, благочестивые вдовицы. Отдельные помещения были предназначены для назореев (в которых можно видеть прототип иночества), священников и левитов, тех, кто служил в храме и обслуживал его нужды. Во святом доме Божием Богоотроковица непрестанно упражнялась в молитве, в чтении Писания, рукоделии, и Ее Всю освяти Дух Святый, внутрь храма пребывающу, и питаему пищею небесною (канон предпразднства, песнь 5-я). Протоевангелие говорит: Жила же Мария в церкви, как голубь питаемая, и принимала пищу от руки ангела; и была Она до 12 лет в церкви Господней...

Святитель Андрей Критский говорит, что Деве Марии было определено для жительства и занятий рукоделием место в обители девичьей, а для молитвы же Ей не возбранялось входить во Святая святых... Пришедши в больший возраст и навыкши Писанию и рукоделию, Она более упражнялась в молитве, нежели в рукоделии: для Нее было обычным целые ночи и значительную часть дня проводить в молитве. Поэтому Она большее время Своего жития в храме провела за второй завесой, во внутренней скинии на молитве.

Введение Богородицы во храм есть предизображение благоволения Божия, проповедание спасения человекам, предвозвестие Христа (ср. тропарь). За пять столетий пророчествовал о нем пророк Аггей, говоря, что слава второго храма Иерусалимского будет больше, чем первого: велия будет слава храма сего последняя паче первыя (Агг. 2:10). Во втором храме в сравнении с первым не доставало ковчега завета, пророческого урим и туммим (драгоценные камни, находившиеся на груди первосвященника в особом мешочке), небесного огня, облака, знаменующего присутствие Божие, и священного елея помазания (2 Мак. 2:5-9) – и несмотря на это, второй храм делается славнее храма первого: в нем является богоносный Ковчег – Пресвятая Дева, престол Бога Слова; здесь сияет свет и совершенство (так переводятся названия урим и туммим) в благодатной Деве; здесь огонь небесный – серафимская любовь в Ее сердце; и облак славы Божией в пречистом теле Ее; и священное помазание – та обильная благодать Святого Духа, которая исполняла Благословенную и от Нее чрез приближение к Ней сообщалась другим (Лк. 1:41).

Осмысливая исполнение ветхозаветных пророчеств, Церковь воспевает: Преславно прообразоваше, Чистая, закон Тя Скинию, и Божественную Стамну; странен Кивот, и Катапетасму, и Жезл; Храм Неразрушимый, и Дверь Божию (Преславно прообразовал Тебя, Чистая, Ветхий Закон: как Скинию Божию, где вселился Бог с человеками, как Стамну, носящую в себе Божественную манну, как чудный Кивот, содержащий в себе скрижали, на которых перстом Отца Небесного начертано Божие Слово, как Завесу, открывающую нам, грешным, вход в небесный чертог, как Жезл Ааронов, усеченный и чудесно произрастивший нам Цвет и Плод жизни вечной; – 9-я песнь канона).

Введение Богоизбранной Отроковицы во храм есть и исполнение пророчества царя Давида: предста царица одесную тебе в ризах позлащенных одеяна. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И возжелает царь доброты твоея: зане той есть Господь твой и поклонишися ему. Вся слава дщере царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся царя девы в след ея, искренния ея приведутся тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев (Пс. 44:10-12, 14-16).

Из древнейших изображений праздника на Руси известны росписи придела Иоакима и Анны в Киевском Софийском соборе (XI в.). Из известных Балканских памятников надо отметить относящуюся к той же эпохе фреску собора Св.Софии в Охриде, росписи церкви великомученика Пантелеимона в Нерези (середина XII в.).

Приведем еще несколько интересных примеров иконографии праздника. На иконе Божией Матери Одигитрии с житийными клеймами Иоакима и Анны середины XVI в., происходящей из Смоленского собора Новодевичьего монастыря (так называемая “Икона от гробницы царевны Екатерины Алексеевны”, ныне в ГТГ), кроме Введения во храм изображены еще такие описанные в протоевангелии эпизоды, как “Поступление” (первые шаги) Богоотроковицы, принесение Иоакимом Девы Марии к первосвященникам. Вот как говорит об этом Протоевангелие:

День ото дня крепла Отроковица. Когда же Ей исполнилось шесть месяцев, поставила Ее мать на землю: хотела испытать, будет ли Она стоять. И семь шагов сделала Отроковица, пока не пришла мать и не взяла Ее, говоря так: Жив Господь Бог мой! Ты не должна ходить по земле этой, пока я не введу Тебя в церковь Господа...

Когда же исполнился один год Отроковице, то устроил пир великий Иоаким, призвав священников и книжников, и старцев, и всех людей израильских. И привел Отроковицу Иоаким к священникам, и они благословили Ее, говоря: Боже отец наших, благослови Отроковицу эту и дай Ей имя, которое будет славиться вечно во все годы земные... И благословили Ее священники, говоря так: Боже! С высоты милосердия Твоего призри на Отроковицу сию – и благословили Ее последним благословением, которое изменения не имеет...

Какой простор для творческой мысли художника открывается в иконографии Введения во храм! Спокойна и торжественна сцена Введения во храм в росписях Благовещенского собора Московского Кремля (середина XVI в.). А на Псковской иконе того же времени из праздничного чина церкви Димитрия Мироточивого в Поле Иоаким и Анна, стоя поодаль, утешают друг друга: принята Отроковица Господом и более не возвратится к ним (см.: протоевангелие). А Дева Мария уже протянула Свои руки к первосвященнику, выходящему из отверстых Царских врат.

На иконе XIV в. из соборного храма Хиландарского монастыря первосвященник Захария пристально, как бы испытующе, смотрит на Деву Марию, у Которой не просто вполне осмысленный, но очень серьезный, недетский взгляд; одна из дев как бы поддерживает Ее за плечи, помогая пройти вперед. Робко стоят позади Анна и Иоаким, который в смущении, видимо, скрывая невольные слезы, поднес левую руку ко рту.

На фреске Королевской церкви свв. Иоакима и Анны в Студенице (1315 г.) праведный Иоаким словно объясняет происходящее идущей перед ним Анне, которая полуобернулась к нему в немом вопросе, он успокаивает ее, что так и надо; а четыре девы из семи сопровождающих Богоотроковицу тоже внимательно смотрят на него, слушая объяснение происходящего.

Иногда Богоотроковицу изображают поднимающейся по ступеням Иерусалимского храма, при этом Она обычно находится на третьей ступени – на ней входящим в храм священникам надлежало воспевать третью “песнь степеней”: Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (пс.121).

Очень разнообразны изображения храм Иерусалимского. На псковских иконах художник нередко подчеркивает вхождение Пречистой во Святое святых – первосвященник встречает Ее у отверстых, привычных для зрителя Царских врат православного храма. На фреске Студеницы алтарная преграда совсем низкая – в рост Девы Марии, а за спиной первосвященника –легко узнаваемый облаченный престол. Причудлива архитектура храма на иконе Введения во храм (первой четверти XVII в.) из музея в Великом Устюге: здания с высокими арками, башенки, окружающая храм высокая крепостная стена . Интересно, что иконописец разместил первосвященника с Богородицей на верхней площадке лестницы из шести ступеней – а шестая “песнь степеней” начинается словами: Надеющийся на Господа, яко гора Сион; не подвижится во век живый во Иерусалиме (пс.124).

В заключение остановимся на псаломских стихах, предваряющих стихиры на стиховне: Приведутся девы вслед Ея, искренния Ея приведутся Тебе, приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев (Пс. 44:15-16). С горящими светильниками (ср.: Мф. 25:7) идут сопровождающие Пречистую в Иерусалимский храм девы, искренние Ее – те, которые по образу жизни и настроению близки Ей: Девы, свещи носяще, предыдите, Приснодевы чтуще честное происхождение (вхождение); матери, печаль всю отложивше, радостно споследствуйте Матери Бога бывающей (стихира на стиховне 4-я).

Святитель Филарет Московский в слове на праздник обратил на это особое внимание: “Приведение Пресвятой Девы есть начало торжественного шествия, в котором все чистые, целомудренные души за Нею последуют; желающие участвовать в нынешнем торжестве должны присоединиться к оному торжественному шествию, облекшись в качества, сообразные образу великой Ликоначальницы онаго”. Не только священное воспоминание, но спасительное напоминание о великой добродетели чистоты и целомудрия несет в себе праздник.

Протоиерей
Николай ПОГРЕБНЯК

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.