Преображение Господне

Август 18th 2014 -

Икона Преображение Господне

Празднование:  6 августа (19 августа)

Историко-экзегетическое описание праздника.

Этот  праздник  посвящен  воспоминанию  события  на  Фаворе, описанного у евангелистов (Мф. 17:1-13; Марк. 9:2-8; Лук. 9:28-36).

Преображение Господне было в феврале, незадолго до страдания Спасителя (см. Мф. 16, 21), а не в августе. Святой Церковью Преображение Господне празднуется в августе потому, что празднование в феврале приходилось бы во дни святой Четыредесятницы, — что было бы не совместно с великопостным служением и печальным временем поста и покаяния, изображающим собою настоящую многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век. Шестого же августа именно, а не в другое какое либо время празднуется Преображение Господне потому, что 14 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых; а так как Преображение было за 10 дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили, чтобы 6 августа праздновалось Преображение Господне, ибо от 14 сентября до 6 августа ровно 40 дней (см. Рук. д. с. п. 1893, 11).)

Сам Иисус Христос, в виду приближающихся страданий и смерти (Лук. 9:22), для утверждения Своих учеников в вере, благоволил явить им телесно, видимо всю славу Своего Божества (ср. 2-ю неделю Великого Поста) и через то показать им, что страдания и смерть Его будут добровольные и что Он есть тот самый Избавитель Израиля, Который был обещан через пророков. Для этого Он, взяв апостолов Петра, Иакова и Иоанна, [26] возвел их на гору Фавор и сделал их свидетелями Своего преображения (2 Петр. 1:17-18). [27] Сообразно с этим и святая Церковь прославляет в настоящем празднике событие, как собственно Богоявление, как доказательство, что Иисус Христос есть воистину Отчее Сияние.

Святой Ефрем Сирин, учит: Господь явил Своим апостолам в славе Своего преображения “царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, славу Свою прежде поругания Своего и честь Свою прежде безчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему добровольно во спасение миру.”

Кроме этого, слава Преображения служит предизображением светлого и славного воскресения Господня, а по толкованию святого Прокла, предуказанием той славы, в какой придет некогда Господь, Судия живых и мертвых, и того преображенного состояния, в каком мы явимся в конце мира. Предуказанием в преображении Иисуса Христа небесной славы, уготованной Им верным Его последователям, святая Церковь нравственно утешает всех истинных чад своих, внушая им, что за кратковременными печалями, скорбями и лишениями, коими исполнена их земная жизнь, воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и тело праведников. Достойными участниками будущей вечной славы явятся именно те, которые в настоящей жизни преобразуются духом по образу Преобразившегося на Фаворе; [28] грешникам нет места на Фаворе небесном; а потому святая Церковь и возбуждает ныне “ленивые души нашей помыслы,” “иже всегда низу поникшии в землю,” возвыситься “на высоту Божественного восхождения,” и внушает нам необходимость измениться “добрым изменением,” “Христу спреобразившеся, благочестиво и радостно, на высоту вознесшеся добродетелей.”

Начало праздника Преображения Господня относится к древним временам. Несомненные свидетельства о нем идут от V в. (слово на этот праздник патр. Прокла), но существование праздника в этом веке показывает, что начало его должно скрываться в предшествующих веках христианства. О всеобщем праздновании Преображения Господня в VIII и последующих веках на Востоке единогласно свидетельствуют все Богослужебные памятники, дошедшие до нас от того времени. [29] В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Козьма Маюмский составили многие песнопения на этот праздник, которыми православная Церковь прославляет событие и в настоящее время. [30]

В праздник Преображения освящаются виноград и колосья пшеницы, а в России в тех местах, где виноград не растет, освящаются яблоки.

(В народе этот праздник известен под именем “Спаса второго,” “Спаса на горе,” “Спаса яблочного” (вследствие обычая освящать в этот день в церкви яблоки).)

Обычай приносить плоды в надлежащее время есть несомненно древний, и в Церкви христианской является частью как продолжение подобного же обычая церкви ветхозаветной (Быт. 4:2-4; Исx. 29:23; Чис. 15:19-21; Втор. 14:22), частью как апостольское установление (1 Кор. 16:27). Предписания касательно этого обычая изложены уже в 3 правиле апостольском (ср. Карф. 6:28).

(В первенствующей христианской Церкви были приносимы верующими в храм всякие вообще начатки от земного благосостояния: хлеб разного вида и рода, вино, елей, фимиам, воск, мед, молоко и т. п. Из этих приношений к алтарю представлялись только хлеб, вино, фимиам, елей и воск, а прочие приношения поступали или в трапезу церковную, или же прямо в домы церковного клира. В первенствующей христианской, как и в православной российской Церкви в древние времена, эти приношения были и многочисленны и разнообразны. Можно сказать, что тогда начатки всякого добра, принадлежавшего христианам, посвящались в жертву Богу, на служение Богу, на питание Божиих служителей и на поддержание всей нуждающейся братии.

Α ныне, с вырождением духа древнего благочестия, от обильных и разновидных, старинных приношений остались некоторые обломки, уже не тесно группирующиеся около единой главной существенной нерушимой жертвы бескровной, в таинстве евхаристии, в возношении Богу хлеба и вина, претворяемых в истинную плоть и кровь Христа Божия. Так посвящение хлеба и вина, яиц и молока, разных мяс и вообще яств сохранилось в освящении пасхального артоса в храме и пасхальных яств в домах.

Посвящение цветов и ветвей древесных совершается и ныне в праздники Ваий и Святой Троицы, Воздвижения Креста Господня и Недели Крестопоклонной. Приношение меда и кутии сохранилось на панихидах и вообще в заупокойных поминках. Приношение воску, фимиама и елея сохраняется и доныне постоянно. Возношение прихожанами просфор в проскомидии, равно как и вина, совершается и ныне, хотя, к сожалению, по местам уже и выводится. Наконец, освящение плодов земных совершается в христианской Церкви именно в праздник Преображения. Явно, что в этом последнем посвящении Богу плодов земных должно видеть то посвящение, которое заповедано было еще Моисеем в Ветхом Завете, которое в ветхозаветной Церкви и падало как раз на это самое время, как и у нас на время собирания плодов садовых, огородных и полевых, время, которое начиналось в Палестине у евреев от праздника Пятидесятницы, а оканчивалось концом года, т. е. концом нашего августа месяца, так как новолетие в древности не только в ветхозаветной, но и в христианской и даже в русской православной Церкви до имп. Петра I праздновалось в начале нашего сентября месяца.

Восстановление древнего благочестивого обычая первенствующей христианской Церкви приношения начатков от земного благосостояния для их благословения было бы весьма желательно. В Малом Требнике, кроме принесения в храм винограда и яблок 6-го августа, прямо заповедуется: “такожде и ино овощие да приносится коеждо во свое время ко храму на благословение.” Еще лучше бы было, если бы вместе с тем в пасомых пробудилась и укрепилась естественная в христианах потребность уделить часть ниспосылаемых от Бога даров в пользу св. храма и служащего в нем клира.)

Простое основание обычая приносить плоды (именно виноград) 6 августа заключается в том, что в Греции к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — новые колосья и виноград — и приносятся для благословения, в знак благодарения за получение этих плодов для пропитания человека. Святой Иоанн Златоуст учит: “земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога, возращающего оные; ибо “ни насаждаяй есть что, ни напояяй, но возращаяй Бог.”

Кроме того, виноград приносится в церковь для благословения, по прямому отношению его к таинству евхаристии. По Кормчей, “гроздие в церковь паче всякого иного овощия изряднее приносятся; понеже от того бывает вино, на совершение безкровной жертвы приемлемо.” Равным образом и в молитве “во причащении гроздия” иерей молится: “Благослови Господи, плод сей лозный новый, иже благорастворением воздушным, и каплями дождевными и тишиною временною, в сей зрелейший приити час благоволивый: да будет в нас от того рождения лозного причащающихся в веселие и приносити Тебе дар во очищение грехов, священным и святым телом Христа Твоего.”

Яблоки, заменяющие собою виноград, освящаются другою молитвой, как только начатки овощей. Более специальное значение освящения плодов в 6-й день августа может быть определено по общему разуму Церкви, что в событии преображения Господу благоугодно было показать то новое состояние, в которое вступила плоть человеческая в воскресении Господа и имеет вступить в общем воскресении всех верующих. Но как вся природа стала повинна пред Богом вместе с человеком за грехи последнего, так вместе с ним же она ожидает и обновления от благословения Божия. Отсюда церковное благословение плодов удостоверяет человека в этой надежде. [31]

Благословение плодов бывает или в конце литургии после заамвонной молитвы и раздаяния антидора, или по отпусте литургии. По отпусте литургии певцы поют тропарь праздника, на “Слава и ныне” — кондак. Священник в то время кадит кругом стола с плодами, говорить молитву над ними, затем, обыкновенно, плоды окропляются святой водой и, наконец раздаются народу. Молитва на благословение гроздия, в 6-й день августа, печатается в августовской Месячной Минее и Требниках Большом и Малом.

В Малом Требнике (ч. 2. гл. 9) говорится: сведомо же буди, яко сия молитва (“Благослови Господи”) глаголется над гроздием, идеже винограды, и приносятся на благословение во храм сей в 6-й день августа. Зде же в Велицей России, идеже не обретаются винограды, приносятся в сей день ко храму яблока, и глаголется молитва о приносящих начатки овощей, ей же начало: “Владыко Господи Боже наш.” Эта молитва находится в Малом Требнике (ч. 2,гл. 10).

“Если кто от братий съест гроздие прежде этого праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие чрез весь август месяц, яко заповеданный устав презрев: яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец. Сие же запрещение бывает и блюдущим винограды братии. Гроздию же на трапезе по празднике сем, трижды в неделю подобает предлагатися братии: сиречь в понедельник, в среду, в пяток, да вкушают братия. Сей устав бывает и на смоквах и над прочими овощами: яве яко времена их, кое когда приспеет” (Уст., 6 августа).

В Преображение разрешаем на рыбу, елей и вино, хотя бы этот праздник случился в среду или пятницу.

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.