google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преображение Господне | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преображение Господне

Август 18th 2014 -

Молитвословия праздника.

Тропарь, гл. 7.

Преобразился ecu на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак, гл. 7.

На горе преобразился ecu, и якоже вмещаху ученицы, Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты ecu воистинну Отчее сияние. Величание. Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистые плоти Твоея преславное преображение.

Богослужебные указания

Праздник Преображения принадлежит к двунадесятым праздникам. Он празднуется 9 дней — с 5 по 13 августа.

Паремия. 1) Исх. 24:12-18. 2) Исх. 33:11-23; 34, 4-6, 8; 3) 3 Цар. 19:3-9, 11-13, 15-16.

Утреннее Евангелие. Лук. 9:28-36; 45 зач.

Апостол. 2 Петр. 1:10-19; 65 зач.

Евангелие. Мф. 17:1-9; 70 зач.

На утрени, после 50 псалма, вм. “Молитвами Апостолов” и “Молитвами Богородицы,” поется на “Слава” “Всяческая днесь,” на “И ныне” — тоже. “На 9-й песни Честнейшую не поем, аще и в неделю, но поем припев праздника.”

Литургия совершается “порану, бдения ради;” на ней, вм. “Достойно,” ирмос “Рождество Твое” поется “и до отдания.”

Отпуст служб — особый. На литургии положено “входное:” “Господи, посли свет Твой.”

Катавасия: Крест начертав Моисей.

См.

Если случится Преображение в воскресенье, ничтоже воскресно поется, но поется вся служба праздника.

Примечания

[26] Из учеников Спасителя на горе преображения были Петр, Иаков и Иоанн. По объяснению святого Иоанна Дамаскина, “Господь взял Петра для того, чтобы показать, что свидетельство его, неложно им данное, подтверждается свидетельством Отца и дабы уверить его в Своих словах, что Отец Небесный открыл ему это свидетельство (Mф. (16, 17); Он взял Иакова, как имевшего прежде всех апостолов умереть за Христа, испить чашу Его и креститься за Него крещением (Деян. 12, 2); наконец, взял Он Иоанна, как девственника и чистейший орган Богословия. дабы он, узрев вечную славу Сына Божия, возгремел эти слова: в начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово (Иоан. 1, 1).” Кроме того, на горе Преображения — Петр, еще не вмещавший мысли о страданиях и смерти своего Учителя и Господа (Мф. 16, 22), мог зреть истинную славу Его, которая навсегда останется неприкосновенною для всех враждебных усилий, — Иаков и Иоанн, ожидавшие открытия земного царства Мессии и домогавшиеся первых мест в этом царстве (Map. 10, 37), могли созерцать истинное величие Христа Спасителя, превосходящее всякое земное могущество. Три ученика были, по закону (Втор. 19, 15), достаточными свидетелями откровения славы Божией и, по выражению святого Прокла, “по духу представляли в лице своем и всех прочих.”

[27] Вместе с апостолами пред преобразившимся Господом предстали два величайших мужа Ветхого Завета — Моисей и Илия, — “один, по выражению святого Иоанна Златоуста, умерший и другой, еще не испытавший смерти,” предстали для того, чтобы показать, что “Христос имеет власть над жизнию и смертию, владычествует над небом и землею.” Явлением своим на горе преображения они свидетельствовали также то, что преобразившийся Владыка живых и мертвых есть Бог, Творец и Исполнитель закона и пророков. “Радостию исполнялись Пророки и Апостолы, вошедшие на гору, замечает святой Ефрем Сирин, — радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели; радовались Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, а Апостолы на Пророков. Там взаимно простирали на себя взоры первостоятели Ветхого и Нового Заветов. Таким образом, гора представляла собою Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятые Церковью, и показал, что Он есть Податель обоих.”

[28] Преобразующиеся духовно в настоящей жизни, это — те, которые преобразовывают свой ум непоколебимою верою, так что он делается умом Христовым, мыслит и рассуждает, как учит св. Евангелие, твердо стоит в истине и отвращается всякой лжи и неправды; это — те, которые преобразовывают свою волю так, что она становится послушной одному св. Евангелию и никто, а равно и ничто, не может отклонить ее от исполнения заповедей Господних; это — те, которые преобразовывают, свое сердце так, что в нем царствует искренняя, пламенная любовь к Богу и ближнему, и оно живет и дышит единым Господом и упованием жизни вечной; это — те, которые преобразовывают и самые свои внешние чувства так, чтобы они не были рабами греху и беззаконию, но рабами правде во святыне.

[29] На Западе праздник Преображения Господня хотя и праздновался издревле в некоторых церквах, но до времен папы Каллиста III у католиков не было праздника Преображения, в смысле праздника общепринятого и торжественного. Этот праздник в католической церкви учрежден только в 1457 г. папою Каллистом III, и поводом к тому послужило следующее обстоятельство. Султан Магомет II, по взятии Константинополя, вознамерился завоевать Белград, где укрепился Гуниад, военачальник венгерского короля Ладислава V. Силы были неравные, но христиане именно 6 августа 1456 г. одержали полную победу. Папа Каллист III, учредив праздник, установил для него особый чин богослужения, отправляемый и поныне.

[30] Уже в IV веке святая равноапостольная царица Елена соорудила на горе Фаворе храм в честь Преображения Господня. В конце XI в. крестоносцы, овладев Палестиной, нашли на Фаворе несколько храмов и монастыри и обратили их в католические. При завоевании в конце XII в. Палестины сарацинами, Фаворские святыни были разрушены. Долгое время святая гора оставалась необитаемой, и только в день Преображения православные и католики совершали на развалинах своих бывших храмов богослужение. В 1849 г. патриарх Иерусалимский Кирилл II начал хлопотать перед турецким правительством о дозволении построить храм на Фаворе. Разрешение последовало только в 1860 г. Храм сооружен на развалинах древней греческой церкви. Над дверью храма надпись по-гречески: “На развалинах древнего на горе Фаворе священного храма, Божественного Господа и Спаса нашего Преображения, сооружен богопромыслительно храм сей попечением блаженнейшего патриарха Иерусалимского Кирилла II, иждивением общества Всесвятого Гроба,” — В России также есть память о славном Преображении Господнем на Горе Фаворе. В московской Скорбященской церкви и в церкви села Новоспасского (оно же Деденево, Московской губ.) хранятся камни с горы Фавора, привезенные еще очень давно. Есть основание думать, что эти воспоминания о священной для христиан горе не единственные в наших храмах.

[31] Обычай этот имеет и такое назидательное значение.

Плоды, когда еще растут весной, бывают мелки, зелены и некрасивы; затем, при содействии солнечного света, теплоты и влаги приходят в зрелый вид, принимают полноту и красоту, совсем преображаются. Так земная жизнь для человека то же, что время созревания для плодов; сам по себе человек не чист и греховен и потому не благообразен; но, если он пользуется светом слова Божия, согревается теплотой умилительных священнодействий, орошается и освящается святыми таинствами, он духовно созревает, и как “пшеница зрелая, во время пожатая” (Иов. 5:26), приемлется в житницу небесную, в горния обители Отца Небесного.

С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.