google-site-verification: google21d08411ff346180.html Древние Пасхальные обычаи в Православной церкви | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Древние Пасхальные обычаи в Православной церкви

Март 18th 2010 -

Необходимую принадлежность пасхального Богослужения в Христианской Церкви с древнейших времён составляла проповедь, в которой пастыри Церкви изображали величайшее значение христианской Пасхи и увещевали народ к достойному сретению и провождению сего спасительного праздника или же объясняли евангельские чтения пасхальной недели. На это ревностное обыкновение древних пастырей поучать народ с церковной кафедры в дни Пасхи Христовой ясно указывает святой Иоанн Златоуст в одном из своих слов, говоря: “В продолжение семи дней мы собираемся и предлагаем вам духовную трапезу, услаждающую вас, дабы каждый день вас поучать и вооружать против дьявола.”

В первохристианской Церкви было в обычае у христиан в первый день Пасхи причащаться Святых Тайн Тела и Крови Христовых. Об этом мы находим ясные указания у древнейших христианских писателей. Шестой Вселенский Собор, заповедуя христианам в продолжение пасхальной недели пребывать в храмах за Богослужением, упоминая о том, что христиане в эти дни должны наслаждаться и Святыми Тайнами.

В нынешнее время наши православные христиане обязательно должны причащаться в течение Великого поста перед Пасхой, ибо в Пасхальную ночь не все могут приступить к Святой Чаше. Свою величайшую радость древние христиане выражали в день Пасхи объятиями и лобзанием друг друга, причём они прощали искренно обиды всем своим обидчикам. Древность знаменательного обычая православных христиан христосоваться, т. е. приветствовать друг друга радостным пасхальным приветствием и взаимным целованием, не подлежит сомнению. Обычай взаимного целования верующих при совершении пасхального Богослужения существовал во Вселенской Церкви в течение многих веков, как на востоке, так и на западе. Обычай христосоваться в дни Пасхи получил своё первоначальное происхождение как выражение особой духовной радости христиан по поводу воспоминания великого значения события Воскресения Христова. С братским лобзанием древние христиане связывали также обычай дарить друг другу красные яички. Обычай этот существует с древних времён Хр истианства, судя по его всеобщности, подтверждаемой древними документами. Этот обычай сохраняется в течение веков во всех странах, где только есть Православная Церковь. Замечательно, что этот же обычай сохранился в тех церковных обществах, которые весьма рано, ещё в 5 и 6 веках, отделились от Православной Церкви, например: у армян, маронитов, и др. . Нет сомнения, что он унаследован ими от Православной Церкви со многими другими благочестивыми обычаями. У римо-католиков, протестантов и англикан этого обычая нет. Что касается обычая освещать некоторые снеди для домашнего употребления во время Пасхи, начиная с яиц и сыра, т. е. продуктов питания, откуда уже издревле произошли нынешние наши куличи и “пасхи,” то он также существовал в Христианской Церкви почти с самых первых веков.

Учёный исследователь богослужебных обрядов Восточной Церкви, известный Гоар, приводит самое древнейшее свидетельство Циакония, в котором говорится: “Теперь же, на Пасху приносят для благословения от священника яйца, мясо, хлебы, и пироги” и т.д. Даже римский устав, продолжает тот же учёный литургист, признаёт этот древнейший обычай священным и заслуживающим одобрения, в подтверждение чего он приводит молитву на благословение агнца, положенную в римском богослужебном уставе. Римский обычай освящать приготовленные к празднику снеди, несомненно, получил своё начало вместе с принятием Христианской Православной веры от греков. Древность этого обычая в нашей Церкви подтверждается существованием в древних богослужебных требниках двух молитв: одной на освящение брашен и мяса, а второй — на освящение сыра и яиц. Эти же молитвы находятся в древних греческих требниках. Церковными правилами не дозволяется вносить в храм куличей и мяса, а ставят их снаружи храма для освящения. К числу древних пасхальных обы чаев относится также приношение и раздаяние артоса, или, по церковному уставу, большой просфоры, которая служит для верующих живым воспоминанием об истинной Пасхе — Воскресшем Христе, почему на верхней части артоса изображается Воскресение Христово. Артос освящается после Пасхальной литургии особою молитвою. Его сохраняют в храме перед иконостасом возле царских врат на аналое всю светлую седмицу, а в пасхальную субботу, после прочтения особой молитвы, раздробляют и раздают верующим, как святыню, напоминающую о пребывании с нами Спасителя.

Все благочестивые древнехристианские обычаи должны строго сохранятся нами в эмиграции, чтобы не оторваться от живых корней православного русского народа.

Метки:

Оставьте комментарий!