Описаніе подробное чина празднованія въ скитѣ въ Геѳсиманіи 17-го Августа, съ плотію на небеса Вознесенія Божія Матери, по чину службы Палестинской Геѳсиманіи

Август 26th 2016 -

Икона "Успение Богоматери"

Икона «Успение Богоматери»
Санкт-Петербург, 1872 г.

Августа 16-го дня, по благословенію, въ два часа по полудни, врата Скита отваряются для богомольцевъ обоего пола. По келіямъ же братскимъ ходить не позволяется.

Вечерня малая начинается въ 3-и часа. Святыя Лавры братія, держатъ правый клиросъ, а скитяне лѣвый. Стихиры и стиховны читаются. По отпустѣ обычный молебенъ храма. На молебнѣ поютъ канонъ весь на распѣвъ: «Многими содержимъ напастьми...», а тропари «Въ рождествѣ дѣвство...». Эктинія обычная и молитва: «О, Пресвятая Госпоже Богородица, Вышши еси всѣхъ Ангелъ и Архангелъ...».

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Профессор богословия Иоаннис Фундулис

Во время молитвы два діакона кадятъ мѣстный образъ Успенія. По окончаніи молитвы, Величаніе Успенія Богоматери. По семъ отпустъ и многолѣтіе. Повечеріе малое оставляется. Во время многолѣтія, звонъ и бьютъ въ било внизу.

Если будетъ присутствіе Владыки, со звономъ и съ билы провожаютъ Его до входа въ келіи. Тогда съ билами двоя стоятъ на площадкѣ средней, на лѣстницѣ.

Акафист Успению Пресвятой Богородицы

Молитва на Успение Пресвятой Богородицы

ПОХВАЛЫ, или священнное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя ́Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи

Акафист иконе Божией Матери «Киево-Печерская» (Успение)

По тѣснотѣ церкви, строитель и ризничій обязаны распорядиться, чтобы трубы и окна были открыты, и впускать народъ съ разсужденіемъ. Мужчины, всегда невозбранный имѣютъ входъ въ скитъ, а женщинъ впускаютъ только въ одно это число, однажды въ году; то преимущественно пускать женщинъ въ церковь, и для сего поставить при дверяхъ двухъ монаховъ или послушниковъ расторопныхъ, чтобы они съ разсмотрѣніемъ впускали въ церковь.

Всеночни время.

Въ пять съ половиною, пономарь идетъ принять благословеніе къ благовѣсту, и приготовя Храмъ и свѣтильники, въ 6-ть часовъ начинаетъ благовѣстить ко всеночному служенію.

Назначенные Владыкою въ служеніе: чредный одинъ со крестомъ остается въ церкви, при дверяхъ, ожидая прихода Владычне; служащіе, діаконы со свѣщами и кадилами, и иподіаконы съ мантіею, посошникъ и лампадчикъ, идутъ въ должномъ порядкѣ въ келіи Владыки, и по облаченіи въ мантію, пропѣвъ «Испола...», поютъ тропарь «Въ рождествѣ...» и идутъ порядкомъ въ церковь при звонѣ колоколовъ и билъ, по обычаю скита.

Проповеди:

Поученіе въ праздникъ Успенія Пресвятыя Богородицы. Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ)

Слово въ день Успенія Пресвятыя Богородицы, произнесенное въ Саровской пустыни 15 августа 1857 года. Митр. Макарій Булгаковъ

Проповедь на Успения Божией Матери архиепископа Александра Семенова-Тянь-Шанского

Проповедь на Успения Божией Матери митрополита Антония Сурожского

Слово на Успение Пресвятой Богородицы. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Поучение. В день Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа). Протоиерей Родион Путятин

В день Успения Пресвятой Богородицы, Протоиерей Родион Путятин

Поученіе. Успеніе Пресвятыя Богородицы (Средства, при помощи коихъ можно встрѣтить смерть не со страхомъ, а съ радостью). Прот. Григорій Дьяченко

Успение Богородицы – преставление к Жизни

По входѣ въ олтарь Владыки, чредный Іеромонахъ и діаконъ, принявъ благословеніе, начинаютъ по обычаю всеночную службу. Въ вощиникахъ, предъ приходомъ Владыки, зажигаютъ по три свѣтильни, а на похвалу Богоматери, всѣ свѣтильники. А въ олтарѣ всѣ до прихода засвѣчаются.

Ризничій и пономари, должны приготовить за ранѣе свѣчи для всего народа, въ церкви и внѣ ея стоящаго.

Строитель долженъ взять мѣры, въ сіе время, къ охраненію скита, келій и храмовъ, отъ какого либо приключенія… или солдатъ инвалидныхъ поставить, или послушниковъ своихъ, во время всеночни смотрѣть за цѣлостію келій и прочаго, и благочинія всюду.

Скитъ освѣтить плошками и фонарями по деревьямъ, и все это приготовить за ранѣе.

По благословеніи хлѣбовъ, если угодно будетъ Владыкѣ, раздать чрезъ діаконовъ благословенный хлѣбъ; то приготовить два блюда, и раздробленный хлѣбъ, стоящему народу, не веля волноваться съ своихъ мѣстъ, могутъ разносить діаконы.

Потомъ чтется слово: «О успеніи Богоматери», близь Царскихъ вратъ, на каѳедрѣ, кою для сего слѣдуетъ за ранѣе и приготовить; и братія садятся на крылоса, или на ступеняхъ солеи, у ногъ Владыки, какъ дѣти близь отца, для слушанія повѣстнованія о Успеніи.

Послѣ слова, начинается шестопсалміе, а потомъ эктенія обычная и облачаются священницы на похвалу и діаконы до 3-хъ паръ. По эктиніи, ставится посреди церкви аналой украшенный. Пѣваему «Богъ Господь...» износятъ два священника, впереди Владыки, образъ Успенія, при предъидущихъ двухъ діаконахъ съ кадилами и возлагаютъ на аналой. Прочіе же возслѣдствуютъ, и раздаетъ свѣщи Владыка братіи, и благославляетъ діаконамъ и пономарямъ раздавать свѣщи и всему народу; по множеству бывающихъ, большею частію и далѣе стоящимъ, какъ и внѣ церкви, слѣдуетъ раздавать пономарямъ за ранѣе. Менѣе будетъ волненія въ народѣ, и своевременно всѣ зажгутъ свѣщи свои, имѣя уже оныя за ранѣе въ рукахъ.

Чинъ похвалы Богоматери совершается по чину Великія Субботы. На первой статьѣ кадитъ Владыка образъ Успенія, олтарь и храмъ. На 2-й и 3-й статьѣ, іеромонахи по два съ діаконами; а на благословенныхъ, два точію діаконы.

Послѣ благословенныхъ, — эктенія, антифонъ 4-го гласа, прокименъ и Евангеліе. На Евангеліи, по: «Слава, и нынѣ», стихира Евангельская. Мальчики поютъ посреди церкви, предъ аналоемъ, отъ Царскихъ вратъ, стоя лицемъ ко Владыкѣ: «Егда преставленіе...». По семъ эктенія, «Спаси Боже...»; по семъ канонъ, и цѣлуютъ святую икону и помазуетъ Настоятель освященнымъ елеемъ.

По окончаніи всеночни, звонъ обычной съ билами, и провождается тѣмъ же порядкомъ Владыка въ келіи свои.

Имѣть приставникамъ наблюденіе, чтобы не остался огонь въ плошкахъ или фонаряхъ, послѣ всеночной, но все вездѣ тщательно погасить.

Въ 7-мь часовъ утра принять благословеніе на чтеніе Акаѳиста и водоосвященіе, что можетъ совершать начальникъ скита или чередный. Къ сему сбирается скитская братія. Начало обычное: «Благословенъ Богъ...»; поютъ «Царю Небесный», и по «Отче нашъ»; на возгласъ поютъ кондакъ Успенію, и чтется Акаѳистъ Успенію съ обычнымъ кажденіемъ.

Въ сіе время ризничій долженъ приготовить въ корзинахъ хлѣбы благословенные, кресты и ложки для раздачи, въ чистыхъ корзинахъ, покрытыхъ простынями.

По прочтеніи Акаѳиста, послѣдняго повторенія кондака, прямо начинаютъ пѣть пѣвцы, по чину водоосвященія, тропари: «Еже радуйся...». Священникъ кадитъ воду и храмъ, и совершаетъ, по обычаю, водоосвященіе, погружая въ освященіе древо святаго креста. Окропя олтарь и храмъ святою водою, и потомъ окропляетъ хлѣбы, кресты и ложки. Все это ризничій, по окропленіи, убираетъ въ сохранное мѣсто, или въ нижнюю церковь для сохраненія. Часть крестовъ, сотни три, солько же благословенныхъ хлѣбовъ, и сколько есть скитскихъ ложекъ, особо отдѣляетъ, и оставляетъ въ ризницѣ, для Владичной келіи.

Оправя и убравъ храмъ, ожидаютъ благословеніе на благовѣстъ отъ Владыки, буде все это окончится ранѣе 9-ти часовъ.

Во время благовѣста собираются служащіе и, въ назначенное время, идутъ какъ и во всеночни ко Владыкѣ, для провожанія его во храмъ, тѣмъ же порядкомъ, съ пѣніемъ и со звономъ и билами.

Строителю распорядиться, чтобы были знающіе звонить и бить въ била. Чтобы солдатъ своевременно далъ знакъ, когда Владыка станетъ выходить изъ келіи, дабы во всемъ былъ своевременный порядокъ и стройность.

По Литургіи совершается ходъ. Сойдя съ паперти на лѣво, чрезъ трапезу, для чего предварительно разодвинуть столъ въ трапезѣ, для удобнаго прохожденія сквозь ее въ двери внѣшнія.

Крестъ запрестольный и образъ Богоматери, несутъ монахи. Образа: Успенія, Преподобнаго Сергія, Діонисія съ Харитономъ, Спасителя и Св. Троицы, несутъ священники, по обычаю. Старшій кропитъ святою водою ходъ. Канонъ поютъ Успенію. Начало дѣлается по среди церкви, и по тропаряхъ, ирмосъ: «Преукрашенная Божественною славою...», идутъ въ ходъ, два два, предъидуще предъ Владыкою; по иконахъ крестъ и Евангеліе, а за ними Владыка съ діаконами:

Первая литія, сошедъ съ паперти, прямо паперти.

Вторая, вышедъ изъ трапезы, прямо трапезы, на широкой аллеи.

Третія, прямо олтаря храма Успенія.

Четвертая, на сѣверной сторонѣ, въ половинѣ храма Геѳсиманіи, —

и по окончанія Евангелія, и прочаго по чину, идутъ въ храмъ и разоблачаются.

Строитель возложа епитрахиль, взявъ крестъ, идетъ по обычаю храма праздника, со святою водою во Владычнія покои, куда провожаютъ его и вся братія и служащіе, обычно празднику храма. По тропари, діаконъ возглашаетъ Владыкѣ многолѣтіе, и въ сіе время звонятъ.

Ризничій заранѣе вноситъ въ келіи Владыки кресты, отложенные въ ризницѣ, хлѣбы и ложки, и кому изволитъ Владыка, раздаетъ.


По многолѣтіи, іеромонахи скитскіе Макарій и Александръ въ мантіяхъ и епитрахиляхъ, принявъ благословеніе, идутъ за врата раздавать благословенные хлѣбцы и кресты богомольцамъ, посѣтившимъ скитъ.

За воротами предварительно устроить огражденіе, отъ давки народа, по обѣ стороны воротъ.

Ворота затворить, дабы народъ остался въ скиту, и въ одну калитку выходилъ за ворота; и полагаю удобнѣе встать обоимъ іеромонахамъ на одной сторонѣ для раздаванія. Прочія калитки въ скитѣ все запереть.


Близь скита не дозволять ни съ какою продажею.

А на малой Корбухѣ стоять могутъ съ калачами и прочими потребностями народа, близь сторожки.


Строителю озаботиться заранѣе о приготовленіи достаточно столовъ. Смотря по времени, по тѣснотѣ въ трапезѣ, можно въ добавокъ и предъ трапезою, или въ кладовой, въ случаѣ ненастья, заранѣе заготовить хлѣба ржанаго, булокъ и прочее, для братіи.

Служба Успенію Богородицы. «Преложено съ греческаго 1846 г.» — Рукопись № 290 XIX в. (не ранѣе 1846) изъ собранія Свято-Троицкой Сергіевой Лавры («Дополнительная библіотека»). Полууставъ, съ приписками скорописными рукой архимандрита Антонія. 78 л. (IV+74) 21,0 x 16,5. Переплетъ — картонъ, въ кожѣ, на верхней крышкѣ вытиснено: «Служба на Успеніе Богоматери въ Геѳсиманскомъ скитѣ». На об. передн. защитн. листа и на л. 1 — записи: «Изъ книгъ намѣстника Т. С. лавры архим. Антонія». Прежніе шифры № 240, «К № 152». — Въ концѣ «Описаніе подробное чина празднованія въ скитѣ Геѳсиманіи 17-го Августа съ плотію на небеса вознесенія Божія Матери по чину службы Палестинской Геѳсиманіи» (л. 60–68).

источник: «Русскiй Порталъ»

Метки: ,

Комментарии закрыты.