Звукотерапия-эффективный метод в коррекционной работе с аустичными детьми

Январь 23rd 2016 -

Замятина Надежда Николаевна,
воспитатель
Попонина Зоя Валентиновна,
учитель-логопед
МБДОУ№46 «Калинка», г. Северодвинск

Звуки, которые могут вылечить

В статье раскрывается значимость метода звукотерапии и практические рекомендации по его применению в коррекционной работе  с  аутичными детьми

Под аутизмом понимается необщительность ребенка, его стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране даже профессионалам. Аутисты – не больные, это просто другие люди, живущие в своем мире, в котором им может быть интереснее, чем в нашем. Тем не менее, аутизм у детей не проходит полностью. Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки.

Звуки, которые могут вылечить (Видео)

В результате своевременно начатой упорной коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум Установление эмоционального контакта с ним, вовлечение в сопереживание дает нам возможность поднять его активность, побудить его попробовать с нашей помощью перейти от защиты к постепенному освоению мира. Через сопереживание мы будем стараться постепенно ввести в его жизнь смыслы, которые в дальнейшем позволят и ему самому мобилизоваться и организовать себя. Задача педагогов — найти ту ниточку к ребенку, с помощью которой ввести его в реальный мир и адаптироваться в нем, вызвать потребность в общении. Многие специалисты отмечают важность использования звукотерапии в коррекционной работе с аутичными детьми. Звукотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений. Цель звукотерапии – добиться гармонии  человека с окружающей средой, найти то связующее звено (через слово ли, музыку или просто звук), которое на долгие годы соединяет человека со здоровьем и радостью бытия. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом. Через ощущение вибрации происходит более глубокий контакт с телом, повышается уверенность в себе, уходит тревожность. Со всех сторон нас окружают самые разнообразные звуки. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром.

Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений:

  • музыкотерапия,
  • словотерапия,
  • естественные звуки природы.

Использование звука в лечебных целях — столь же естественно, как пение колыбельной плачущему ребенку. Это наблюдение получило свое развитие в создании комплексной системы лечения, известной как звукотерапия. Двумя основными ее элементами являются родственные методы — музыкотерапия и звукотерапия. Среди тех, кому этот метод приносит очевидную пользу, — люди, страдающие хроническими болями, больные аутизмом дети. Музыкотерапия оказалась полезной для лечения головной боли, укреплении памяти, стимуляции способности к обучению у детей, страдающих аутизмом или задержкой в развитии, Лечение звуком показано при хронических болях и стрессе, и особенно полезно для улучшения физического функционирования организма и приведения в состояние равновесия его внутренней энергии. Сторонники звукотерапии заявляют, что регулярное применение звука может усилить энергию и запустить механизм самолечения в организме человека. Звуки — это упругие волны, распространяющиеся в воздухе и воспринимаемые ушами человека. Эти волны могут приносить нам радость или печаль, в зависимости от характера воспроизводимых звуков, ведь мир звуков, окружающих человека, очень разнообразен.

Если человек с самого детства окружен прекрасными звуками, он способен тоньше чувствовать, быстрее реагировать, легче понимать окружающих. У него глубокое воображение, он способен к творческому мышлению.

Терапия звуком в лечении аутизма. Томатис

Звук и здоровье тесно связаны между собой. При звукотерапии все они реагируют на звуки и дают положительный отклик. Частоту звуковых волн и вызывает в поле человека явление резонанса. Он возникает в голове, груди или тканях, воздействуя затем на ритм сердца, энергетическое поле головного мозга, частоту дыхания.

В сущности, пение — это пропевание гласных звуков. Например, если петь гласные, то:

А — насыщает организм кислородом,

И — активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши,

О — оказывает оздоровительный эффект на сердце и лёгкие,

У — оказывает положительное воздействие на область живота,

Э — укрепляет сердечно-сосудистую систему,

Данный вид терапии отличается от традиционной музыкотерапии тем, что здесь основная цель музыкального воздействия заключается в создании отношений не между музыкой и ребенком, а между ребенком и теми людьми, значимыми для него, с которыми он проводит все свое время.

Оговоримся: проводя с аутичным ребенком игры с ритмами, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями. В этом могут помочь подбор наиболее интересных ребенку игр и многократное их повторение.

Кроме того, наблюдения показывают, что речевая активность аутичного ребенка в играх с ритмами представляет собой не осмысленное повторение, а скорее сенсорную игру со звуками и ритмами. Тем не менее, полезно использовать потребность аутичного ребенка закончить знакомую фразу — договорить слово, строку в стихотворении, допеть песенку — для развития активной речи. А чтобы ребенок лучше понимал смысл стихотворения или песенки, во время игры используйте предметы или игрушки, которые упоминаются в тексте, сопровождайте проговаривание или пропевание подходящими по смыслу действиями, используйте иллюстрации.

Помимо вышеперечисленного, ребенок может просто не принять игру — громким криком «попросит» взрослого остановиться. Подберите новые интересные для ребенка песенки, которые он не слышал в записи, найдите ритмические движения, которые не вызывают у него негативной реакции. Для этого предлагайте ребенку различные варианты игр и выбирайте наиболее подходящие для него, исходя из его реакции и учитывая конкретную ситуацию. Опыт коррекционной работы показывает, что построение занятий с аутичными детьми, особенно в самом начале, имеет ряд особенностей. В случае, когда нарушена эмоциональная связь ребенка с миром, признанные эффективными приемы обучения не действуют. Работа с аутичным ребенком требует особого подхода, постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания

В работе с аутичными детьми мы предлагаем следующие звуковые игры.

— ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

— ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ!

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

— НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, — пусть он найдет коробочку, звучащую так же.

Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

— МУЗЫКАНТЫ

Приобретите для ребенка детские музыкальные инструменты — барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино.

Когда ребенок научится различать на слух их звучание, правильно играть на них, используйте его умения в сюжетных играх — «У мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино», когда поем песенку про Антошку — играем на гармошке и т.д.

— ЗВУКИ ПРИРОДЫ

Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг — шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

игры с ритмами

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:

— Сопровождение текста движениями;

— Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;

— Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).

При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся.

Длительная коррекционная работа психологов и педагогов дает возможность детям с аутизмом приспособиться к жизни в обществе, усвоить правила и алгоритмы поведения, которым они должны следовать.

Литература:

  1. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Теревинф, 2000.
  2. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. – № 2. – С. 8 – 17.
  3. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия  — М.: Теревинф, 2004. — 136 с.

Метки:

Комментарии закрыты.