google-site-verification: google21d08411ff346180.html Формирование «модели психического» | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Формирование «модели психического»

Март 24th 2018 -

Аутизм

Коррекция дезадаптивных форм поведения, формирование коммуникативных и социальных навыков имеют большое значение для адаптации ребенка с РАС в социальной среде. Однако применение усвоенных инструментальных навыков ограничено конкретными, «отработанными» специалистом условиями. На основании этого важно на следующем этапе коррекционной работы обратить внимание на развитие ключевых аспектов социального понимания. Наличие базовой способности ребенка к «считыванию внутренних представлений», причин поведения других людей приводит к качественным скачкам в личностном развитии и к более масштабным изменениям в социальном поведении. Данная способность носит название «модель психического» («теория психического»).

«Модель психического» («теория психического») определяется как способность делать вывод о ментальных состояниях других людей (их мыслях, желаниях, намерениях, убеждениях) и способность использовать эту информацию, чтобы интерпретировать то, что они говорят, понимать смысл их поведения и предугадывать, что они будут делать впоследствии.

Таким образом, проведение коррекционной работы по формированию «модели психического» параллельно с работой по формированию адаптивных навыков способствует широким, качественным изменениям социальных и коммуникативных способностей детей с РАС.

Диагностический этап коррекционной работы по формированию «модели психического»

Коррекционная работа по формированию «модели психического» начинается с диагностического этапа.

1. Восприятие основных эмоций

Для оценки восприятия эмоций используются тесты на распознавание (наименование) эмоций, требующие умения идентифицировать лицевую экспрессию (по пиктограммам, фотографиям). Распознавание эмоций может осуществляться вербально (дать наименование эмоции, что позволяет исследовать экспрессивный словарь), либо невербально (указать на соответствующее предложенному наименованию эмоции выражение лица, что позволяет исследовать рецептивный словарь).

Ребенку по очереди показывают карточки с пиктограммами/фотографиями основных эмоциональных состояний. Инструкция: «Назови, пожалуйста, что чувствует человек на картинке».

Перед ребенком кладут 5 карточек с пиктограммами/фотографиями.

Инструкция: «Покажи, где человек на карточке радуется, злится и т.д.».

Результаты ответов фиксируются в таблице 5.

Таблица 5

2. Понимание причин эмоций

Применяются тесты на понимание эмоций, требующих от ребенка умения занять чью-либо позицию. Задания построены в виде картинки с не прорисованной лицевой экспрессией. Картинка сопровождается короткой историей. Для понимания эмоционального состояния персонажа в истории ребенку необходимо занять позицию персонажа.

Например, перед ребенком кладут картинку с изображением мальчика, купающегося в море, и дают инструкцию: «Посмотри, это мальчик. Он купается в море».

Ребенку задается вопрос о том, что чувствует персонаж, изображенный на картинке. «Как ты думаешь, что чувствует мальчик, когда купается в море? Он радостный, грустный, рассерженный или испуганный?». Дается подсказка в виде четырех возможных ответов – пиктограмм с изображением эмоций. Ребенок отвечает устно или может показать на одну из карточек с изображением эмоции.

Если ребенок отвечает правильно, ему задается вопрос на понимание причин эмоций: «Как ты думаешь, почему мальчик радостный?».

3. Сформированность «модели психического»

Процедура обследования состоит из 10 субтестов, направленных на диагностику когнитивных компонентов психических репрезентаций, а также диагностику механизмов получения информации о психических состояниях других людей.

Понимание принципа «видение приводит к знанию»

Данные задания требуют понимания того, откуда берутся знания, в частности, что видение приводит к знанию. Проверяется способность ребенка вынести суждение на основании своих собственных знаний.

Тест «Кубики в коробке»

Материал: коробка и два кубика, которые отличаются только по цвету.

Инструкция: «Поиграем в такую игру. У меня есть кубики – красный и желтый, и коробочка. Я хочу спрятать один кубик в коробку, а другой кубик я уберу. А теперь закрой глаза и не подглядывай».

Педагог прячет один кубик в коробку. Вопрос: «Ты знаешь, какой кубик я спрятала? Что нужно сделать, чтобы узнать, какой кубик лежит в коробке?»

Тест «Кто знает, что лежит в коробке?»

Материал: Картинка с изображением двух девочек, одна из которых смотрит в коробку, а другая держится за коробку рукой и смотрит вперед.

Инструкция: «Посмотри на рисунок. Как ты думаешь, какая девочка знает, что лежит в коробке? Почему ты так думаешь?»

Различение физического и психического

Тест направлен на оценку способности ребенка различать реальный и ментальный опыт. Оценивается понимание ребенком того, что объект может существовать в реальности (например, его можно потрогать) и в мыслях, в воображении, в мечтах (к нему нельзя прикоснуться, о нем можно думать). Также выявляется способность ребенка судить о возможностях других людей, различать воображаемое и реальное.

Тест «Собака»

Материал: Картинка с изображением двух мальчиков, в которых один персонаж имеет ментальный опыт (думает о собаке), а второй персонаж имеет физический опыт (играет с собакой).

Инструкция: «Это Сережа. У Сережи есть собака. А это Дима. Дима думает о собаке. Как ты думаешь, какой мальчик может погладить собаку? Почему ты так думаешь?».

Тест «Печенье»

Материал: Картинка с изображением двух девочек, одной из которых мама дает печенье, а другая мечтает о печенье.

Инструкция: «Это Света. Она любит печенье и хочет есть. Это Светина мама. Она дает ей печенье. Это Катя. Она тоже голодна. Но она одна.  Она мечтает о печенье. Какая девочка может съесть печенье? Почему?»

Понимание ментальных состояний другого человека

Успешное прохождение этих заданий основывается на понимании того, что видение приводит к знанию. Исследуется способность ребенка отличать свои собственные представления и знания от знаний и представлений другого человека, понимать, что у другого есть представления, и они могут быть ошибочными и неверными. Кроме того, в более сложных заданиях второго порядка необходимо понимание, что некто имеет представление о том, что другой имеет представление о том, что у некоего есть представление. Оценивается способность осознавать, что в основе поведения могут лежать представления, которые не соответствуют реальности, то есть неверные мнения.

Тест «Смартис»

Материал: коробка из-под конфет.

Инструкция: «Посмотри на коробку. Как ты думаешь, что в ней лежит?»

Ребенок отвечает: «Конфеты». Коробку открывают и показывают, что там лежит карандаш. «Вот сейчас сюда придет другой ребенок, Вася, который не видел эту коробку. Когда придет Вася, я покажу ему эту коробку и спрошу, как и тебя, что в ней лежит. Что ответит Вася? Почему?»

Тест «Салли-Энн»

Материал: Рисунок с изображением истории про двух кукол.

Инструкция: «Это две куклы, это Саша, а это Аня. У Саши есть корзинка. У Ани есть коробка. Еще у Саши есть мячик. Саша положила свой мячик в корзину и ушла гулять. Непослушная Аня переложила мячик из корзины в коробку и тоже пошла гулять. Саша вернулась с прогулки и решила поиграть со своим мячиком. Где Саша будет искать мячик? Почему?».

Тест «Мороженое»

Материал: Рисунок с изображением истории про двух детей и мороженщика.

Инструкция: «Это Маша и Коля. Сегодня они пришли в парк. Приехал фургон с мороженым. Коля хочет купить мороженое, но он забыл деньги дома. Чтобы купить мороженое, ему надо пойти домой и взять деньги. Мороженщик говорит Коле: «Все в порядке, Коля, я буду в парке весь день. Так что ты можешь пойти домой и взять деньги, а потом вернуться и купить мороженое. Я все еще буду здесь». Итак, Коля побежал домой за деньгами. Но когда Коля ушел, мороженщик изменил свои планы. Он решил, что не собирается оставаться в парке всю вторую половину дня, вместо этого он пойдет продавать мороженое возле кинотеатра. Он говорит Маше: «Я не буду, как сказал, стоять в парке, вместо этого я пойду к кинотеатру».

Проверка понимания № 1: «Коля слышал, что мороженщик сказал Маше?»

Итак, после полудня Маша пошла домой, а мороженщик отправился к кинотеатру. Но по пути он встретил Колю и сказал: «Я передумал. Я не хочу оставаться в парке, я собираюсь продавать мороженое около кинотеатра».

Проверка понимания № 2: «Маша слышала, что мороженщик сказал Коле?»

Во второй половине дня Маша пришла к дому Коли и постучалась в дверь. Дверь открыла мама Коли, она сказала: «Ой, Маша, мне жаль, но Коля ушел. Он пошел за мороженым».

Вопрос, касающийся ожидания: «Как думает Маша, куда Коля пошел за мороженым?»

Вопрос на понимание причины такого ожидания: «Почему Маша так думает?»

Вопрос на понимание реального положения вещей: «Куда на самом деле пошел покупать мороженое Коля?».

Понимание обмана

Тест «Следы»

Материал: Рисунок с изображением мишки и трех коробок, к одной из которых ведут следы, указывающие на местонахождение объекта (конфеты, которую спрятал мишка).

Инструкция: «Мишка спрятал конфету. Где? После тебя придет еще один ребенок, как сделать так, чтобы он не догадался, где спрятана конфета?»

Тест «Спрячь монету»

Материал: Монета.

Инструкция: «Спрячь монету в кулачок так, чтобы я не догадался, в какой руке монета».

Понимание намерений другого человека

Тест «Что хочет мальчик?»

Материал: Рисунок с изображением лица мальчика, окруженного конфетами. Мальчик смотрит на определенную конфету.

Инструкция: «Какую конфету хочет съесть мальчик? Почему ты так думаешь?»

Результаты тестирования заносятся в протокол.

Протокол обследования «модели психического»

Протокол обследования «модели психического»Протокол обследования «модели психического»

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.