google-site-verification: google21d08411ff346180.html Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию

Март 9th 2015 -

Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию

Глава 5. Проблемы воображения

5.2. От теоретического понимания к педагогическому воздействию

5.2.1. Способствует ли наша работа устранению стереотипных форм повеления и  проблем в поведении?

Мы должны устранить причины, а не симптомы. Проблемы аутизма напоминают айсберг, у которого лишь малая часть возвышается над водой.

Вы можете себе представить, что у вас есть так мало вещей в жизни, которые приносят вам радость, и все они запрещены? Они утверждают, что помогают мне, систематически лишая меня моей индивидуальности. Барбара Моран

Вероятно, сейчас уже всем должно быть понятно, что мы стараемся устранить причины, а не симптомы. Нас часто спрашивают о том, в каких случаях мы основываемся на бихевиоризме и формировании условных рефлексов. Я не буду начинать научной дискуссии по этому поводу, но кратко изложу, что мы об этом думаем.

Прежде всего, следует уточнить, что подразумевается под словами «бихевиоризм» и «формирование условных рефлексов». В самом широком смысле формирование условных рефлексов означает вознаграждение желательного поведения и наказание за нежелательное поведение. В этом смысле родителей всех обычных детей можно назвать «бихевиористами». Если ребенок смеется, родители показывают, как они рады, и таким образом, они пытаются поощрять желательное поведение. Если ребенок долго капризничает из-за того, что ему не дали мороженое, родители обязательно постараются объяснить ему, что «нет — означает, нет»: у него нежелательное поведение. «Перестань капризничать!» говорим мы ребенку, принимая строгое выражение лица. Так мы стараемся привить ему хорошие манеры. Мы все являемся бихевиористами в лучшем смысле этого слова, даже когда мы имеем дело с детьми, страдающими аутизмом. Очень важно дать понять ребенку, какое поведение допустимо, а какое нет. Однако, намного сложнее показать аутичным детям, что «хорошо» и что «плохо» таким образом, чтобы они это поняли.

Также встречаются люди, симптоматологи, которых можно назвать «строгими бихевиористами». Они не очень обеспокоены тем, что происходит в «душе» ребенка и задают очень мало вопросов о том, какими причинами вызвано поведение ребенка. Они стремятся поощрять определенные формы поведения, и устранять все остальные, включая стереотипное поведение.

Но, постойте! Мы только что доказали с помощью примеров людей, имеющих высокий уровень интеллектуальных способностей, что стереотипное поведение выполняет определенную функцию. Люди, страдающие аутизмом, стремятся к безопасности и предсказуемости, избегают трудных ситуаций и защищают себя, преодолевают страх, стимулируют себя и получают вознаграждение. Неужели мы хотим все это забрать у них? И какую цену придется за это заплатить? Количество стереотипных игр, очевидно, соответствует числу основных черт, характерных для людей, страдающих аутизмом. Стереотипы приспособлены к их негибкому мышлению, они предсказуемы и вызывают в них чувство эйфории. Более того, они могут восприниматься как вознаграждение, и в этом они обходятся без нашей помощи. Другими словами, это их право. Традиционные бихевиористические терапии предназначены для обычных детей, они не учитывают особенностей развития детей при аутизме.

Очевидно, что некоторые стереотипные формы поведения могут препятствовать интеграции и служить помехой в обучении. Но сам аутизм уже является помехой для обучения. Мы хотим устранить аутизм? Если есть угроза, что человек, страдающий аутизмом, может стать жертвой стереотипного поведения, конечно, в таком случае ему необходима наша помощь. Но при этом адаптироваться должна как одна, так и другая сторона. Вы можете ожидать определенных усилий от аутичного человека, но самый большой шаг должны сделать мы.

Родителям аутичных детей были разосланы анкеты. Вопросы были связаны с проблемами в поведении. По результатам этих анкет было установлено, что больше всего проблем вызывает «игра». Например, одни родители написали: «Мой сын не может занять себя. Он не умеет играть с обычными игрушками. Часто он берет игрушки брата и разбрасывает их по дому, все ломает, не хочет играть с другими детьми». То, что увидели родители, было вершиной «айсберга». Вы можете растопить эту вершину (с помощью симптоматического лечения), но в конечном итоге это ничего не изменит. Проблема не будет решена. Основная часть «айсберга» аутизма спрятана под водой. Именно там надо искать причину (М.Б. ван Бургондьен).

Ниже приводятся возможные причины поведения маленького мальчика, о котором было рассказано выше:

1.   У него имеются проблемы с организацией своего поведения (он не может понять его начало, продолжительность или окончание); количество визуальных средств, которые он использует, недостаточно для участия в игре.

2.   Когда он использует игровой материал, он получает более интересные результаты, чем это было предусмотрено производителем игрушек для обычных детей.

3.   Он не понимает, что куклы символизируют людей.

4.   Он недостаточно хорошо понимает нормальную жизнь, чтобы придумывать игры с куклами, имитирующие «нормальную жизнь».

5.   Он не владеет речью, что делает невозможным его игру с обычными детьми.

6.   Он не понимает правил социальной игры.

Теперь вы понимаете насколько важно правильно выбрать педагогический подход к этому мальчику, если мы хотим помочь ему приобрести навыки свободного времени, научиться находить для себя интересное занятие и играть в различные игры. Использование визуальных средств сделает его более независимым. Специальная подготовка и обучение играют самую важную роль при проблемах поведения и стереотипных формах поведения.

Одна из проблем стереотипного поведения заключается в том, что все стереотипы очень разные, каждый из них может выполнять несколько разнообразных функций. Перед тем, как мы перейдем к рассмотрению основных принципов подхода, применяемого при стереотипном поведении, мы рассмотрим один конкретный пример. В заключение, мы должны сделать вывод, что в каждом случае, несмотря на хорошее понимание картины стереотипного поведения в целом, необходим индивидуальный подход к ребенку.

Метки:

Pages: 1 2 3 4

Комментарии закрыты.